Русская линия | 20.10.2006 |
Убедительным тому подтверждением являются официальные меры и акции последнего десятилетия. В период подготовки и проведения переписи населения России 2002 года с одобрения и при поддержке республиканских властей в средствах массовой информации, в том числе за пределами Татарстана, была развернута кампания по обвинению кряшен в сепаратизме, в стремлении расколоть, чтобы впоследствии по частям уничтожить, татарский народ. В результате этой кампании, подкрепленной административным ресурсом, не татары, а кряшены были расколоты на три идентификационные группы, и перепись кряшен была сорвана. В условиях нагнетавшейся кряшенофобии, не добившись государственной поддержки, из-за финансовых трудностей прекратила свое существование независимая газета «Кряшен сюзе». И тут же появилась антикряшенская газета «Туганайлар», первый же номер которой призывал читателей отказаться от кряшенства. На содержание такой газеты правительство нашло средства.
В отличие от других коренных народов, национальных меньшинств и диаспор, только кряшены остаются обделенными в удовлетворении своих этноконфессиональных потребностей. Продан единственный в Казани памятник кряшенской истории — здание центральной крещено-татарской школы. Закрыта радиопередача для кряшен «Здравствуйте, дорогие сородичи!». Безответной остается просьба кряшенской общественности о воссоздании государственного ансамбля песни и танца кряшен. В долгом ящике лежит ходатайство об открытии отдела кряшеноведения в Академии наук Татарстана. Не возвращены верующим даже сохранившиеся кое-где сельские православные храмы.
Многие публичные акции для кряшен или с участием кряшен проводятся чисто в пропагандистских целях. Даже единственная в своем роде встреча на высшем уровне лидеров кряшенского общественного движения с Президентом Татарстана М.С.Шаймиевым в апреле 2002 года, как выяснилось сейчас, была организована как чисто пиаровский трюк: ни один из 19 пунктов запротоколированных поручений главы республики своему ближайшему окружению до сих пор полностью не исполнен.
Все это вызывает обоснованное недовольство кряшенского населения, создает напряженность в обществе. Следуя своей националистической традиции, татарстанские власти действуют методами далеко не цивилизованными. Ныне они идут на все, чтобы ликвидировать демократическое этноконфессиональное движение кряшен, используя не самые пристойные методы и средства. Понимая, что лишить народной поддержки самим же народом созданные общественные организации кряшен им не под силу, они всячески пытаются, в одном случае, внедрить в уже действующие структуры штрекбрейхеров, в другом, — создать параллельно с уже действующими псевдокряшенские объединения и, в третьем случае, чисто силовым методом, угрозами, лишением работы, шельмованием и т. п. заставить всех и вся следовать порочной национальной политике власть имущих в отношении кряшен.
Совет национально-культурного центра кряшен, верный своей принципиальной позиции — действовать только цивилизованными методами и решать сложные зтноконфессиональные проблемы только путем компромиссов, — неоднократно обращался к властям Татарстана с просьбами и предложениями, шел навстречу их пожеланиям, но ожидаемого стремления к решению кряшенского вопроса у них не обнаружил. В связи с этим совет центра кряшен вынужден заявить о том, что он освобождает себя от ранее данных обещаний, как, например, не форсировать создание местных, региональной и федеральной национально-культурных автономий и воздержаться от проведения общероссийского съезда кряшен и т. п., и оставляет за собой право действовать сообразно складывающимся условиям с использованием всех доступных форм, методов, средств и возможностей вплоть до обращений к российским властям и общественности, к отечественным и международным правозащитным организациям и сообществам, объединяющим национальные меньшинства и непризнанные народы.
18 октября 2006 года
http://rusk.ru/st.php?idar=104591
|