Русская линия
Русская линия17.10.2006 

Как решить проблему Косова? (9)

Редакция сербской газеты «Глас явности» продолжает публиковать полемические материалы, посвященные самой животрепещущей теме новейшей сербской истории

Академик Светомир Арсич, член Сербской академии наук и искусств: «Без поддержки великих держав албанцы не бунтуют»

«Глас явности»: Учитывая реалии наших дней, какое решение о статусе Косова можно было бы считать подходящим для Сербии?

Светомир Арсич: Я не политик. Мои прогнозы и размышления того же порядка, что и у большинства граждан Сербии. Как человек, родившийся в Косово, как художник, я крайне эмоционально воспринимаю все, что происходит.
Международное сообщество и США вместо того, чтобы установить мир, создали пространство безвластия. Косово превратилось в край, где властвует криминал и, что самое страшное, происходит этническая чистка сербов.
Огромное количество солдат, полицейских и чиновников на таком маленьком клочке земли могли за короткое время обеспечить результаты, обещанные Резолюцией СБ ООН N1244. Однако отношение международных сил, с молчаливого одобрения которых продолжается запугивание и изгнание сербов, четко показало, что сербы зря ждут от них хоть какой-то поддержки. Наоборот, они как будто предоставлены сами себе в проекте «независимое Косово».

«Глас»: В том случае, если требования албанцев не будут удовлетворены, они угрожают вооруженным восстанием. Укрепит ли такое давление позиции албанцев на переговорах?

С.А.: Элементарное знание истории, политики албанских вождей и руководителей, менталитета этого народа — это подтверждение того, что они не начинают никаких волнений, если не имеют поддержки великих держав. Верить в угрозу того, что они готовы «нанести удар» по войскам ООН для достижения своих интересов, это, по меньшей мере, наивность! Это, прежде всего, аргумент американцев, используемый ими для мировой и сербской общественности, чтобы удовлетворить требования, не имеющие никаких оснований в международном праве.

«Глас»: Вы постоянно подчеркиваете, что албанцы настолько преданы идее независимости, что готовы все за нее погибнуть.

С.А.: Рассказы о храбрости и свободолюбивом духе албанского народа это миф, появившийся в сфальсифицированной их учеными истории в 70-е — 80-е годы. Военное прошлое албанцев связано исключительно с сотрудничеством с великими империями. Они были на службе у турок, немцев, итальянцев, а теперь американцев, во время их агрессии, и таким образом обеспечили некоторые свои интересы.
В Косове никогда не было ни восстаний, ни войн, но если албанцы получали внешнюю поддержку, то проявляли крайнюю свирепость. Этика албанцев как народа, однако, не такова. У них специфический менталитет, проявляющийся в уважении традиционных ценностей. А под знаменем походов великих империй характер как будто меняется.
Но я должен подчеркнуть, что и традиционные особенности сербского солдата и офицера в последних войнах деформировались. Это последствие, прежде всего, политики и пропаганды 1990-х годов, бремя которых мы будем еще долго ощущать, и нести на себе.
Милошевич был проклятием нашего народа. Учитывая и другие факторы, Косово стало областью недоверия и ненависти, из-за которых совместное проживание народов теперь почти невозможно.

«Глас»: Сербия взывает к международному праву, а албанцы к праву этноса. Где решение?

С.А.: Арбитры на этих переговорах игнорируют тот факт, что Косово и Метохия это сербская земля, что она принадлежит сербскому народу. Конечно, невозможно не считаться с тем, что там проживает большое количество албанцев. Единственное справедливое решение состоит в том, чтобы все граждане были равноправны и были в безопасности, но если это не сделано за семь лет, трудно поверить в заверения, что это будет сделано в будущем.
Международное сообщество, если оно желает принять справедливое решение, должно уважать оба фактора.

«Глас»: И при каком статусе Косова будут уважаться права и тех и других?

С.А.: Это можно проиллюстрировать эпизодом из 1970-х годов, когда делегации сербских и албанских коммунистов встретились с Тито по вопросу предоставления Косово статуса республики. После обсуждения доводов в пользу создания институтов государственности на этой территории Тито, об антисербской политике которого нет необходимости напоминать, высказал понимание их пожеланий о необходимости построить государство, но добавил: «У вас, товарищи, нет земли, чтобы строить».
О том, что Косово это сербская земля, и невозможно на чужом участке строить свой дом, знал даже он, известный защитник албанцев. Но с другой стороны дал им все права.
Может быть, это что-то вроде модели самого справедливого решения

Академик Светомир Арсич лауреат многих сербских и международных наград и премий.
«Глас jавности», 17 сентября 2006 года
http://www.glas-javnosti.co.yu/danas/srpski/T06091602.shtml


Никос Арванитес, политический аналитик, публицист и репортер: «Косово стоит на защите Европы»

«Глас явности»: Что означала бы для Балкан и Юго-востока Европы независимость Косова?

Никос Арванитес : Независимость значила бы для региона неестественную закрытость международных коридоров, представляющих геостратегический интерес для Европы, Евросоюза, США и Российской Федерации. Независимый статус Косова и Метохии нес бы угрозу стабильности всего Балканского полуострова.
Вначале осуществился бы вековой сон албанцев, еще со времен «Призренской лиги»[1], о суверенном Косово, в котором доминируют албанцы. Создание второго албанского государства открыло бы двери для федерализации Македонии и параллельных связей ее албанской части с Косовом и Албанией. «Эффект домино» привел бы к великоалбанским претензиям к Греции. Черногория уже сейчас находится на стадии активной албанизации, которая еще только покажет всю свою пагубность, потому что албанские претензии здесь будут становиться все четче, особенно в районах с преобладанием албанцев на Адриатике. Это районы возле Бара, Улцинья и Туза, который на протяжении многих лет связан с Тираной. Черногория может быть «скуплена» албанской мафией.

«Глас»: Будет ли способствовать независимость Косова и Метохии более активному проникновению в регион Ислама?

Н.А.: Исламский фактор, действующий сегодня через албанизацию не только коварно, но и агрессивно, несомненно, усилился бы. Этнически чистое Косово позднее могло бы стать происламским образованием, поддерживаемым различными исламскими государствами и движениями. Модель исламского Косова усилила бы исламские радикальные организации в Санджаке. Это привело бы к превращению связей между исламскими движениями в давно задумываемую так называемую «зеленую трансверсалу» («исламский пояс Европы» — прим. переводчика), который включил бы теперь еще и Македонию, Болгарию и Грецию. Это вызвало бы серьезные проблемы глобального масштаба, которые бы затруднили осуществление целей Евросоюза на Балканах. Исламские устремления осуществляются и через албанскую наркомафию, которая поддерживает процессы албанизации и исламизации.

«Глас»: Какова на данный момент самая подходящая модель статуса Косова и Метохии?

Н.А.: Рациональное решение состоит в максимальной автономии Косова и Метохии, при том, что территория остается международно-признанной частью Сербии с присутствием структур Евросоюза в качестве посредника в осуществлении экономической интеграции и с присутствием миссии НАТО, которая должна быть гарантом реализации резолюции СБ ООН.
Косову и Метохии на десятилетний период необходима определенная форма международного протектората для создания европейского и демократического общества, против этнической дискриминации, для борьбы против наркомафии и радикального ислама.
Относительно статуса Косова и Метохии надо согласовать сначала позиции балканских стран, а потом стран Евросоюза. Затем на основе этого достичь компромисса между ЕС и США с одной стороны и Россией с другой. Этот компромисс имел бы силу как рациональная политика по сравнению с жесткими и взаимоисключающими позициями сербской и албанской сторон.

[1]«Призренская лига» создана в 1878 году в при активном участии султанского правительства Османской империи для защиты ряда владений на Балканах от законных претензий Черногории, которой эти территории были предоставлены решениями Берлинского конгресса 1878 г. Постепенно приобрела сепаратистский по отношению к Стамбулу характер с притязаниями на земли балканских славян и греков. Разгромлена войсками султана в 1881 году.
Современными албанскими «интеллектуалами» «Призренская лига» трактуется едва ли не как первое протогосударственное объединение албанцев в Новое время. Марксистская историография рассматривала «Призренскую лигу» как форму «национально-освободительного движения албанцев против османского ига» (прим. переводчика).

Никос Арванитес политический аналитик, публицист и репортер. Закончил кафедру международной политики и экономики Афинского университета. Исследует различные аспекты международных отношений на Балканах. Автор семи книг о геополитических проблемах в мире и на Балканах. 10 лет прожил в Белграде. Ныне живет и работает в Афинах.

«Глас jавности», 2 октября 2006 года
http://www.glas-javnosti.co.yu/danas/srpski/T06100102.shtml

Перевод с сербского Михаила Ямбаева

http://rusk.ru/st.php?idar=104586

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика