Парламентская газета | Анна Дымковец | 09.03.2005 |
В экспозиции участвуют российские музеи, хранилища Костромы, Вологды, Рыбинска, Ярославля. Представлены иконы из действующих храмов. В собрании — около 100 произведений иконописи ХV-ХIХ веков. Самое древнее — образ «Чудо Георгия о змии». Образ Ветхозаветной Троицы принадлежит кисти известного иконописца ХVII века Гурия Никитина (выходец из Костромы, он был вторым изографом Древней Руси после Андрея Рублёва и возглавлял костромскую артель иконописцев).
Поводом для выставки «Костромская икона» стал одноименный фолиант. Над этим изданием авторы работали целый год. В нем собраны иллюстрации свыше 500 икон из 30 музеев. До его выхода — ни одного специального научного исследования, посвященного этому региону, не было. Кострома в силу своих небольших размеров всегда оставалась в тени Ярославля. Но ведь именно костромичей-иконописцев приглашали на службу в Москву. Им отдавали предпочтение лучшие заказчики — ярославские купцы Скрипины. Тем не менее Кострому, воспитавшую уникальные древние традиции иконописи, свой неповторимый стиль письма, рождавшую талантливых художников (костромичами были такие известные иконописцы, как Сила Савин, Иван Андреев, Любим Агеев), всегда заслонял Ярославль.
Нынешний выставочный проект — попытка восстановить историческую справедливость, отдать должное иконописи Костромы.
«На выставке представлены те экспонаты, которые наиболее многогранно представляют именно костромскую иконописную традицию, — рассказывает один из кураторов проекта Наталья Комашко. — Сегодня нам хотелось бы показать индивидуальность костромской иконы, вывести ее из тени».