Русская линия
Русская линия Олег Самылов01.07.2006 

«Нет, мне не все равно, где жить…»

В отечественном литературоведении бытует вполне осознанное и устоявшееся представление о том, что русская поэзия философична, а философия поэтична, во всяком случае, пока она русская.

Сознание русского поэта всегда антитетично, напряжено последними смыслами бытия. Русский поэт в своем мироощущении выражает драму индивидуальной человеческой судьбы и, одновременно, утверждает светлую перспективу, которая непосредственно соотносится с надындивидуальным, абсолютным.

Русская литература и философия всегда были окрашены гражданственно-политически. Это качество русской литературы прослеживается на протяжении всей ее истории, начиная с древних летописей и по сей день.

Тема крушения, казалось бы, незыблемой империи является доминантной в литературном творчестве наших современников, особенно тех, кто пережил лихолетье второй половины ХХ и начала ХХI веков, начиная со старшего поколения литераторов-почвенников (С.Куняев, В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов и др.) и заканчивая младшим (Т.Глушкова, Н. Карташева, Ю. Кузнецов и др.). «Когда не стало Родины моей,/ В ворота ада я тогда стучала:/ Возьми меня!../ А только бы восстала страна моя из немощи своей», — эти строки Т. Глушковой, написанные в 1992 году по следам «беловежья», с присущей поэтессе мощной экспрессией, рождали ощущение невероятной чудовищности геополитического преступления и национального предательства, которое также стало лейтмотивом политической поэзии и более молодого ее современника — Игоря Саначева. «Умерла Расея, Родина моя… Подхватило ветром стебелек, и куда незнаемо унесло», — восклицает он устами одного из героев своей повести «Великоросска», опубликованной в 2005 году.

Апокалипсическое предчувствие последних времен, казалось бы, безраздельно владеет нашим автором: «Как Агасфер скитался я,/ Лишенный Родины и чести,/ И часто миром проходя,/ Я застывал в том самом месте,/ Где Родина была моя./ Что с нею стало? Где она?» Но выход из зловещего тупика все же им выявляется. Этот выход еще не был очевиден Татьяне Глушковой в начале 90-х годов. Тогда, думали многие, все пропало, все обрушилось. Русские люди не успели испытать всех ужасов безвременья, еще не испили до дна чашу национального позора и унижения. За более чем пятнадцать лет тотального господства ельцинского и постельцинского режимов что-то изменилось в духовной атмосфере страны… У людей появился луч пока еще робкой надежды на спасение. И спасение это — в грядущем духовном возрождении России, в обретении веры православной. «Верим мы часто в сказку,/ В будущее…/ Только сначала было Слово, и Слово — Бог», — утверждает наш автор, фиксируя то незыблемое духовное начало, к которому неизбежно должна вернуться Россия. Но сложен и многотруден процесс обретения памяти. Нет, не превратился народ в лоботомированных манкуртов, как было угодно «прорабам перестройки». Еще в середине ХIХ века предрекал возвращение исторической памяти, пробуждение национального духа и необходимость жестокого отпора врагам основоположник славянофильства А.С.Хомяков: «Тебя призвал на брань святую,/ Тебя Господь наш полюбил,/ Тебе дал силу роковую,/ Да сокрушишь ты волю злую/ Слепых, безумных, буйных сил». Сопротивление должно быть брутальным, — полагает и наш автор. «Я вижу, как блестят твои глаза,/ В них одержимость боя, гордость в них,/ И ярость как смертельная коса./ Мерцает гневно в далях грозовых./ Ты ненавидел рабство и ярмо,/ Не верил в демократию как в миф,/ И я в своих руках сжимал ружье,/ И грозно карабин блистал в твоих — / Мы защищали Родину…»

Мягкий и тонкий лиризм не оставляет нашего автора и в обстановке застывшего катастрофизма, ледяного дыхания небытия: «Я верю в лучшее,/ И в полуночной мгле/ Я не грущу, не мудрствую лукаво -/ Любимый звук дождя идет ко мне,/ И каменные капли бьют по травам».

Игорь Дмитриевич Саначев родился в 1962 году на восточной окраине нашей, тогда еще необъятной страны, во Владивостоке. Берег Тихого Океана, дебри сихотэ-алинской тайги, близость суровой и дикой природы способствовали становлению его самобытного поэтического мироощущения. Изящество и лаконичность некоторых поэтических произведений Игоря Саначева не случайно навевают реминисценции японских хокку и танка. Глубокое знакомство поэта с японской поэзией помогло ему выразительно описывать явления природы, которые всегда, впрочем, для Игоря Саначева антропоморфны, становятся средством социально-политических зарисовок и обобщений, констатации фактов, имеющих непосредственное гражданственное звучание: «Бликами перспектива/ В серый туман ушла,/ В небе желтая слива -/ В мрачном шафране луна./ Страшно и безобразно/ Кривится город рогом -/ Впился он безучастно/ В серый мирок убогий».

Первая небольшая подборка его стихотворений была опубликована в далеком уже 1992 году в журнале «Русь», в 1998 году затем в Красноярске появился сборник «В средине жизни». В 2005 году вышла повесть «Великоросска», высоко оцененная писателем Василием Беловым.

Игорь Саначев известен на Дальнем Востоке как историк-регионовед, политолог и социолог, публицист. После окончания в 1984 году исторического факультета Дальневосточного государственного университета преподал и занимался наукой (защитил в 1988 г кандидатскую диссертацию по истории, в 2005 г. — докторскую по социологии), ныне заведует кафедрой муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Жителям Владивостока памятны его яркие публицистические выступления на приморском телевидении и радио. Обостренный поиск справедливости, страстное стремление всегда говорить только правду привели Игоря Саначева к конфликту с демократией, лживости и лицемерности которой он посвятил много строк в публицистике и поэзии, а также и в политику — некоторое время он был ближайшим помощником бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова.

Новый поэтический сборник Игоря Саначева «Рожденный в Советском Союзе», подготовленный издательством «РУССКИЙ ОСТРОВ», думается, не оставит равнодушным никого из тех, кому дороги русские идеалы, кто не спешит с готовностью поверить сладкоголосым посулам поводырей в «светлое будущее» демократического рая.

По вопросам оптового приобретения книги можно обращаться в издательство «РУССКИЙ ОСТРОВ» по адресу: os@rusk.ru, тел. для справок 8−901−301−4926.
Желающих приобрести розничный экземпляр книги просим направлять заказы по адресу: 199 053, Санкт-Петербург, В.О., 4-я линия, 13, предприятие «ФОЛИКОМ» (книга-почтой), тел для справок (812) 323−70−04, E-mail: folicom@yandex.ru
Олег Валерьевич Самылов, кандидат философских наук, доцент (Санкт-Петербург)

http://rusk.ru/st.php?idar=104408

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Ольга Хайрулина    03.10.2007 16:33
Добрый день, Олег Валерьевич!
Тема мне близка,
С уважением, Ольга.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru