Русская линия
Русская линия15.01.2007 

Казанские кряшены отпраздновали Нардуган
Обряды кряшен доказывают, что они являются не крещёными татарами, а отдельным народом

Вчера, 14 января, в Казани, в одном из периферийных дворцов культуры, местные кряшены с размахом отпраздновали один из своих традиционных обрядовых праздников — Нардуган, передаёт наш собственный корреспондент в столице Татарстана.

КряшеныСлово «Нардуган» тюркского происхождения, переводимое как «рождённое солнце» (варианты — «рождение солнца» или «рождённый солнцем»). Раньше этот праздник восточных народов имел чисто языческое содержание, символизируя культ солнца. После принятия предками кряшен православия Нардуган приобрёл у них очевидное сходство с русскими святками. Его празднование начинается в то время, когда начинает расти световой день (а соответственно — ослабевает действие тёмных сил) и продолжается вплоть до Крещения Господня. Раньше во время Нардугана ряженые, как на святочных колядках, с обрядовыми песнями ходили по домам, желая всем радости, здоровья и достатка.

Главным организатором праздника выступила Общественная организация кряшен города Казани (руководитель — Мария Семёнова) при поддержке активистов общественной организации «Республиканский национально-культурный центр кряшен Татарстана» Людмилы Белоусовой и Аркадия Фокина. Празднование Нардугана началось с традиционного хоровода, который кряшены водили прямо в фойе дворца культуры им. В.И.Ленина. После этого состоялся концерт, на котором перед собравшимися выступили известные в республике кряшенские певцы Елена Бичарина, Георгий Ибушев, Галина Казанцева, музыковед-этнограф Геннадий Макаров, артистка разговорного жанра Аграфена Васильева и другие, а также начинающие артисты и творческие коллективы.

Особое внимание при этом привлекли номера, продемонстрировавшие народные обряды кряшен, а также их традиционное песенное и танцевальное искусство, в которых весьма своеобразно переплелись тюркские и славяно-русские мотивы. Очевидно, что культура этого православного народа, его язык и даже одежда формировались под сильным татарским и православно-русским влиянием, однако в них сохранилось и немало компонентов, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одной из «культур-доноров». В подтверждение этого в перерыве между отделениями концерта был показан документально-исторический фильм на русском языке «Затерянная история кряшен», авторы которого обосновывают теорию самостоятельного статуса кряшенского народа. Не удивительно, что в Татарстане, где кряшены официально именуются «крещёными татарами», этот фильм практически никому не известен.

По мнению некоторых исследователей, традиционное празднование кряшенами Нардугана также является одним из весомых подтверждений того, что их предки не были мусульманами и перешли в православие из языческого состояния, минуя ислам. А это, в свою очередь, является весомым аргументом в пользу теории, согласно которой кряшены, несмотря на свою очевидную языковую близость к татарам, имеют полное право считать себя отдельным народом.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика