Русская линия
Русская линия Станислав Минаков01.08.2006 

«Ангелов Творец избра тя изначала..»
К дню памяти преподобного Серафима Саровского

Великое отдохновение и возвышение сердца, пример для жизни совести нашей получаем мы от одного чтения житий или поучений наших святых отцов.
За тепло человеческое, за духовные подвиги, за святость особой любовью нашего православного люда пользуется батюшка Серафим, живший, в общем-то, совсем недавно.
Кажется, еще вчера православный люд отметил 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского и 170-летие со дня его кончины. И вот — новая радость, этого года: восстановление Саровской пустыни. В этом деянии, приуроченном к 1 августа, дню поминовения преподобного, видится провиденциальный смысл.

Уникальный прижизненный портрет прп. Серафима Саровского (США, Успенский Ново-Дивеевский женский м-рь)
Уникальный прижизненный портрет прп. Серафима Саровского (США, Успенский Ново-Дивеевский женский м-рь)
Преподобный Серафим, Саровский чудотворец (Прохор Исидорович Мошнин), 19 июля (1 августа) 1759 — 2 (15) января 1833, родился в Курске в благочестивой купеческой семье.
Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда мать, Агафья Мошнина, взяла его в детстве с собой на строительство храма, и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Богородица обещала матери (в сонном ее видении) исцелить Прохора. Вскоре через их двор с крестным ходом проносили Курскую Коренную икону Пресвятой Богородицы «Знамение», лежачий больной приложился к иконе и после этого быстро поправился.

В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. В Киево-Печерской Лавре старцем Досифеем Прохор был благословлен идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников. После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его.

В 1786 году послушник принял иноческий постриг с именем Серафим (что значит «пламенный»), и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона.

В 1793 году он был рукоположен в иеромонахи и приступил к подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии (на берегу р. Саровки), где, в частности, тысячу дней и ночей молился на камне. Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников. 12 сентября 1804 года к Серафиму пришли трое крестьян из Кременок и, сказав: «К тебе ходят мирские люди и деньги носят», попытались ограбить отшельника. Будучи человеком высокого роста и нехрупкого телосложения, о. Серафим смиренно отложил топор, который держал в руках. Этим же топором ему и были нанесены страшные увечья, от которых он с трудом оправился.

Матерь Божия в третий раз исцелила Преподобного.

По выздоровлении о. Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. Именно годы жизни на дальней пустынке привели Серафима Саровского к старчеству.

25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».

Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях Святых Отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Учительное слово обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. В частности, известно знаменитое письмо батюшки Николаю II, переданное Императору юродивой Пашей Саровской в Дивеево, во время празднования прославления о. Серафима, то есть через 70 лет после кончины преподобного. Письмо содержало предсказание судьбы Царской Семьи и судьбы Отечества.

Важнейшие свидетельства духовной жизни Преподобного оставил нам его сотаинник Николай Александрович Мотовилов, записавший, в частности, и знаменитую беседу о цели христианской жизни с батюшкой Серафимом, произошедшую в ноябре 1831 года в заснеженном лесу, неподалеку от Саровской обители.

Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его предстоявшей кончине, и преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери. В молитвенной позе почивший преп. Серафим был найден иноками в его пустыньке.

По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле.

Одно из последних явлений Батюшки, по свидетельству, было во второй половине 80-х годов ХХ века, когда преп. Серафим воспрепятствовал уничтожению чудотворного источника.

Саровскую обитель можем видеть только издалека, сквозь березы
Саровскую обитель можем видеть только издалека, сквозь березы
Особого рассказа заслуживают чудесные события, происходившие с его св. мощами — в полном соответствии с его собственными пророчествами. Старец был похоронен у южной стены алтарной части Успенского собора Саровской пустыни, на месте, выбранном им самим незадолго до кончины.

В 1920 рака была вскрыта во время «разоблачительства» и кампании вскрытия мощей, развёрнутой вождями революции. Более полугода мощи святого, открытые для обозрения, оставались в раке под стеклом.

Вскрытие св. мощей, начавшееся в 1918 году, народное сознание связало с засухой и голодом 1921−1922 годов. По словам современного историка, письма простых граждан в Совнарком с требованиями прекратить надругательства над святыми мощами, «свидетельствуют и о том, что православная Россия считала страшную засуху Божьей карой за вандализм и богоборчество».

Мощи прп. Серафима оказались сначала в московском Центральном антирелигиозном музее, а потом в ленинградском Музее истории религии и атеизма, где их кто-то спрятал в самых дальних запасниках. Впоследствии, вероятно, не только верующие, но и государство ничего не знало о местонахождении мощей.

Катастрофы, обрушившиеся на народы СССР, воспринимались христианами как наказание за богоборчество. В агиографии, в частности русской, достаточно распространен сюжет ухода святого покровителя из города, осквернившегося преступлением или неверием. Уход мощей преподобного Серафима был также пережит как наказание за грехи — святыня отнималась за недостоинство. Для многих это стало призывом к покаянию, горем, исполненным надеждой на непрерванность связи видимого и невидимого.

В течение долгого времени у верующих не было никаких точных сведений о судьбе мощей Старца. Тем не менее, в Москве 1960−1970-х годов твёрдо верили: они надёжно спрятаны, и в Дивеево есть люди, которые знают место хранения святыни.

«Бог поругаем не бывает» (Гал. 6,7), и безчинства богоборческого режима не поставили точку в истории почитания святых в России. 4 ноября 1990 года мощи преподобного были найдены в запасниках музея. Неожиданное явление св. мощей прп. Серафима Саровского вызвало новое, чрезвычайно сильное духовное напряжение, сходное, наверное, с таким же глубоким волнением сердец в 1903 году. (Огромную роль в канонизации прп. Серафима Саровского сыграл Император Николай II.)

После нескольких экспертиз было твердо установлено, что найденные останки — действительно св. мощи Серафима Саровского. 11 января 1991 года Московский Патриарх Алексий II и директор музея в торжественной обстановке, в присутствии тележурналистов, подписали документ о возвращении Православной Церкви мощей Серафима Саровского. Был установлен праздник второго обретения святых мощей (в день блаженной кончины святого — 2 (15) января).

Рака со св. мощами прп. Серафима в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря
Рака со св. мощами прп. Серафима в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря
Летом 1991 года святые мощи в сопровождении Патриарха и сонма духовенства были перенесены в Дивеевский монастырь, созданный во многом благодаря усердию и духовному окормлению Преподобного.

Кто-то возразит тому, что духовник земли русской преподобный Серафим возвращается к нам в своих св. мощах ради воскресения и возрождения Руси, чтобы вложить в сердца детей веру отцов, разбудить совесть и принять наше покаяние. Кто-то возразит и мысли, что переживаемый исторический момент — последний шанс для Руси, которой предстоит подвиг единения вокруг своих великих святынь и что в этом новом единстве, аскетичном и одухотворённом, исцелится несчастная судьба страны, и она будет надёжно ограждена от самого страшного соблазна — поклонения грядущему антихристу.

Однако невозможно не заметить, что впечатления сегодняшней эпохи, начала очередного века и даже нового тысячелетия, весьма схожи с ожиданиями наших соплеменников столетней давности. Апокалиптичность мировосприятия весьма родственна, словно параллельна той.

Существует пророчество преп. Серафима, известное как Великая Дивеевская Тайна: о воскрешении батюшки Серафима в последние дни, о временном восстановлении Руси. Батюшка говорил, что отмеряно ему Господом земного веку более ста лет, но Господь заберет его раньше (в семьдесят три — прим.авт.), чтобы затем на оставшийся срок воскресить накануне конца времен. Все это должно было сбыться по втором обретении его св. мощей, то есть в 1991 году.

Писатель Ю.Г.Милославский, автор книги «Знамение последних времен» (изд. «Царское Дело», Санкт-Петербург, 2000) о чудотворном мироточивом образе Божией Матери Иверской-Монреальской и о ее приснопамятном хранителе брате Иосифе Муньоc-Кортес, рассказал автору этих заметок о таком памятном диалоге.

По сообщениям, полученным им от нескольких, заслуживающих доверия лиц, в середине 90-х годов брат Иосиф беседовал на Святой горе Афон со своим духовником о возможности посещения России. На это старец сказал: «Через десять лет в Россию будет ехать с иконой поздно».

На это бр. Иосиф решился напомнить, что впереди еще чудо воскрешения преподобного Серафима, возрождение и проч. Тогда старец веско заметил: «Это все уже было. Св. Мощи Батюшки Серафима были обретены и находились в русской столице. Но русский народ не пал перед ними в молитве и покаянии, но занимался куплей-продажей, уничтожением собственной страны… И поэтому Господь не воздвиг Батюшку Серафима и не восстановил Святую Русь».

Ю.Г.Милославский, когда мы обсуждали с ним эти горькие слова, которые он не решился поместить в своей книге о брате Иосифе, заметил: «Сейчас кое-кто возлагает надежды на празднование 100-летия прославления Батюшки… Но, конечно, Господь волен только отодвинуть исполнение пророчества, а не вовсе его вменить в ничто…»

В прошлом харьковчанин, а ныне житель США, Юрий Милославский прислал репродукцию уникального прижизненного образа-портрета прп. Серафима Саровского, писаного при жизни угодника Божия. Ныне портрет находится в США, в Успенском Ново-Дивеевском женском монастыре, что располагается в живописной лесистой местности Спринг-Вэлли, в 40 милях от Нью-Йорка.

Монастырь «Ново-Дивеево» возник в начале 50-х годов. Основал его архиепископ Рокландский Андрей (Рымаренко), тогда о. Адриан, ученик последних Оптинских Старцев прпп. Анатолия и Нектария. Последний и скончался под епитрахилью молодого священника. В этом году, на Петра и Павла, исполнилось 25 лет со дня его блаженной кончины. В домовой монастырской церкви Успения Богородицы и хранится одна из великих святынь Дивеева, потрет Батюшки Серафима. В дни прославления Преподобного в 1903 г. именно перед этим изображением молилась Царская Семья. Во время разорения Дивеевской обители образ был перевезен в Киев, где находился в Набережно-Никольском храме, а в 1943 году его перенесли в новооткрытый при немцах Покровский храм на Подоле. При отступлении фашистов из Киева образ буквально в последние минуты был вывезен (туго свернутым в трубку) в Лодзь, а затем передан в православный русский собор в Берлине, откуда впоследствии перевезен в США.

В храме прп. Серафима в американском «Ново-Дивеево» находятся святыни-реликвии: образ Владимирской Божией Матери из Оптиной, — дар последних Старцев Киеву, — и крест из Ипатьевского Дома в Екатеринбурге.

В Ново-Дивеево расположено обширное русское православное кладбище, где нашли свое последнее упокоение немало наших соотечественников, оказавшихся вне российских пределов, — и в их числе лица, небезразличные для нашей истории: княгиня Вера Константиновна, дочь Вел. кн. Константина Константиновича (поэта К.Р.), гр. Александра Львовна Толстая, супруга ген. бар. Врангеля, его сыновья, видные участники Белого движения.

И преп. Серафим, и Старцы Оптинские, и многие другие подвижники оформили, по сути, новый тип Христианской цивилизации, подали пример возможного спасительного пути. Главной чертой русского старчества, ставшего результатом совершенствования и развития пятнадцати столетий (полторы тысячи лет!) здешней иноческо-асктической духовной традиции, явился непостижимый синтез, казалось бы, несоединимого: уединенного подвижничества и, при этом, самоотреченного общения с миром.

Очевидцев поражала в старцах «непостижимая бездна любви».

У купели прп. Серафима в Саровском лесу, на Пасху
У купели прп. Серафима в Саровском лесу, на Пасху
Умеем ли мы ценить жертву, принесенную и приносимую нашими старцами? Следует четко понимать, что, вбирая в себя наши грехи, тягости, наши «больные души», внемлющий нам спасатель словно ступает над бездной, рискуя пасть в нее под бременем наших страстей и совестных изъянов. И идет на это — во имя любви, спасения нашего ради, и здесь самоотречение старцев воистину не знает предела.

Вот кто нам дает ясный, прямой урок возможности (пусть и трудной) соединения духовного делания с мирской жизнью — наши старцы, земное и родное, и высокодуховное «наше всё». Устроение «монастыря в миру», перелив иноческого «умного делания» в социум, смиренное, но и твердое приглашение пронизать умной молитвой всю земную жизнь «обыкновенного человека» — это духовная вершина, к которой пришли русские старцы в надежде общего спасения. Чтобы установился даже в нашем миру (!) мир Христа, по Христову же слову: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам».
Без такого наставничества и окормления нам сегодня не спастись.

«Все святые, — сказал и сам преподобный Серафим, — оставили нам, по своем успении, жизнь свою как пример для подражания и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности от всей души заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное, а перед ним вся слава мира сего, как ничто, наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество».

Что ж, снова и снова соберемся под покров великого угодника Божия Преподобного Серафима Саровского и вознесем усердные молитвы о нашем многострадальном Отечестве и о себе самих. «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»



КАМУШЕК
Песенка калики


Стоит наш батюшка на камушке,
Под кровом бора — как во храмушке.
Как столп, как крест, как Спас-на-кровушке.
И «Богородицу» поет.
Стоит наш батюшка, наш дедушка,
Приходит к дедушке медведушка
Сухарика отведать, хлебушка,
В ладошку влажный нос сует.

Ай, свиристят, щебечут, цвенькают
Пичуги. И пеньки с опеньками
Обсели, а бельчата спинками
У старцевых мелькают ног.
Пусть распрострилось семя змеево,
Крепчает дело лиходеево, —
Да диво дивное, Дивеево,
Намолено среди дорог.

А с дедушкою — Божья матинка!
И, даром что спина горбатенька,
За грешников молися, батенька,
Господень умаляя гнев.
Когда б у старца Серафимушки
За всю за Русь достало силушки
Молиться, не смыкая крылушки —
Два века словно тыщу днев!

Где веют промыслы бесовския,
Там плачут ангелы Саровския.
Но живы серафимы русския,
Покров — их до поры таит.
Повырастала снитка-травушка,
Где стынет борушка-дубравушка.
Хоть нет того на свете камушка,
Да батюшка на нем — стоит.
5 мая 2003, Пасха

http://rusk.ru/st.php?idar=104425

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Кирсанова Надежда    28.02.2008 18:39
Я занимаюсь иконами и уже не один раз работала над образом милого сердцу Батюшки. Он всегда мне помогает в работе. И приходит ко мне тоже очень по своему. То в черно-белом виде из газеты, то на подареном диске повторится, но уже в цвете. Он терпеливо направляет мои руки и каждый раз получается по разному. Терпеливо 'выслушивает' мои молитвы и слова благодарности. И творит и творит чудеса во славу Господа. Последняя моя икона поедет в монастырь в г.Михайлов Рязанской обл. в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Настоятеля зовут Серафим. С благодарностью грешница--Надежда. Спаси Вас Господи.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика