Русская линия | Ольга Куликовская-Романова | 15.09.2006 |
Нынешний мой визит в Санкт-Петербург, помимо прочего, посвящен и представлению моей новой книги «Духовник Императрицы». Первую такую презентацию мы провели 11 сентября в Свято-Духовском культурном центре Александро-Невской Лавры. По реакции присутствовавших могу судить, что их живо интересует тема единства Церкви и Царства, раскрытая в моей книге на конкретном примере.
Иногда говорится, что писатель всю жизнь пишет одну книгу. Что касается темы, основной идеи, то ко мне данное утверждение относится в полной мере. Я всегда пишу о православной самодержавной России, о возможности ее возрождения на наших исконных принципах — Православия, Самодержавия и Народности. Секуляризованному сознанию трудно в это поверить. В нашем человеке еще сильно наследие недавнего атеистического прошлого. Многие продолжают уповать на мифический прогресс, на построение «города солнца» на земле. Но богословская, да и передовая научная мысль Запада и Востока давно уже пришла к выводу, что богоборческие идеалы Просвещения потерпели крах. Цепляться за них сегодня — и значит жить прошлым. Атеизм как мировоззренческая система не в силах объяснить столкновение разных типов цивилизаций, в эпоху которого мы вступили. А тем более указать для России верный путь в этом бушующем море. Как твердая православная христианка я исповедую учение нашей Церкви о сотворении и конце мира. Такая идейная позиция вселяет в меня надежду не только на личное спасение, но и на возрождение России, о котором пророчествовали наши духоносные прозорливцы. По этим же законам, мной принятым, надо судить и мои книги. Только с этой точки зрения они могут быть понятны читателю.
Сквозная высокая идея книги «Духовник Императрицы» — единство Русской Православной Церкви и Самодержавной монархии, выраженная и в моем тексте, и в приложении, состоящем из творений о. Леонида, и в оформлении обложки, на которой изображена царская держава, увенчанная крестом. Как поется в церковных песнопениях: «Крест — царей держава». Понимание высоты царского служения было присуще Императрице Марии Феодоровне, которой посвящено немало страниц.
Но главный же герой моей книги — верный подданный Царя царствующих и Российского Престола дворцовый протоиерей о. Леонид Колчев. Светлый облик священника-цариста может стать образцом для нынешнего православного русского духовенства по обе стороны океана. Тем более сейчас, когда подписан так давно чаемый нами Акт о каноническом единстве.
Одно из основных свойств верных подданных Российской Империи, точнее, подданных Русского Императора, состояло в том, что везде и всегда, в любом самом удаленном уголке страны они чувствовали себя коренными жителями родного им, дорогого их сердцу громадного Государства, частью единого Российского Народа, столь разнообразного в нациях, наречиях и племенах.
Помните титул Государя? Царь всея Руси — Великой, Белой, Малой, Царь Польский, Казанский, Астраханский, Сибирский, Великий Князь Финляндский, Владимирский, Московский, Киевский и так далее, и так далее… Ведь на праздничных церковных службах и во время разных военных или гражданских церемоний, когда произносился полный титул Государя Императора Всероссийского, например, при чтении какого-нибудь судьбоносного для России Царского Манифеста, Царский титул воспринимался людьми не просто как формальное перечисление разных частей Державы, но как духовный очерк их единого, общего для всех Отечества.
Самодержавный Царь — Глава Государства и Глава Народа, в первую очередь, Глава Великого Русского Народа, на протяжении тысячи лет созидавшего Россию. 4/17 Июля 1918 года нас всех обезглавили и на месте убийства Царской Семьи написали загадочными знаками на стене Ипатьевского дома: «Здесь по приказу тайных сил Царь был принесен в жертву для разрушения Государства». Так эту надпись уже через несколько лет после цареубийства расшифровали специалисты. И в самом деле: какое же Государство без Государя, как и Царство без Царя?! Государство было разрушено. Осталась Русская Земля, Русская сторона, «страна Российская», как она и поминается теперь в церковных службах.
Дела давно минувших дней, но сила этого Екатеринбургского заклятия действует на нас и по сию пору. Где Русский Народ? Я его не вижу. Нет сейчас этой соборной личности. Разве что в Царствие Небесном, там и Святая Русь. А здесь?.. Много-много миллионов русских людей, как и я, хотят быть единым Народом, единым духовным организмом, но мы как молекулы газа, существуем сами по себе — в Броуновом движении, в хаосе, без Главы Народа… Горько это осознавать.
Россия всегда жила в моем сердце как внешне недоступная Святыня, в прямом осязании не доступная ни нам, ни завладевшим ее землями богоборцам. Да и при Царе-Батюшке, по большому счету, Россия была Царством не от мiра сего (Ин. 18, 36). По своему духовному значению Россия совершенно отличается ото всех других стран, штатов, королевств и республик. Ведь не случайно же, не ради красивого выражения в переносном смысле, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский называл Русскую Землю «подножием Божьего Престола»?! Так он видел наше Отечество буквально, как зримый образ Рая Господня, как икону Царствия Небесного. Хотя, конечно, Россия не есть само Царство Божие, но только духовное его изображение, его подножие. Не хочу фарисействовать, ведь именно фарисеи в своих коварных целях спрашивали Иисуса Христа: когда придет Царствие Божие? А Он отвечал всему народу: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20−21).
Образ «своей» России я ношу в сердце вместе с верой в ее Воскресение явным для всех образом. Уже «на склоне лет», по образному выражению Данте Алигьери, а именно в годы супружеской жизни с Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым моё видение России тесно и неразрывно переплелось с семейными преданиями Супруга. Я уже много раз писала, что Тихон родился здесь — в русском Крыму. Первые его годы 1917 — 1920-й на этом свете были связаны с Новороссийским краем — Крымом, с землями Черноморского — Кубанского казачества. Великая Княгиня Ольга Александровна была последней из представителей Императорского Дома, кто оставался в России после эвакуации весной 1919 года Императрицы Марии Феодоровны и других представителей Императорской Фамилии.
Поэтому для меня словосочетание «Новая Россия» вовсе не то, что вкладывают в него современные наследники Февраля 1917 года. К сожалению, наследие «февралистов» сейчас весьма востребовано на вершинах гражданской власти. Но всё это — временное, ведь и тогда было временное правительство… Россия и политическое лукавство несовместимы. За эти годы, что я прожила в России, за последние пятнадцать лет, могу сказать, что в моём Отечестве произошли разительные перемены, многое исконное, традиционно русское и православное вернулось в повседневную жизнь.
Во время коронации Императора Николая Второго в 1896 году Императрица-Мать делает запись о своих переживаниях: «…Во славу нашей дорогой Родины и великого Народа Русского — эта моя ежедневная молитва. Дай Бог! Дай Бог!». Повторяю эту молитву вслед за Государыней и уповаю на милость Божию и к Ней и к России.
13 сентября 2006 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=104525
Страницы: | 1 | |