Русская линия
Русская линия Сергей Чесноков03.07.2006 

В День Рождения Покрова в Нижнем Новгороде начались Третьи Покровские Дни

30 июня, в канун празднования Боголюбской иконе Божией Матери в Нижегородской государственной областной детской библиотеке был отслужен предначинательный молебен о начале нового дела — Третьих Покровских Дней.

Третьи Покровские Дни проводятся по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Георгия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, Союзом Православных Граждан и автономной некоммерческой организацией «Покровские Дни» при поддержке представительства Президента РФ в Приволжском Федеральном округе, Правительства Нижегородской области, а также администрации г. Нижнего Новгорода.

Главная улица Нижнего Новгорода — Большая Покровская называется в честь разрушенного в 1946 г. храма Покрова Пресвятой Богородицы, всего в Нижегородской области 38 Покровских храмов, поэтому, начиная с этого года, мероприятия запланированы в самом широком формате.

Первые Покровские Дни 2004 г. были посвящены 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского. В 2005 г. — приданию местному Дню Славы Нижегородского ополчения статуса общероссийского Дня Единения и Согласия.

Третьи Покровские Дни посвящены 125-летию со дня рождения известного философа священника Павла Флоренского, крестный путь которого тесным образом связан с Нижним Новгородом.

В центре всех мероприятий — международная научно-практическая конференция «ИДЕЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В НАСЛЕДИИ Л.А.ТИХОМИРОВА И П.А.ФЛОРЕНСКОГО», а председателем Оргкомитета Покровских Дней является внук известного философа — академик, доктор геолого-минералогических наук Павел Васильевич Флоренский (г.Москва).

В церковное новолетие 14 сентября в Нижнем Новгороде пройдет междисциплинарный научный семинар «Праздник Покрова — его богословское, историческое и общекультурное значение», ориентированный на преподавателей и директоров общеобразовательных и воскресных школ, с тем чтобы в октябре Покровские Дни прошли в школах города и области.

7−8 октября в столице Приволжья состоится празднование Покровской Субботы — поскольку Субботу перед Покровом непременно праздновали наши предки.

Выбор памяти Боголюбской иконы Богородицы для молебна о начале благого дела не случаен, поскольку именно этот день можно поистине назвать Днем рождение русского праздника Покрова.

Икона Божией Матери Боголюбская (или Боголюбивая) была написана по мотивам видения великому князю Андрею Боголюбскому Богородицы возле города Владимира, где им был основан Боголюбский мужской монастырь возле которого в 1165 г. построена ставшая знаменитой Церковь Покрова на Нерли.

Именно с этой церкви началось строительство храмов Покрова на Руси, а сам праздник, бывший в Византии третьестепенным, стал почитаться в России не меньше двунадесятых.

Обращение князя Андрея Боголюбского при осмыслении своего видения именно к византийскому празднику далеко не случайно, поскольку в Византии праздник Покрова был установлен в память видения Богородицы юродивому Андрею — тезоименитому русскому князю.

В 910 г. в войне с сарацинами Константинополю угрожала опасность, но 14(1)октября св. Андрей Юродивый с учеником своим Епифанием, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения увидели Божию Матерь, стоящую «на воздусе» с сонмом святых, молящуюся и распростершую свой покров (омофор) над христианами. Ободренные греки отбили сарацин.

Блаженный Андрей был родом из славян, и глубоко органично, что именно в России, с ее зимой, покрывающей всю землю снежным покровом, этот праздник получил свое второе рождение и стал истинно русским праздником, а одним из символов России храм Покрова на Рву, известный, правда, под другим именем, — собора Василия Блаженного.

Построенный в честь взятия Казани, произошедшего на Покров 1552 г., этот храм, с его многоглавием, повторяющим многофигурный сюжет иконы Покрова, стал поистине визитной карточкой Москвы — символом самобытной русской культуры.

Не случайно и то имя, которое получил главный Покровский собор — имя блаженного Василия, напоминающее нам о том, что и древнее видение было поведано церкви блаженным (Андреем).

Последним настоятелем нижегородский храма Покрова перед его закрытием был священномученик Андрей Бенедиктов, потомки которого живут в Нижнем Новгороде и до сих пор. Храм содержался попечением князей Грузинских. В нем были грузинские святыни, связанные с именами святых — Равноапостольной Нины, просветительницы Грузии и Великомученика и Победоносца Георгия, покровителя Грузии (Георгии, земли св. Георгия). Разрушен храм был в 1946 г., но православные нижегородцы верят, что этот, один из главных храмов нашего города будет обязательно восстановлен.

С праздником Покрова связано множество поверий, примет и поговорок. Праздник этот имеет важное значение в быту народном, как начало новых дел. В народе говорили, например, о наймах: от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещенья. В праздник Покрова, обыкновенно, в русском климате появляются первые снега, оканчиваются сельские работы. Это время празднования свадеб. Отсюда, вероятно, и ведут свое начало так называемые свадебные осенние недели, которые, по церковно-народному месяцеслову, считают обыкновенно с праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

А поскольку на Покров платок «именник», то первым мероприятием Третьих Покровских Дней станет открытие 6 июля в Нижегородской областной библиотеке выставки русского платка, подготовленной этнографическим отделом музея Нижегородского университета, и проведение конкурсов платка, итоги которых будут подведены осенью.
Сергей Валентинович Чесноков, кандидат исторических наук, ученый секретарь Оргкомитета Покровских Дней, специально для Русской Линии

http://rusk.ru/st.php?idar=104411

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Кузнецова Е.В.    01.12.2006 16:40
Будьте так любезны – разъясните мне, почему в газете 1917 года "Календарь" указаны две даты празднования памяти иконы Божьей Матери Боголюбская: 25 марта и 18 июня ( по старому стилю )

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика