Русская линия | 28.09.2006 |
Как известно, в Российской Федерации запрещается установление обязательной для всех граждан религии, равно как и нерелигиозной идеологии (статьи 13, 14 Конституции РФ). Эти конституционные принципы логично развиваются в законодательстве об образовании. Статья 14 Закона РФ «Об образовании» требует, чтобы содержание образования содействовало взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывало разнообразие мировоззренческих подходов, способствовало реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
В демократическом общественном устройстве, которое постепенно выстраивается в нашей стране, религиозное и культурное разнообразие больших общественных групп — норма. Это разнообразие должно быть представлено, получить свое отражение и в массовой общеобразовательной школе. В противном случае, были бы все основания говорить о дискриминации религиозной части общества, нарушении гражданского равноправия в области образования по признаку отношения людей к религии. В новой России еврейская община получила равные со всеми другими национальными и религиозными группами права на самовыражение, вероисповедание, культурную и религиозную идентичность. Мы ценим эти исторические достижения и дорожим ими. Дети религиозных евреев сегодня имеют возможность изучать духовную культуру своего народа, религиозную традицию, законы, без которых мы не мыслим себя, не только в негосударственных учебных. заведениях, но и в государственных общеобразовательных школах (школы, классы, дошкольные учреждения с еврейским этнокультурным компонентом) и вузах.
Изучение Традиции, Торы и Талмуда, священного языка пророков, духовной истории народа, наших праздников и обычаев — неотъемлемая часть еврейского образования. Оно делает из ребенка полноценную личность, достойного члена своего народа, защитника и хранителя национальной культуры. Еврейское обучение и воспитание в российской государственной школе ни в коей мере не препятствует получению детьми общего среднего образования в соответствии с российскими образовательными стандартами и воспитанию их как граждан демократической России. Оно не формирует нетерпимости или неуважения к согражданам — людям других национальностей, религий, взглядов и убеждений.
Современная система еврейского образования в России — значительное достижение для нашей страны, всего российского общества, еще совсем недавно находившегося под гнетом антирелигиозного режима. Для нас она является реальным, ощутимым доказательством наступившей религиозной свободы и. уважения государства к иудаизму как одной из традиционных религий народов России, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Иначе не может, и не должно быть в стране, в которой жестокие попытки от лица государства навязать людям безрелигиозное существование потерпели исторический провал.
Государство неимоверными усилиями смогло наладить подготовку российских ученых-теологов, теологов-преподавателей, что позволило обеспечить тенденцию уменьшения количества зарубежных религиозных проповедников и степени их влияния на религиозную жизнь страны, тенденцию снижения экстремистского и деструктивного воздействия на внутрироссийскую религиозную жизнь извне — со стороны зарубежных и международных групп, стремившихся расколоть Россию, посеять в ней хаос и вражду. И вот теперь, когда успешно и эффективно развивается иудаистское, христианское, мусульманское теологическое образование, возникает опасное искушение все позитивные наработки, весь огромнейший опыт теологического образования разрушить, свести к нулю, а само теологическое образование маргинализовать и отправить в «гетто»! Но, как известно, «свято место» пусто не бывает. Если не будет обеспечена качественная подготовка теологов в нашей стране, их места с радостью займут зарубежные теологи или выпускники зарубежных теологических вузов, в части из которых отношение к нашей стране, мягко говоря, не совсем толерантное и позитивное.
Нас, по сути дела, хотят и требуют вернуть в атеистическое гетто. Но мы с этим категорически не согласны.
К сожалению, в одном ряду с мировоззренческими противниками религий оказались и некоторые малоинформированные лидеры ряда религиозных и общественных организаций, из среды которых периодически раздаются высказывания, направленные против практики или возможности изучения основ православной культуры в российской государственной школе последователями РПЦ. Во избежание недоразумений мы подчеркиваем свою принципиальную позицию, в соответствии с которой изучение любой религии, включая и религию большинства населения в стране, в российской светской школе (государственных и муниципальных учреждениях) должно быть исключительно добровольным, учитывать мнение семьи (для несовершеннолетних учащихся). Одновременно мы считаем некорректным, неуважительным ставить под сомнение право граждан нашей страны на изучение своей традиционной религии на добровольной основе в общедоступной светской школе. Это вполне относится не только к нашим согражданам — приверженцам православного христианства, но и к мусульманам, католикам, буддистам и членам любой другой религиозной группы.
Такие опрометчивые и безответственные высказывания могут нанести ущерб межконфессиональным отношениям в российском обществе, они играют на руку ксенофобам и экстремистам, совершающим нападения на синагоги и еврейские кладбища, оскорбляющим чувства верующих иудаистов, стремящихся, разжечь в стране межэтнические конфликты. Кроме того, такие высказывания ставят под удар всю систему еврейского образования, с большими трудами выстроенную в посткоммунистический период. Прекрасные результаты самоотверженного труда сотен и тысяч педагогов во многих городах нашей огромной страны, благодаря которым традиционное еврейское образование стало доступным для тысяч семей (далеко не все могут нести расходы на обучение в религиозных негосударственных школах) могут быть утрачены. Это вполне реальная угроза, если возобладает воинствующий вульгарный атеизм, лицемерно рядящийся ныне в светлые одежды толерантности и свободы совести. Такого развития событий ни в коем случае нельзя допустить.
Здесь, при всех принципиальных мировоззренческих, культурных и религиозных различиях с русскими православными христианами, которые никто не скрывает и не затушевывает, мы объективно на одной стороне. Мы считаем, что гражданское общество в Российской Федерации, частью которого являются и традиционные религиозные организации, должно ответственно, солидарно и резко выступить против угрозы атеистического реванша в образовании. Надо незамедлительно прекратить истерические запугивание людей межрелигиозными конфликтами в школах, которое все больше походит на провоцирование этих конфликтов.
Мы против навязывания православной культуры еврейским детям, но не потому, что это именно православная культура в связи с какими-то ее характеристиками, а потому, что мы против любых нарушений свободы вероисповедания. Равным образом, мы категорически против навязывания еврейским детям атеизма, идеологии «атеистического гуманизма», рериховской «культуры мира», прочих чуждых нам религиозных или идеологических убеждений. Свобода совести должна соблюдаться.
Мы не возражаем против более серьезного получения школьниками знаний об одновременно всех крупнейших религиях или религиях, существующих в России, в форме отдельного нового учебного предмета, хотя наилучшим путем было бы насыщение такими религиоведческими знаниями имеющихся обязательных гуманитарных учебных дисциплин. В то же время такой учебный предмет не может заменить собой приобщение школьников к национальной или традиционной религиозной культуре их семьи. Кроме того, философские оценки религии, без которых трудно представить себе современное академическое религиоведение, не нужны и, зачастую, неприемлемы для верующих, тем более как обязательный учебный материал. Эти простые истины пора бы давно понять управляющим работникам сферы образования и прекратить незаконное препятствование изучению в школе традиционных религий. Эти религии не являются запрещенными, экстремистскими или антигуманными мировоззрениями. Поэтому нет и не может быть никаких запретов на их добровольное изучение учащимися, на воспитание в российской светской школе детей на основе или с учетом моральных ценностей этих религий.
В любой конкретной общеобразовательной школе, в городе, регионе, представители еврейских религиозных организаций, работая совместно с представителями Русской православной церкви и государственными служащими, способны решить все возможные проблемы, возникающие в процессе введения курсов православной культуры, равно как и курсов любой другой религиозной культуры. Они способны обеспечить права и законные интересы членов еврейской религиозной общины, достичь разумного компромисса, который бы устроил последователей всех религий, а также неагрессивных сторонников секулярных форм мировоззрения. Мы не нуждаемся в «третейских судьях» в виде борцов с религией или людей, не ценящих и не знающих никакой религиозной культуры, ничего не понимающих в правовом регулировании образовательной сферы и свободы совести, стремящихся навязывать собственные идеологии. У лидеров традиционных конфессий достаточно общественного авторитета, знаний и нравственной культуры для того, чтобы возрождающееся религиозное образование в российской светской школе стало не фактором раздора, а действенным средством укрепления дружбы народов, гражданского мира в нашем обществе.
Мы обращаемся к журналистам с просьбой прекратить бесчестную кампанию травли православных, услышать и понять не только маргинальных ненавистников религии, но другую и точку зрения по обсуждаемым вопросам, осознать, что именно она основана на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права, отражает мнение подавляющего большинства населения страны.
Мы призываем всех плодотворно сотрудничать в деле возрождении в России религиозного образования в светской школе — равно доступного для всех народов, составляющих нашу многоэтническую и многоконфессиональную страну.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин З.Л.КОГАН
http://rusk.ru/st.php?idar=104556
Страницы: | 1 | |