Русская линия
Труд Валерий Коновалов10.03.2005 

Масленица: праздник или полупост?

Недавно на Афоне я беседовал с монахами Русского Свято-Пантелеимонового монастыря. Зашла речь и о предстоящем Великом посте. Там, в монашеской республике на Святой Горе, жизнь необыкновенна. Послушания очень трудные, правила крайне суровые, воздержание предельно строгое. Мясных блюд, например, не увидишь на трапезе и в обычные дни, не то что в пост.

И вот интересно мне стало, как же относятся афонцы к тому, что так называемые постные меню у нас зачастую разнообразнее и изысканнее праздничных за счет всевозможных экзотичных продуктов и заменителей мяса? Что неделя, предваряющая Великий пост, становится узаконенным разгулом, тогда как Церковь предписывает обратное? Не лукавство ли это, с их точки зрения, не грех ли?

Ожидал строгих слов, но услышал нечто другое.

— Что ж поделаешь, испытания ведь даются по нашим немощам, — говорил мне один из монахов Свято-Пантелеимоновой обители отец Философ. — То, что посильно иноку, может оказаться обычному человеку не по плечу. У каждого могут быть свои ступеньки. Кому-то просто отказаться на время от мяса — и то подвиг. Пусть он даже взамен кушает какие-то вкусности или такие, соевые например, блюда, которые от мясных мало отличимы. Но только сам он чувствует: есть ли в этом для него какая-то жертва. Главное, наверное, не в том, что именно ест и делает человек, а в том, приближает ли это его хоть немного к Богу.

Пожалуй, в этих словах афонского монаха можно при желании услышать и объяснение весьма противоречивого периода, который называется Масленицей или, по-церковному, Сырной седмицей. С одной стороны, это восходящая к язычеству традиция широкого и бурного празднования. С другой — подготовка к самому строгому посту, говоря словами Церкви, «светлое предпутие воздержания». Впрочем, и по церковным правилам Сырная седмица одновременно несет и ограничения, и послабления. Да, мясо в эту неделю уже запрещено, зато в среду и пятницу, против обычного, разрешаются молочные продукты.

Так уж получилось, что стремление Церкви облегчить христианам переход к строгому посту с помощью своеобразного «полупоста» обернулось стойкой традицией вволю нагуляться перед постом. Как совместить православные предписания и народную традицию — каждому решать самому. Наверное, тут-то и может помочь критерий афонского монаха: что приближает человека к Богу, а что отдаляет.

А еще есть на этот счет сказанные очень давно, но по-прежнему актуальные слова святителя Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно… Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Но при всем том не к унынию, конечно, призывает Церковь и в эти дни. Ведь Христос так учил: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися».

http://www.trud.ru/004_Cht/200 503 100 400 501.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru