Русский дом | 08.03.2005 |
«Благочестиваго корене пречестная отрасль»
…В семье известного теоретика музыки, педагога и музыканта Варфоломея Александровича и Александры Фёдоровны Вахромеевых 21 марта 1935 года родился сын Кирилл.Спустя семь десятилетий это радостное для московской ветви рода потомственных ярославских дворян событие стало основанием для торжеств Белорусской Православной Церкви. Особый смысл придавало событию то обстоятельство, что его празднование было назначено на день Торжества Православия.
Именно этой цели — торжеству Православия в сердцах людей, на земле отцов, в возлюбленном Отечестве — служили и предки Владыки Филарета. Иван Александрович Вахромеев, прадед Владыки, был почётным гражданином Ярославля, состоял членом многих благотворительных и просветительных учреждений. Ему удалось собрать, систематизировать и издать старинные российские рукописи, коллекция которых была передана по его завещанию в Московский Исторический музей. И прадед и дед владыки Филарета были церковными старостами Спасо-Пробоинского ярославского храма, основанного в 1612 г.
Его отец Варфоломей Александрович, посвятивший жизнь музыке, дал сыну хорошее музыкальное образование, привил вкус к подлинной культуре и искусству. Родители воспитали в Кирилле твёрдую христианскую веру, любовь к Богу и к ближнему.
Глядя со стороны, кажется, что каждое поколение Вахромеевых полагает в родовые хранилища всё новые сокровища в области культуры и науки, веры и христианского достоинства, гражданского служения и чести. Но Кирилл Варфоломеевич стал первым из рода Вахромеевых, кто принял решение посвятить свою жизнь служению у Престола Господня в священном сане.
«Поминайте наставников ваших…»
Выпускник Московских духовных школ, Кирилл Вахромеев на втором курсе обучения в Академии в 1959 г. принял монашеский постриг с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого. От дня поступления в семинарию и до дня епископской хиротонии прошло 12 лет.8 октября 1965 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили: архимандриту Филарету (Вахромееву), инспектору Московской духовной академии быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 23 октября в храме Ленинградской духовной академии был совершён чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. На следующий день 24 октября 1965 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры за Божественной литургией была совершена хиротония нареченного архимандрита Филарета во епископа.
Владыка Филарет всегда с неизменной любовью говорит о своём духовном наставнике мирополите Ленинградском и Ладожском Никодиме (Ротове): «Он был подвижником — не в пустыни, не в келье, не где-то в затворе, а в пучине житейской. Сохранить при этом такую крепкую, несомненную веру и не забыть о своих наставниках, о своих учениках, о своём архипастырском долге — это подвиг».
14 мая 1966 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Священный Синод определили Преосвященному Филарету быть епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московских духовных академии и семинарии. Спустя некоторое время он был назначен вторым заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений.
Широко известна деятельность митрополита Филарета на ниве внешних связей Русской Православной Церкви в один из самых ответственных и сложных периодов жизни Церкви, страны и народа. Владыка возглавлял ОВЦС в течение восьми лет с 14 апреля 1981 по 13 ноября 1989 г. Это было время развития глубокого кризиса господствующей системы, но одновременно — начало необратимого возрождения Матери-Церкви и великого торжества Православия в Отечестве нашем. К тому времени Владыка уже в течение восьми лет исполнял послушание Митрополита Минского и Белорусского, Патриаршего Экзарха Западной Европы.
«На многая лета, Господи!»
Назначение на Минско-Белорусскую кафедру владыка Филарет получил 10 октября 1978 г. В то время на всей территории республики была одна епархия, объединявшая 365 приходов, и один Свято-Успенский монастырь в посёлке Жировичи Гродненской области.Судьбоносным стал для братских восточнославянских народов год 1000-летия Крещения Руси. В Белоруссии 6 июля 1989 г. были восстановлены Полоцкая, Могилёвская и Пинская епархии. Спустя несколько дней Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвящённый празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества, принял определение об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата.
В течение двух лет было завершено восстановление десяти исторических епархий Белорусской Православной Церкви, как ещё официально именуется Белорусский Экзархат. С тех пор уже более четверти века Патриарший Экзарх шаг за шагом прилагает всё новые усилия для утверждения Святого Православия на белорусской земле.
Любовь Митрополита к духовному образованию и его привязанность к духовным школам выразилась в возобновлении в 1989 г. Минской духовной семинарии, которая дала начало первой в истории Белой Руси Духовной академии. Растущий интерес светского общества к христианству нашёл ответ в учреждении вначале Богословского факультета в структуре Европейского государственного университета в Минске, а затем в его преобразовании в Институт теологии Белорусского государственного университета.
Для формирования и развития научно-богословской мысли в Белоруссии важное значение имеет то обстоятельство, что митрополит Филарет возглавляет Синодальную Богословскую комиссию Русской Православной Церкви.
Черпая силы в богослужении, Владыка возглавил широкое народное движение по открытию новых приходов и монастырей, в результате чего ныне в Белоруссии действует без малого 1300 православных общин и 26 монашеских обителей.
В белорусском обществе высоко ценят ту социальную стабильность, которая достигнута во многом благодаря усилиям Церкви: сколь бы ни были относительны социологические исследования, но все они однозначно свидетельствуют, что наибольшее доверие жители республики проявляют не к партиям или к общественным объединениям, но к Святой Церкви.
Особое значение имел для Белоруссии совершённый во главе с Патриаршим Экзархом подвиг воссоздания в период 1992—1998 годов национального духовного символа Белой Руси — Креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (бесследно утраченный в дни начала Великой Отечественной войны 1941−1945 годов).
Воссозданный по образу и подобию древнего, Полоцкий Крест содержит частицы Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, камень от гроба Пресвятой Богородицы, мощи многих святых. Усилиями Церкви и государства ныне сооружается серебряная рака для мощей небесной покровительницы Белорусского Отечества — преподобной матери нашей Евфросинии.
Во время третьего из пяти состоявшихся апостольских путешествий по белорусским епархиям Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в древнем Спасо-Евфросиниевском монастыре чин Воздвижения Креста Господня. За богослужением Его Святейшество держал в руках воссозданный Полоцкий Крест, а на следующий день Святейший Патриарх был награждён вновь учреждённым Орденом Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. В тот день Предстоятель Матери-Церкви сказал:
— Я принимаю этот орден с молитвой о том, чтобы Крест преподобной Евфросинии Полоцкой укреплял меня в моём Патриаршем служении и в несении нелёгкого Патриаршего креста… Труды Патриаршего Экзарха, архипастырей и пастырей, монашествующих и всех тружеников церковных зримы нами, и мы благодарны им за их подвижническое служение по возвращению людей к вере в Господа Бога, к нравственным и духовным ценностям христианства.
Владыка Филарет вступил на крестный путь своего служения Матери-Церкви в период, когда, говоря словами премудрого Екклезиаста, было «время разбрасывать камни». Но в сердцах тех, кто осознавал себя гражданами Святой Руси, царило другое время — «время собирать камни» (Еккл. 3:5). И оно возобладало, потому что непрерывность жертвенного Евангельского служения Богу и людям — это залог вечного бытия Святой Церкви, которую не одолеют врата ада.
Размышляя о Промысле Божием на примере жизненного пути и церковного служения Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, с особой отчётливостью понимается мысль о единстве таких общих и в то же время конкретных понятий, как вера и верность. Наверное, поэтому для всех, кто служит и трудится под омофором митрополита Филарета, самым важным признанием становится ответ на испытующие слова Владыки, когда он произносит — «Христос посреде нас»:
И есть, и будет, Владыко святый!
Материал подготовлен при содействии пресс-службы Патриаршего Экзарха
«Русский Дом», март 2005 г.