Русская линия | Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман (Тимофеев) | 12.09.2006 |
— В России издревле известна традиция печалования архиереев и клириков Русской Православной Церкви за гонимых. Вы, Владыка, недавно выступили с обращением к Генеральному прокурору России Юрию Чайке в защиту арестованного мэра Волгограда Евгения Ищенко. Не могли бы Вы пояснить, чем Вы руководствовались, выступая с таким обращением.
— Евгений Петрович Ищенко много помогал и до сих пор помогает Церкви. Он неоднократно принимал участие в строительстве храмов, например, в строительстве храма преподобного Сергия Радонежского. Евгений Петрович воссоздал первый в Царицыне каменный храм святого Иоанна Предтечи. При нем мы поставили Урюпинскую часовню в городском садике, где было первое царицынское кладбище, и теперь здесь планируется обнажить фундамент разрушенной большевиками кладбищенской Скорбященской церкви Божией Матери. Он собирался построить Александро-Невский собор и многое для этого уже предпринял, в частности, построил кирпичный завод. И в повседневной работе он практическим никому не отказывал в просьбах. При этом, кстати, у него было такое условие: прежде, чем просить помощи, надо было хоть что-то сделать самому. И это — правильный подход, потому что любой человек сначала должен мобилизовать все свои силы, а уже потом идти просить помощи.
Кроме того, Евгений Ищенко всегда и во всем поддерживал нашу епархию. Я знаю Евгения Петровича как честного православного человека. Он принимал активное участие в богослужебной жизни Церкви. Всегда сознательно относился к таким церковным таинствам как Исповедь и Причастие Святых Христовых Таин.
Что касается того, что сегодня инкриминируется Евгению Ищенко следственными органами (если это и вправду соответствует действительности), то, на мой взгляд, многое он делал из благих побуждений. Например, я лично ничего плохого не вижу в том, что он финансово поддерживал своих служащих или выделял участки под строительство дешевых продуктовых магазинов «Пятерочка». Появлялась возможность трудоустроить многих горожан, а люди могли покупать более дешевые продукты. Что же тут плохого!
— Владыка, Вы лично знаете Евгения Ищенко, Вам не раз приходилось решать с ним множество вопросов. Какие качества присущи мэру Волгограда, какими принципами он руководствовался в своей деятельности?
— Он всегда руководствовался интересами дела, стремился оказать конкретную пользу людям. Хочу особо отметить, что он много сделал для оздоровления духовного климата в нашем городе. Он активно поддерживал все наши предложения по социальному служению Церкви. К примеру, дал возможность Волгоградской епархии получить несколько зданий для развития воспитательного и церковно-образовательного дела в Волгограде. С его помощью мы устроили в Борисоглебском селе Епархиальный сиротский дом, сейчас налаживаем образовательную работу в Свято-Духовом монастыре, который мэр всегда поддерживал финансовым вспоможением. Евгений Ищенко строил планы по восстановлению соборного храма этой обители. Недавно мы в судебном порядке, по решению Высшего Арбитражного суда, вернули Церкви Свято-Духов монастырь с некоторыми его строениями. Дело в том, что военные, которые располагались в этих зданиях, не хотели просто так отдавать их епархии. И Евгений Петрович готов был даже выкупить эти здания для Церкви, но там оказались настолько завышены цены, что мы вынуждены были обратиться в суд. Теперь, после ареста Евгения Ищенко, планы по строительству соборного храма под большим вопросом.
Словом, Евгений Петрович всегда принимал живой интерес к социальному служению Церкви, нашей учебно-воспитательной работе, к делу восстановления городских святынь. Время его руководства городом разительно отличалось от прежних лет. Я помню, как лет пятнадцать назад о восстановлении разрушенных храмов никто в городской администрации не то что не хотел говорить, не хотел даже думать. Вообще Волгоград с приходом в него мэра Евгения Ищенко стал для горожан и для меня в том числе более приятным городом… Ведь в результате безобразной политики советских властей в отношении Церкви разрушались старинные храмы, памятники старины, в конце концов мы потеряли лицо нашего прекрасного города Царицына. И когда пришел в наш город свежий человек, который практически всё мог принять во внимание, проникнуть вглубь проблемы, осмыслить ее — это было так утешительно. И это оздоравливающе действовало на климат человеческих отношений.
Конечно, у нас с мэром города тоже иногда возникали недоразумения, но все они решались в живом доброжелательном общении. В конце концов, все проблемы и недоразумения устранялись. Мы надеялись начать строительство Александро-Невского собора, но, к сожалению, этого не произошло…
Так получилось, что сегодня Евгений Ищенко страдает за свои благие побуждения, и я думаю, что в таких случаях более уместно не осуждение, но глубокое понимание и сочувствие, потому что в управлении у нас масса недостатков…
— Владыка, в своем обращении к Генеральному Прокурору Вы просили истребовать уголовное дело против Е.П.Ищенко для дальнейшего расследования в Генпрокуратуру России и рассмотреть вопрос об изменении Ищенко меры пресечения на не связанную с лишением свободы. А последовала ли какая-то реакция на Ваше обращение?
— Никакой реакции не было. В своем последнем письме к Генеральному прокурору я просил выпустить Евгения Петровича из тюрьмы под мою ответственность. Я уверен, что Евгений Ищенко не собирается никуда бежать, он только хотел оправдаться в Москве. Может быть, это и была его ошибка, надо было плотнее поработать здесь, и, возможно, он бы смог достичь здесь какого-то взаимопонимания. Во всяком случае, это не злодейские поступки, с моей точки зрения, все это поправимо, и если человек хочет работать, можно было бы предоставить ему такую возможность. Но случилось то, что случилось, и сейчас в этом очень трудно разобраться…
— Хотя ответа на Ваше письмо и не последовало, уверен, что на него обратили внимание как власти, так и общество, во всяком случае православная общественность. Однако отсутствие официального ответа на Ваше обращение — печальное явление. Как Вы считаете, Владыка, что нам нужно сделать, чтобы к голосу уважаемого в обществе архиерея Русской Православной Церкви власти все-таки прислушивались?
— Я думаю, что нашему обществу надо скорее вернуться к основам православной культуры в межчеловеческих отношениях: друг с другом, с властями, подчиненными, и в том числе, с архиереями. Здесь, в Волгограде, еще совсем недавно чиновники на меня смотрели как на дикого человека. Мол, чего вы просите, зачем это надо, кто пойдет в ваши церкви?.. Но вот жизнь показывает, что чем больше приходов, тем лучше, здоровее становится общественный климат, люди очищаются от грехов, получают жизненноважный свет…
Но все это надо понимать. А понимать это можно только, если мы будем знать основы нашей веры, нашей культуры, только тогда мы сможем по-другому строить наши взаимоотношения, не как враги и злопыхатели, а как братья и сестры. Только тогда мы будем по-настоящему работать на ниве восстановления наших традиций и святынь, возрождения нормальной православной жизни в обществе. Если придет это понимание, то вся наша жизнь будет устроена по-другому…
http://rusk.ru/st.php?idar=104516
Страницы: | 1 | |