Русская линия | Александр Крутов | 06.07.2006 |
Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального закона «О персональных данных». К сожалению, за последние дни и часы текст законопроекта претерпел значительные изменения.
После принятия законопроекта в первом чтении была проделана большая работа. Рабочая группа, в состав которой входили депутаты Государственной Думы, представители ведущих российских конфессий, общественных и правозащитных организаций, члены правительства и представители спецслужб, собиралась 11 раз. Были согласованы и уточнены многие положения закона. И, главное, была достигнута договоренность об исключении из закона понятия «идентификатора персональных данных», пожизненного номера для человека от его рождения до смерти, и «единого государственного регистра населения (ЕГРН)». Обсуждение было трудным, долгим, эмоциональным, но плодотворным. Практически все участники рабочей группы согласились с заключением Президента РФ на проект ФЗ «О персональных данных», в котором подчеркивалась нецелесообразность включения в данный проект закона положения о ЕГРН и говорилось о необходимости разработки и принятия самостоятельного федерального закона о персональном учете населения России и едином госрегистре.
Сегодня же, в розданном для обсуждения тексте законопроекта, вновь появился «единый государственный регистр населения». Поправка, с которой выступил депутат Владислав Резник, была внесена в самый последний момент и была принята Комитетом не в ходе обсуждения, а процедурой «подписного листа», а на пленарном заседании послушное правительственное большинство «Единой России» за неё проголосовало.
Поправка Резника не выбивается, по своей логике, из общей тенденции на ужесточение законодательства в русле борьбы с экстремизмом в свете принятых Госдумой последних законов. Главная цель всего процесса — поставить человека под тотальный контроль, отучить его думать и говорить самостоятельно, не выступать с критикой власти и происходящих в стране событий, а то за выражение несогласия попадет под действие статьи об экстремизме.
Законопроект претерпел изменения и сейчас вызывает озабоченность то, как он будет реализован. Нам ни министр Рейман, ни его заместитель Антонюк так четко и не ответили, сколько будет стоить создание ЕГРН и какие ресурсы для этого понадобятся, зачем ЕГРН нужен и что его наличие даст государству и отдельному гражданину?
В чем нам представляется опасность от введения «единого регистра». Неясно, кто конкретно будет нести ответственность за ЕГРН, за риск утечки информации и её недобросовестного использования. Налицо законодательное обеспечение создания единой базы данных на всех и обо всем, базы, где будет собрана вся информация о человеке от его рождения до самой смерти. Где гарантия, что нерадивый чиновник не воспользуется ею, не продаст сведения в корыстных целях или для дискредитации человека?
Второй аспект, который тоже вызывает озабоченность — это вопрос контроля и надзора за обработкой персональных данных со стороны Уполномоченного органа. В первоначальном варианте предполагалось, что назначать Уполномоченный орган будет Президент России, но сейчас выяснилось, что это будет делать Правительство. Это положение законопроекта противоречит Конвенции Совета Европы от 2001 г. о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, о чем прямо говорится в Заключении Правового Управления Государственной Думы на проект закона ко второму чтению: «…данные органы должны выполнять свои функции в условиях полной независимости (имея в виду порядок назначения и деятельности, а не порядок отчетности, как это предполагается в проекте).
Главная защита — это контроль. Контроль над исполнением закона представляется одной из наиболее важных составляющих эффективной системы защиты прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни Часто законодательные нормы, которые по смыслу призваны защитить права и свободы человека, фактически не применяются (или применяются недостаточно) в силу отсутствия или слабости действенных механизмов их реализации. В сфере неприкосновенности частной жизни система эффективной защиты граждан долгие годы вообще отсутствовала — при наличии в Конституции страны нескольких статей, гарантирующих это право. При том, что право на неприкосновенность частной жизни вполне можно отнести к фундаментальным правам человека, это одно из наиболее часто нарушаемых и незащищенных прав.
Единственный способ защитить персональные данные — создать независимый контрольный орган, как это сделали в зарубежных странах, где есть подобные базы данных. У нас же это отдается на откуп исполнительному органу, а конкретно — ведомству Реймана, которое будет и реализовывать этот закон и само себя контролировать. А не превратится ли оно в таких условиях в «большого брата», знающего всё и обо всех?
Наше общество довольно скептически относится к возникновению и работе разного рода надзорных и контролирующих органов и не верит в их эффективность, потому что любой гражданин может спокойно купить любую закрытую базу данных на рынке или в подземном переходе или же скачать информацию через Интернет.
Cчитаю, и настаивал на этом при обсуждении, что назначать Уполномоченный орган должен Президент РФ, так как именно он, а не орган исполнительной власти, является гарантом соблюдения прав.
Одним словом, сегодня проправительственное большинство Государственной Думы сделало еще один шаг к ужесточению контроля над гражданами. И есть все основания опасаться, что граждане России окажутся не столько под «колпаком» спецслужб, сколько криминальных структур.
Духовная брань между добром и злом обостряется. Но Бог поруган не бывает. Чем темнее ночь, тем ярче рассвет.
http://rusk.ru/st.php?idar=104415
|