Русская линия
Русская линия Сергей Лебедев18.07.2006 

Испанский вариант
70 лет тому назад началось национальное восстание в Испании

За последние годы в российской прессе много писалось об Испании, особенно о ее политической истории последних 20 лет. Несомненно, такие факты, как мирный безболезненный переход к демократии или реставрация монархии заслуживают самого пристального внимания со стороны ученых и всех интересующихся политикой. Но не меньший интерес должен вызывать другой успешный пример Испании — опыт эффективной национальной диктатуры, связанной с именем Франсиско Франко, успешно решавшей стоящие перед страной задачи. Думается, что, несмотря на все различия между Испанией и современной Россией, пример Франко может быть очень поучительным для русских патриотов, особенно как пример использования власти в национальных интересах.

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» И «ЧЕРНАЯ ЛЕГЕНДА»


Испанию и Россию сближают некоторые черты исторического развития, в частности, для обеих стран была характерна многовековая борьба с иноземными захватчиками-маврами и татарами, что совершенно не свойственно «цивилизованной» Европе, которая обычно сама выступала в качестве захватчика. В этой борьбе выковывались национальная энергия, воля, характер и самосознание.

Испанцы боролись с маврами восемь столетий — с 712 по 1492 год. Всемирная история не знает примеров подобного упорства в защите родной страны, разве что борьбу Руси с кочевниками Дикого Поля, да еще сопротивление черногорцев турецкому завоеванию.

1492 год стал для Испании началом самой блестящей эпохи ее истории. В начале этого года испанцы взяли Гранаду — последний оплот мавров в Европе. 3 августа по инициативе Великого Инквизитора Томаса Торквемады из Испании были изгнаны все евреи, кроме крестившихся. В тот же день на запад в поисках Индии отправились корабли Христофора Колумба, и уже 12 октября он открыл островок Гуанахани, что считается днем открытия Америки.

16 век был испанским столетием. В западном полушарии после открытий Колумба конкистадоры за несколько десятилетий покорили и освоили всю нынешнюю Латинскую Америку, а также Флориду, Калифорнию, Техас, Аризону — всего около половины нынешних США. Испанские переселенцы, смешавшиеся в разных пропорциях с индейцами, неграми и иммигрантами из других стран Европы составили основу современных латиноамериканских наций. Помимо Америки, испанцы овладели обширными территориями Северной Африки, в Восточном Средиземноморье, а заодно и Филиппинами. В Европе испанцы владели большей частью Италии, Нидерландами, испанский король был попутно императором Германии. Испанцы сражались с турками на Среднем Дунае и Средиземном море, остановили распространение протестантизма в Западной Европе. Наконец в 1580—1640 годах Испания была объединена с Португалией и контролирована португальские владения — Бразилию, Анголу, Мозамбик, Цейлон, Индонезию, Малайзию, Формозу (Тайвань) и ряд городов в Индии. Да, в 16-м веке испанцы владели половиной всего тогдашнего мира.

Политический расцвет Испании совпал с расцветом культуры. Сервантес, Сервет, Кальдерон, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Эль Греко, Веласкес и многие другие — все это испанский золотой век.

Но этот век был скоротечным и вскоре сменился трехсотлетним упадком Испании, постепенно скатившейся до положения второразрядной страны. О причинах этого упадка спорили и будут спорить философы и историки. Но все они едины в том, что одной из самых главных причин упадка было то обстоятельство, что Испания просто надорвалась, не выдержав бремени полумирового господства. Кроме того, короли Испании боролись за всемирную победу католичества, а не за укрепление страны, рассматривая собственное государство лишь как арсенал католической церкви. По-современному это назвали бы идеологизированной внешней политикой. Некоторые черты испанского национального характера, например, культ воинской славы или духовной службы и презрение к таким неблагородным занятиям, как ремесло, торговля и промышленность, также способствовали упадку народного хозяйства страны.

И, наконец, изгнанные из Испании евреи, рассеявшиеся по всему свету, но в основном осевшие в мусульманских и протестантских странах, вели на протяжении веков подрывную работу против прежней страны пребывания. Эта подрывная работа заключалась не только в поощрении внутренних беспорядков при опоре на крещеных, затаившихся иудеев, разжигании антииспанских войн, но и в создании «черной легенды», то есть в лживых измышлениях зарубежных авторов о царивших в Испании произволе, религиозном фанатизме, жестокости инквизиции и в гротескном описании испанской истории, культуры и народных обычаев. Пропагандистские стереотипы «черной легенды» глубоко укоренились во взглядах многих ученых и проникли даже в обыденное сознание испанцев, пытающихся найти объяснение концу «золотого века».

ИСПАНИЯ И АНТИ-ИСПАНИЯ


Первые 30 лет XX века Испания влачила жалкое существование нищей и отсталой страны, потерявшей к этому времени почти все колонии. 60% населения было неграмотным, зато пруд пруди испанских авангардистов в живописи, литературе и кино, проживавших, впрочем, в основном в Париже. Страна формально была конституционной монархией с парламентом и многопартийностью, но все конституции и гражданские права были клочками бумаги, которые игнорировались и законными демократическими властями, и совершающими переворот военными.

Великая экономическая депрессия 1929−1933 годов ударила по отсталой Испании сильнее, чем по большинству стран Запада. Обострение нужды и бедствий народа привело к революции, которая произошла 14 апреля 1931 года. Король Альфонс XIII бежал из страны, была провозглашена республика и с ней множество демократических свобод. А затем получилось то, что только могло получиться — свободы стало много, еды гораздо меньше, порядка не стало вовсе. Появилось множество мелких партий, суливших избирателям золотые горы. Менялись правительства, не успевая сделать ничего путного. Национальные окраины и даже кастильские провинции провозглашали свой суверенитет. Экономический кризис усиливался, невероятно возросли преступность и коррупция. Стало ясно, что демократия оказалась неспособна решить стоящие перед страной проблемы.

Свой рецепт лечения Испании через диктатуру пролетариата, интернационализм, экспроприацию собственности по советскому образцу предложили многочисленные в бедной стране левые разных оттенков — коммунисты, социалисты, троцкисты, анархисты, анархо-синдикалисты и так называемые «демократические сепаратисты» из нацменьшинств. В начале 1936 года левые объединились в единый блок — Народный Фронт. Откровенный антипатриотизм, отрицание национальных особенностей Испании были присущи всем тогдашним испанским левым. Один из лозунгов Народного Фронта гласил: «Долой Испанию! Да здравствует Всемирная Республика Трудящихся!» При всех расхождениях партии Народного Фронта с гордостью называли себя анти-Испанией.

Правые в Испании были разобщены. Одни отстаивали идею восстановления конституционной монархии, что существовала до апреля 1931 года. Другое направление монархистов — карлисты или традиционалисты, мыслили себе будущее Испании в виде реставрации абсолютной монархии времен «золотого века» и даже на престол хотели возвести ту ветвь династии Бурбонов, что не опозорила себя присягами на верность конституции. Существовали так называемые «автономные правые», напоминающие своей идеологией современных христианских демократов Западной Европы, но именно по этой причине не могущие привлечь к себе массы народа в охваченной кризисом стране.

Помимо приверженцев прошлому и лишенных позитивной программы на будущее, в те годы в Испании появились и иные правые группировки, признающие необходимость широких социальных реформ, мобилизации масс и использующие в своей пропагандистской деятельности многие формы, методы и лозунги, ранее применявшиеся итальянскими фашистами и германскими национал-социалистами, из чего, впрочем, еще не следовало, что эти группировки надо считать фашистскими, ведь фашистские идеи превосходства арийской расы, «жизненного пространства» и тому подобные измышления были чужды большинству испанцев. Из этих нетрадиционных правых осенью 1933 года возникла политическая партия с красивым названием «Испанская фаланга». Ее лидером стал 30-летний аристократ, сын генерала, литератор и юрист Хосе Антонио Примо де Ривера. Фаланга быстро выдвинулась как одна из ведущих партий страны, что было немаловажным успехом в патриархальной Испании.

В целом, однако, ни среди левых, ни среди правых не было партии-гегемона, способной увлечь за собой значительную часть нации. Несомненным было лишь неприятие массами режима либеральной республики, которая в годовщину своего провозглашения в 1932 году запретила использовать слово «национальный» для обозначения партий и организаций. В этих условиях началось формирование политических блоков и коалиций. В феврале 1936 года состоялись всеобщие выборы, на которых блок левых — Народный Фронт — с перевесом 1,1% голосов победил блок правых. Характерно, что на этих выборах полностью провалились центристы, сторонники существующей демократии, все голоса почти поровну поделили или сторонники социализма, или ориентирующиеся на национальную диктатуру. Но отсутствие центра есть показатель надвигающейся гражданской войны, поскольку не примыкающие ни к одной из готовых к драке сторон центристы обычно играют роль противовеса к обеим крайностям. Когда центристов нет и нет сторонников сохранения прежнего режима, зато есть твердо определившиеся две стороны, четко знающие, против кого они собираются бороться, то гражданская война неизбежна. Такая война и началась в Испании.

КАУДИЛЬО


В условиях недоверия испанцев ко всем гражданским политикам и надвигающейся войны вполне естественным было выдвижение на первый план державшихся до сих пор в тени военных лидеров. Одним из таких лидеров, ставшим на последовавшие 40 лет испанцем N1, оказался Франсиско Франко-и-Баамонде.

Он родился 4 декабря 1892 года в городе Эль-Ферроль в семье служащего. Окончив пехотное военное училище, Франко отправился воевать против мятежных арабов в Испанское Марокко. Военные способности плюс удача обеспечили Франко быструю карьеру — уже в 1926 году в возрасте 33-х лет он стал самым молодым генералом испанской армии. Год спустя, Франко стад начальником Академии Генерального Штаба. Этот пост требует, чтобы занимающий его глубоко разбирался в хозяйственных и культурных возможностях страны, ее политическом строе со всеми достоинствами и недостатками. Будучи начальником Академии, Франко мог добавить к своему опыту строевого офицера и колониального администратора богатые теоретические познания по болезненным проблемам Испании и ознакомиться с различными вариантами их решения.

Падение монархии в апреле 1931 года несколько замедлили служебный рост молодого генерала. Академия Генштаба была закрыта в соответствии с «демократизацией армии» (почему-то демократические преобразования вооруженных сил везде и всегда одинаковы!), многие офицеры уволились в отставку, но сам Франко, полагая, что служит Испании, а не режиму, остался на службе. В октябре 1934 года Франко подавил вооруженное восстание анархо-синдикалистов и коммунистов в провинции Астурия, оказавшись неожиданным спасителем либеральной республики.

Через полтора года левые завоевали власть в этой спасенной Франко республике демократическим путем. Все, что применительно к Испании 1936−39 годов называлось «республикой», означало уже не просто форму правления, а диктатуру партии Народного Фронта, вдохновленного примером их восточноевропейских предшественников.

Вот против этой победившей анти-Испании и поднялась настоящая Испания, вождем (или по-испански каудильо) которой и стал генерал Франко. 18 июля 1936 года началось восстание ряда воинских частей против правительства, и через несколько дней по всей стране начались бои. На три года Испания оказалась в огне гражданской воины. Перипетии и обстоятельства этой войны мы не будем рассматривать, это отдельная тема. Напомним только, что война 1936−39 годов была одной из самых крупных и кровопролитных войн XX века. Помимо испанцев, в ней сражались десятки тысяч иностранцев — интербригады, с одной стороны, Иностранный легион, немецкие и итальянские части, с другой.

Но почему при почти равных силах (если брать итоги выборов февраля 1936 года) между Испанией и анти-Испанией победа досталась национальным силам, на какой идейной базе эти силы смогли объединиться, и какую роль в этом сыграл Франко?

У гражданской войны свои законы и поэтому, когда начались бои, то сразу же утратили свое прежнее значение «цивилизованные» парламентские партии, еще недавно насчитывавшие десятки тысяч членов и получавшие миллионы голосов избирателей. Их активисты ушли на фронт, а лидеры в лучшем случае могли рассчитывать на роль экспертов и советников при военном руководстве одной из воюющих сторон.

Но и «беспартийный» чисто военный элемент не мог обойтись без гражданских политиков и идеологов. Гражданская война — это всегда война за «идею» и потому в такой войне идеологический фактор превосходит военно-технический. Восстание армии 18 июля 1936 года подняла группа генералов, лишь одним из которых был Франко. Однако от своих товарищей-генералов он отличался не только молодостью, но и пониманием характера войны и широкой позитивной программой действий на будущее. В то время как другие генералы рассматривали выступление армии в качестве военной операции и искренне недоумевали, что, получив приказ выступить против республиканцев, солдаты начинают обсуждать распоряжения начальства и даже переходить на другую сторону, и, наоборот, в распоряжение генералов приходят какие-то штатские, выражавшие желание получить оружие и сражаться вместе с армией. Франко с самого начала пошел с Испанской фалангой. Фалангисты оказались наиболее идейно и организационно подготовлены к происходящим событиям. В довершении всего, эта мощная партия оказалась без руководства. Ещё до начала войны республиканские власти арестовали лидера фаланги X.А.Примо де Ривера и большинство местных руководителей.

Во время допроса, отвечая на вопрос следователя, почему он не покинул Испанию, хотя у него были на это возможности, Примо де Ривера сказал: «Я не мог уехать, у меня тяжело больна мать!»
«Как так, ведь Ваша мать давно умерла?» — удивился следователь.
«Моя мать — это Великая Испания и я не могу оставить ее и беде»! — гордо ответил Примо де Ривера.
20 ноября 1936 года лидер фаланги был расстрелян.

Оставшаяся без руководства фаланга признала своим лидером генерала Франко, образовав из своих активистов гражданскую администрацию на контролируемых его войсками территориях. Наличие сильной политической партии с самого начала отличало Франко от других восставших генералов, которые волей-неволей постепенно признали его не просто одним из своих коллег, но и вынуждены были провозгласить его Верховным Главнокомандующим национальными силами со званием Генералиссимуса и Каудильо государства. В дальнейшем все остальные партии, противостоящие анти-Испании, также подчинились Франко, отложив на будущее свои предложения по форме правления и тому подобным вопросам. Так произошло объединение национальных сил вокруг каудильо, символизировавшего собой Испанию.

В апреле 1939 года гражданская война закончилась победой националистов. В истории Испании началась новая эра.

ВОЗРОЖДЕНИЕ


Победа над анти-Испанией досталась дорогой ценой: свыше миллиона испанцев погибло, 500 тысяч эмигрировали, полностью или почти полностью было разрушено 192 города, страна потеряла половину подвижного состава железных дорог, треть судов торгового флота, 70% автомашин. В 1939 году промышленное производство составляло лишь 30% от довоенного уровня, а сельскохозяйственное — лишь 20%. И это все в стране, которая и так была одной из самых отсталых в мире, и где к тому же предвоенный промышленный уровень 1936 года был значительно меньше, чем до великой депрессии 1929 года! Добавьте к этому международную изоляцию нового режима, осложненного к тому же начавшейся Второй мировой войной. Полуразрушенная Испания представляла своим геополитическим положением интерес для всех воюющих сторон. В этих условиях для Франко требовались незаурядные качества дипломата, чтобы не втянуться в мировую схватку.

Гитлер постоянно требовал от Испании вступления в войну на своей стороне, напоминая об активной поддержке Германией Франко в период борьбы с республиканцами. В октябре 1940 года каудильо в первый и в последний раз встретился с фюрером на станции Эндай, причем Франко демонстративно опоздал на час. Несмотря на все старания Гитлера, его обещания и лесть, каудильо наотрез отказался не только вступить в войну, но и вообще связывать себя какими-либо обязательствами перед Германией.

Позднее Франко все же послал на советско-германский фронт так называемую «голубую дивизию» (по цвету форменной рубашки фалангиста), состоящую из добровольцев и уничтоженную под Ленинградом. Но добровольное участие испанских граждан в войне не меняло нейтральный статус Испании. Напомним, что несколько тысяч шведов воевали против СССР в финской армии, по это не считалось нарушением шведского нейтралитета.

Западные демократии также были не прочь завладеть Испанией, и штаб Эйзенхауэра разрабатывал планы оккупации страны с неугодным режимом, наподобие того, что сделали союзники с Ираном в 1941 году, когда шах стал слишком своевольничать. Однако наличие у Франко миллионной армии и всем известный патриотизм испанцев, а также исторические предания о народной войне Испании против Наполеона не позволили англо-американцам высадиться в Испании.

Уже после Второй мировой войны Франко все же бросил Западу кость, предоставив США две военные базы на испанской земле, но от всяких предложений вступить в НАТО каудильо категорически отказался. Сама мысль, что испанской армией будут командовать иностранцы, казалась ему кощунственной.

Обеспечив независимость страны от иностранного вмешательства, национальная диктатура получила возможность наконец заняться жгучими проблемами страны. Победа над анти-Испанией привела к возрождению исконных национальных традиции, испанская культура начала возвращаться к национальным истокам, католическая церковь заняла подобающее ей место в жизни общества (хотя все попытки иерархов церкви вмешиваться в политику Франко твердо пресекал). Все это произвело настоящую духовную консервативную революцию, которая дала нации второе дыхание, вызвала подъем национальной энергии. Но если ранее эта энергия уходила на борьбу с маврами или завоевание Америки, то теперь мозги и руки испанцев были приложены к более прозаичным, но отнюдь не менее важным проблемам экономического подъема.

Феноменальный подъем Испании времен Франко получил название «экономического чуда», хотя «чудо» объяснялось лишь здоровой и несклонной к абсолютизации тех или иных теорий экономической политики. Такой же прагматизм, как и во внешней политике, Франко продемонстрировал и в области национальной экономики, широко применяя методы планирования, госзаказа в сочетании с признанием свободы частного предпринимательства. Привлекая в Испанию иностранную технологию, а также туристов, Франко стремился ограничить приток иностранных товаров и капиталов, хотя и не отказывался вовсе от импорта. И вот как выглядело «испанское чудо» в цифрах: в 1950 году (когда был восстановлен довоенный уровень) валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения составлял около 100 долларов США (что было меньше уровня тогдашних Египта, Ирана, или Гондураса), в 1960-м — уже 300, а в 1975-м — 3300! В целом, по объему промышленного производства к концу эры Франко Испания вышла на 5-е место в Европе и 8-е в западном мире. По темпам промышленного роста -7,3% в год, а в некоторые годы — свыше 10%, франкистская Испания уступала лишь Японии.

Напомним, что Испания почти не имеет источников сырья, что в отличие от Японии военные расходы Испании были всегда велики, что Испания почти не брала иностранных кредитов, и, наконец, что страна долгое время подвергалась международному бойкоту и санкциям. Поэтому судьба некоторых удачливых государств -«витрин» (будь то «витрина капитализма», как Тайвань, или «мирного сосуществования», как Финляндия), обеспечивших себе искусственное процветание, миновала Испанию. Все, чего добилась Испания за 1939−1975 годы, есть дело рук испанцев под руководством национальной власти.

Сами испанцы, численность которых увеличилась за эру Франко с 23 до 36 миллионов человек, получили плоды от своего «чуда»: но уровню и качеству жизни достигнув западноевропейских стандартов, причем в очень короткие сроки. Если в 1960 году лишь 1% семей имел телевизоры и 4% автомобили, то в 1975 году доля владельцев увеличилась соответственно до 86% и 40%. Подобные цифры можно привести и по росту жилищного строительства, структуре потребления и т. д. и т. п. В целом только нефтяные эмираты Персидского залива могут похвастаться таким же или даже большим ростом жизненного уровня.

РАБОТА ЗАКОНЧЕНА — ПОЛУЧИТЕ РАСЧЕТ


Франко скончался 20 ноября 1975 года, в 39-ю годовщину расстрела Х.А.Примо де Ривера, после 36-летнего правления (только Ким Ир Сен пробыл у власти в нашем веке больший срок). Похоронен он под Мадридом в местности с многозначительным названием Долина павших. Здесь, на вершине скалы сооружен мемориал в память всех испанцев, погибших в гражданскую войну, на чьей бы стороне они ни сражались. В скале вырублена церковь, где под двумя могильными плитами спят вечным сном Хосе Антонио Примо де Ривера, основатель фаланги, и Франсиско Франко, воплотивший программу фаланги в жизнь.

Долина павших является не только памятником каудильо и его эпохе, но символом единства, обретенного нацией после безумства раскола 30-х годов. Посвятив мемориал всем павшим, в том числе и прежним своим врагам, Франко не только проявил рыцарственность к храброму и достойному противнику, но положил начало примирению с теми испанцами, которые в силу ряда причин оказались на стороне анти-Испании. Вероятно, именно это примирение способствовало стабильности режима каудильо не меньше эффективности секретных служб и экономических успехов.

Франко умер и вместе с ним умер франкизм. На другое утро испанцы жили уже при демократии. Объяснялось это не отсутствием кандидатов в новые каудильо, не тем, что анти-Испания незаметно поглотила национальную Испанию, и не тем, что сподвижники Франко оказались предателями. Просто национальная диктатура выполнила свою задачу. Все-таки Испания всегда была частью западноевропейской католической цивилизации. После конца «золотого века» и почти трех веков распада перед Испанией стояла задача «вернуться» в Европу в качестве равноправного партнера. Этого добивалась и добилась диктатура Франко. Претендовать на роль самостоятельной цивилизации и политической сверхдержавы Испании явно не под силу.

В 18-м веке любили говорить, что «Европа кончается за Пиренеями». Теперь никто не сомневается, что Испания — часть Европы. Эта страна вошла в Европейское сообщество и НАТО, став провинцией единой Европы со всеми её болезнями. Банкиры из Женевы и чиновники из Брюсселя командуют испанской экономикой; американские генералы руководят испанской армией; рождаемость в Испании упала до скандинавского уровня, и естественный прирост населения равен нулю, а традиционная многодетная испанская семья ушла в прошлое; в Испанию законно и незаконно прибыли сотни тысяч цветных иммигрантов; Испания наряду с Голландией теперь славится самым либеральным отношением к наркомании; порнография и «массовая культура» правят бал в испанских СМИ; небывалый размах получили преступность и терроризм; подъем сепаратизма ставит под угрозу территориальную целостность Испании. Да, определенно демократия есть золотая осень нации, её обеспеченная старость перед неминуемым концом без великих идей и чувств, кроме потребления и вседозволенности, осложненных старческим маразмом. Впрочем, дальнейшая судьба Испании зависит от испанцев…

Но для другой нации, перед которой стоят более великие задачи, чем вползти в «Европу» пли «мировую цивилизацию», которая еще молода и полна решимости сыграть свою особенную роль в этом мире, испанский вариант национальной диктатуры может послужить наглядным примером.
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)

http://rusk.ru/st.php?idar=104417

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Георг Шеп    30.10.2011 00:32
Очень актуальная и полезная статья. Аналог с Россией несомненен. Пища для размышлений.
  доктор философских наук Тамбиянц Ю.Г.    31.08.2009 23:52
Не совсем верное отождествление франкизма и фалангизма. Отношения Франко и Фаланги были сложнее. Однако рад, что нашел единомышленника. Портрет Х.А. Примо де Риверы уже пять лет висит над моим рабочим столом.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика