Русская линия | Лариса Алексеева | 23.08.2006 |
В связи с тем, что за прошедшее столетие в жизни местных старообрядцев произошло немало драматических событий, в истории «гремевшего» когда-то на всё Поволжье казанского староверия образовалось множество «белых пятен», дающих, помимо прочего, некоторым нерадивым журналистам почву для откровенно глупых утверждений. Самое забавное из них, перекочевавшее в новостные заголовки, гласит, что: «В Казани готовятся отметить вековой юбилей казанского старообрядчества». Видимо, тот, кто запустил в информационное пространство сию «крылатую фразу», полагает, что в Казани церковный раскол произошёл не в семнадцатом, как в целом по России, а только в двадцатом веке. Нет у журналистов и «единого мнения» насчёт того, какой же, собственно, из двух находящихся ныне в распоряжении РПСЦ казанских храмов собирается отмечать вековой юбилей своего освящения и принимать делегатов грядущего старообрядческого Собора.
Дабы хоть отчасти развеять клубы напущенного местными «масс-медиа» информационного «дыма», обратимся к изданному в 1998 году в Казани исследованию «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков)» и приведём один из ранее не публиковавшихся документов, имеющих непосредственное отношение к истории освящения готовящегося к своему юбилею храма.
Из вышеупомянутого издания явствует, что приемлющие священство старообрядцы, принадлежавшие, как известно, к предшественнице РПСЦ — Древлеправославной Церкви Христовой (ДПЦХ), пытались устроить свой храм в Казани, начиная ещё с 1884 г., однако постоянно натыкались в своих устремлениях на ограничительные административные препоны. Ситуация резко изменилась после издания 17 апреля 1905 г. Высочайшего Манифеста Императора Николая II об укреплении основ веротерпимости, который дал этому строительству «зелёный свет». Возведение храма, на который жертвовали средства десятки казанских и московских купцов, началось уже в мае 1905 г. Причём, как отмечается в том же исследовании: «Принадлежность храма к Старообрядческой церкви никак не отразилась на его внешнем облике. Это довольно крупный пятиглавый храм, выстроенный в духе национального романтизма, типичном для православных храмов начала XX в.». Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника — Пётр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин.
Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения — 6 сентября 1909 г. (по старому стилю) — казанские старообрядцы белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес Императору Николаю II Александровичу, оригинал которого хранится сейчас в Национальном архиве Республики Татарстан. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру — И.А.Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру — И.П.Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру — А.П.Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д.Залетов и А.И.Калягин, самарский протоиерей М.В.Захарьичев, представители известных местных староверческих династий Барабановых, Свечниковых (Свешниковых), Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст данного обращения напоминал местами молитву, возносимую староверами за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нём говорилось:
«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО,
ЦАРЬ САМОДЕРЖЕЦ всея Руси,
ГОСУДАРЬ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ!
Сего шестого сентября, Казанская старообрядческая община древле-православных русских христиан, приемлющих священство, торжественно празднует освящение своего Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани.
Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря ТВОЕМУ любвеобильному сердцу, ЦАРЬ ВСЕРОССИЙСКИЙ! Ты милостивым и прозорливым оком воззрел на нас, ТВОИХ верных подданных и слуг, исконных чад земли Русской, и как чадолюбивый ОТЕЦ ВЫСОЧАЙШИМ указом от 17 апреля 1905 года ТЫ даровал и нам возможность наряду со всеми ТВОИМИ верноподданными вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви.
Ныне, при освящении Святого нашего храма, сугубо и от глубины душевной воссылаем мы с нашими Архипастырями и священнослужителями горячие молитвы о ТЕБЕ, ГОСУДАРЬ, О ТВОЁМ НАСЛЕДНИКЕ — ЦЕСАРЕВИЧЕ со всем ТВОИМ Августейшим Семейством и о всей земле Свято-русской, к Царю-Царей во Святей Троице славимому Единому Богу и к Пречистой Заступнице гор.[ода] Казани, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии со всеми Святыми. С умилением ума и сердца взываем мы, о ЦАРЮ! Да продлит Господь Бог ТВОИ драгоценные для России дни, да подает ОН мир и тишину земле Русской на возделание ей блага в любви, совете и соединении ТВОЁМ с ТВОИМИ верными подданными и слугами во славу ТВОЕГО Самодержавия.
ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верноподданные члены Казанской общины древле-благочестивых православных христиан, приемлющих священство
Старообр[ядческий] Архиепископ Иоанн / Епископ Иоасаф / Епископ Алезандр[1] / Священник Пётр Залетов / Священник Алексий Калягин / Михаил Свечников / Пётр Барабанов / Иван Савин / Николай Барабанов / Стефанида Терентьева Бочаров[а] Казанска[я] купечес[кая] жен[а] / Устин Феофилеичев Бочар[ов] Казанск[ий] Купец / Харлампий Шорников / Дмитрий Мухин / Кар[…][2] / Климент Четвергов / […][3] / Василий Свечников / Павлинов Степан Фёдорович / Алексеев Павел Дмитриевич / Павел Свечников / Евстратий Бусыгин / Протоиерей Макарий Захарьичев / Иван Барабанов / Артемий Марков / Дм[итрий] Бондарев".[4]
Вскоре старообрядческий адрес был представлен на докладе министра внутренних дел самому императору. Как сообщал 23 сентября 1909 г. в Казань товарищ (заместитель) министра, шталмейстер Высочайшего Двора П.Г.Курлов, ознакомившись с адресом, Николай II «в 16 день сего Сентября собственноручно изволил начертать: «Прочёл с удовольствием».
Мало кто из тех, кто подписал сей адрес, мог даже предположить, что не пройдёт и десяти лет, как крепкая и многолюдная казанская старообрядческая община, вместе со всем местным обществом, окажется втянута в кровавый водоворот гражданского противостояния и последовавшего за ним богоборческого лихолетья, выбраться из которых суждено будет очень и очень немногим. Что же касается самого Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани, то он, к счастью, уцелел и теперь носит статус Покровского Кафедрального собора Казанско-Вятской епархии РПСЦ. Есть основания предполагать, что к столетию своего освящения затянувшиеся в нём ремонтно-реставрационные работы будут успешно завершены, и храм вновь примет в себя богомольцев.
Вот только вспомнят ли нынешние старообрядцы и их архиереи добрым словом и благодарственным молебном того, чьей монаршей милости были так искренне признательны сто лет назад их духовные предшественники? Хотелось бы, конечно, чтобы вспомнили и помолились за царя-страстотерпца…
Л.В.Алексеева, историк (Казань)
СНОСКИ:
1. Так в оригинале. — Л.А.
2. В оригинале — неразборчиво. — Л.А.
3. В оригинале — неразборчиво. — Л.А.
4. Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1184. Л. 70 и об.
http://rusk.ru/st.php?idar=104483
|