Русская линия
Православие.Ru Ольга Кирьянова09.03.2005 

Зачем России день святого Патрика?

По информации официального сайта Правительства Москвы на 20 марта в столице запланировано проведение очередного «Дня святого Патрика». Городским службам поручено оказать посольству Ирландии в РФ организационное содействие в проведении традиционного парада, который пройдет по центральным улицам Первопрестольной.

В недрах Интернета легко найти специальный сайт, посвященный проведению в России национального ирландского торжества. Впервые в Москве оно отмечалось в 1992 году: на Новом Арбате состоялся парад, в котором участвовали «марширующие оркестры, конные казаки (!?) и 15 автоплатформ, представляющих многие российские и ирландские компании». Инициатором проведения этого весьма своеобразного парада выступил Дерек Кео, президент компании «Аэр Рианта» — ирландского национального аэропортового органа, начинание которого было активно поддержано московской администрацией. В 1999 году из-за финансовых проблем парады было прекратились, однако три года спустя торжество реанимировали. В этом году в программе «Дня святого Патрика» вместе с парадом на Новом Арбате анонсированы «захватывающий фолк-фестиваль „Кельты нон-стоп“ — праздник кельтской музыки и танцев», 10-ти часовой музыкально-танцевальный марафон и «настоящая „патричная“ (!) вечеринка» в одном из столичных клубов.

На этом же сайте, надо полагать в просветительских целях, помещено краткое «жизнеописание» святого просветителя Ирландии, содержащее весьма впечатляющие сведения: «Как-то св. Патрик постился в течении сорока дней и ночей на вершине горы Кроу Патрик. Бог испугался, что он может умереть и оставить незаконченным свое жизненное предназначение. Бог попросил Патрика прекратить пост, но он согласился на это только при трех условиях: ирландцы не должны жить постоянно под гнетом, страна будет затоплена за семь лет до конца, чтобы избежать разрушения, и чтобы самому Патрику было разрешено судить всех в последний день». Фантазия составителей псевдожития граничит с кощунством.

Есть на сайте раздел «юмор», однако помещенные там анекдоты, пожалуй, не стал бы цитировать даже богоборец Емельян Ярославский. Деньги в сайт, имеющий русскую и англоязычную версии, вложены немалые, однако узнать имена тех, кто щедро содействует такому просвещению пользователей Рунета не удастся — страница «Спонсоры» стыдливо «находиться в разработке».

Католики чтят память святого Патрика только 17 марта. В Москве проведение парада и прочих «патричных» мероприятий приходиться обычно на вторую декаду марта и всегда выпадает на Великий Пост (в это же время идущий и у католиков), однако, это совершенно не смущает устроителей. В 2005 году, например, апофеоз торжества совпадает с Неделей Торжества Православия, которая венчает первую и очень строгую неделю Великого Поста.

День памяти святого Патрика, прежде всего, старинный праздник жителей Ирландии и выходцев из этой страны, разбросанных по всему свету. Значительное их число еще в XVIII—XVII вв.еках осело в Соединенных Штатах, недаром именно там чествование покровителя ирландских христиан имеет самую продолжительную историю — более двухсот лет, и самую широкую географию. При всем уважении к ирландцам неоспорим факт, что их присутствие в нашем Отечестве гораздо менее весомо. День святого Патрика особенно популярен среди так называемых «русских кельтов» — наших соотечественников, для которых культура и традиции племен, населявших древнюю Европу, к сожалению, оказалась ближе своих собственных. Однако, большинство людей свое участие в нем ограничивают дегустацией ирландского пива и прослушиванием соответствующей музыки на «патричных» клубных вечеринках. Все это происходит под эгидой чествования святого Вселенской Церкви V века, принесшего христианское благовестие жителям Зеленого Острова.

«День святого Патрика один из череды праздников, пришедших к нам с Запада. В их числе день святого Валентина, который сейчас все дружно взялись отмечать и т. н. „католическое Рождество“. Эти праздники имеют христианские корни, но сегодня превратились только в повод для разгульного веселья для публики и наживы для коммерсантов. Последние стараются раздуть вокруг этих праздников ореол „элитарности“, якобы отличающий их от традиционных на Руси празднеств. Под видом святых появляются какие-то совершенно балаганные персонажи. Таким же нам пытаются представить и святого Патрика, — сказал в интервью корреспонденту сайта секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Михаил Дудко. — Торжества в честь святых, по существу, превратились в еще один способ развлечения.

Святой Патрик принадлежал неразделенной Христианской Церкви, он предстоит пред Престолом Божиим за всех христиан, и память его мы можем праздновать без ущерба для православной совести. Но подобные гуляния далеко отстоят от того, как надлежит отмечать дни памяти святого верующему человеку. Кое в каких элементах новых ритуалов можно усмотреть откровенное кощунство. Подменять святителя Николая балаганным Санта-Клаусом или святого мученика Валентина якобы жившим в древности любовником какой-то женщины, который он посылал какие-то „валентинки“ — это поругание веры, к которому мы никак не можем присоединиться. Я бы не посоветовал никому из православных христиан участвовать в этих „праздниках“.

Что касается дня святого Патрика, то он всегда приходиться на Великий Пост, когда христианам надлежит не развлекаться, а очищать свою душу покаянием, предаваться сугубой молитве и посту. Совместить веселый парад и Великий Пост — невозможно.

Эти праздники зарождались на Западе в ином культурном и религиозном контексте, чем тот, что существует сейчас. Праздник, тем более христианский, это не компьютер, который можно собрать в Китае или Тайване, а потом привезти в Россию и он будет работать точно также. Важно вспоминать и поддерживать свое, а не просто копировать чужое. У нас были хорошие традиции празднования Святой Пасхи, Рождества Христова, Крещения. Дня Святой Троицы. Многие из этих традиций возрождаются, но им уделяется не слишком много внимания в отличие от новых западных праздников. На мой взгляд, нужно воссоздавать на нашей русской почве такие традиции христианских торжеств, которые могли бы привести людей в Церковь, выплеснуться на улицы, став источником подлинной радости для верующих».

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/jurnal.cgi?item=1r600r050309101425


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика