Русская линия | 29.06.2006 |
По форме это заявление представляет собой полемику с небезызвестным депутатом Госдумы Владимиром Жириновским, а по содержанию является бесцеремонным вмешательством во внутренние дела Российской Федерации. Г-н Шаханов в своём антироссийском запале — при этом, вполне отдавая себе отчёт, что это «вопрос внутренней политики России» — берёт на себя смелость давать рекомендации руководству РФ и возлагает ответственность за их исполнение на «соответствующие государственные органы России» и министра иностранных дел РК Касымжомарта Токаева.
В заявлении, в частности, говорится о «подавлении российскими властями интересов национальных меньшинств» и процессе «искоренении языков малых народов» на территории РФ. При этом г-ном Шахановым даются ссылки на некие неназванные «международные правоохранительные органы» и (siс!) «Эстонский институт защиты прав человека». В заключение объёмного текста — предварительно процитировав русских классиков и в цифрах рассказав о том, как хорошо в Казахстане живётся нацменьшинствам (прежде всего — русским) — автор пишет о том, как сильно его волнует судьба «малых народов и наших соотечественников, оторванных от родного языка».
Без тени смущения Мухтар Шаханов заявляет (этот фрагмент надо обязательно привести полностью): «В Российской Федерации проживает более 800 тысяч казахов. Может возникнуть такой закономерный вопрос: „А сколько в России существует школ для казахов?“. Раньше они были. Сейчас их нет. Даже не сочли нужным оставить хотя бы одну школу ради уважения к дружественному Казахстану, с которым Россия подписала соглашение о вечной дружбе».
Вообще, г-н Шаханов, опрометчиво вступил на скользкую тропу статистики и темы реализации прав и свобод нацменьшинств. У нас есть что возразить ему по этому поводу, — хотя бы о евангельских «соринке» в глазу ближнего и «бревне» в своем. Но в данном случае речь идёт об инсинуациях в адрес властей Российской Федерации. Поэтому мы ограничимся только российской тематикой и тем, как в России на законодательном уровне соблюдаются права нацменьшинств, в том числе и казахов, чья численность в РФ составляет менее 1%.
Всё нижесказанное будет говориться не для Шаханова, — человека с устойчивой репутацией, а для казахстанцев, у которых он хотел вызвать неприязнь к нашему «большому соседу» — России, а вместе с тем и к русским. И в отличие от него, ссылающегося на непоименованные «международные правоохранительные органы», мы готовы привести конкретные официальные источники нашей информации, с которыми любой казахстанский гражданин может свободно ознакомиться и проверить их.
Общеизвестно, что с точки зрения всестороннего соблюдения прав и свобод нацменьшинств федеративное устройство государства предпочтительнее устройству национального унитарного государства. В Российской Федерации, чего нет ни в одной другой стране СНГ, создана мощная законодательная база, позволяющая всем малым народам иметь национально-культурные автономии.
Вот перечень некоторых законодательных документов, дающих гражданам РФ реализовывать национальные интересы: Федеральный закон «Об общественных объединениях»; Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» (позволяющий иметь национальные районы); «Концепция государственной национальной политики РФ»; Федеральный закон «О национально-культурной автономии».
Национально-культурные автономии (НКА) дают самые широкие права нацменьшинствам, проживающим на территории России, в частности: право самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и культуры; получения поддержки со стороны органов государственной власти, необходимую для сохранения самобытности, национального языка и национальной культуры; право получения льгот по налогам, сборам и кредитам; право создавать региональные и федеральные НКА, создавать Консультативные Советы (КС) при органах исполнительной власти всех уровней, имеющие право участвовать в подготовке программ, проектов нормативных актов, затрагивающих интересы этнических общностей; право приглашать представителей органов государственной власти по вопросам, входящим в компетенцию КС.
А теперь, собственно, к вопросу об уважении в России языковых, культурных и иных прав малых народов.
В Российской Федерации (по данным за 2002 г.) зарегистрированы 11 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально-культурных автономий. Только в одной Оренбургской области казахскую диаспору представляют: Оренбургская региональная казахская национально-культурная казахская автономия, Казахская национально-культурная автономия Акбулакского района, Казахская национально-культурная автономия Домбаровского района, Оренбургская городская казахская национально-культурная автономия, Оренбургская областная общественная культурно-просветительская организация казахов «Казах тили» и её отделения (городское, Адамовское, Амбулакское, Домбаровское), Областное национальное общественное объединение казахов Оренбуржья и пр.
В Оренбургской области (по устаревшим данным за 2001 г.) функционировали более 200 учреждений с этнокультурным аспектом образования, в том числе: 144 общеобразовательные школы, где родной язык изучается как предмет (татарский — 78 школ, башкирский — 42, мордовский — 4, казахский — 1, чувашский — 2 школы), 36 дошкольных учреждений; 172 факультатива (татарских, казахских, башкирских, польских, немецких, чувашских, мордовских), 176 кружков (татарских, башкирских, казахских, мордовских, чувашских).
В Астраханской области работают 114 школ, в которых изучается родной язык (казахский — 72 школы, татарский — 25, ногайский — 9, калмыцкий — 5, немецкий — 3), 24 дошкольных учреждения.
В Самарской области действуют 224 национальные (нерусские) школы, из них: башкирских — 6, казахских — 7, мордовских — 51, немецких — 3, татарских — 26, украинских — 4, чувашских — 87, школ со смешанным национальным составом — 40.
В Омской области, где проживает 95 тыс. казахов, открыты и действуют 17 казахских школ. Если ли смысл продолжать дальше?
Странными в этом антироссийском, а по духу — русофобском заявлении выглядят подписи 4-х депутатов с русскими фамилиями. Понятен их личностный генезис в нынешнем Парламенте РК, когда хочется выглядеть более казахом, чем русским. Уровень сегодняшнего представительства казахстанцев русского происхождения (более 4 млн.) в органах государственной власти таков, что выбор у них небольшой: либо вжимать голову в плечи и давить в себе «русскость», либо уходить с работы.
Но, тем не менее, позволять себе клеветать на страну, где покоятся кости поколений твоих предков, — означает пройти точку духовного и нравственного «невозврата». Политическая лояльность не требует национального самоуничижения, если это, конечно, не продиктовано внеморальными категориями.
Думается, сегодня «пятая колонна» в Казахстане — не столько «оранжевые», сколько кланово-олигархические группы, работающие на политическую дестабилизацию в республике. Они внедрены во власть и единственное, чего им сегодня не хватает — электоральной поддержки. Поэтому идёт активный поиск «фетишей», способных подорвать у титульного населения доверие к президенту. И в этом смысле, тема «путинского режима» и «русского фашизма», раскручиваемая Западом, актуализируется в Казахстане.
Такие, как Мухтар Шаханов, деятели с «националистической харизмой», сегодня востребованы и могут принести вреда больше, чем разношёрстная оппозиция, — ибо их риторика обращена к национальному сознанию, а конкретно — к социально неблагополучной массе казахского населения. Потому не случайно, что в последнее время на всех уровнях государственной власти активизировалась полемика о немедленном введении в делопроизводство казахского языка, а национал-радикалы возглавили протестное «движение самозастройщиков Шанырака».
Точно такие же процессы развиваются и в соседней Киргизии. Там «зависшую» проблему захватчиков земель держат как «мобилизационный резерв», а внезапно развернувшаяся кампания за введение в делопроизводство киргизского языка имеет отчётливо политический характер, с явным привкусом антироссийских настроений.
И в этом отношении «русский вопрос» в Казахстане, во всех его аспектах, становится эффективным политическим инструментом для казахских элит, готовящихся к смене власти. С его помощью (исподволь) можно сломать систему прогрессирующих казахстанско-российских отношений, позволяющую Казахстану иметь все геополитические, экономические и военные выгоды от такого сотрудничества. А поскольку во главе интеграционных процессов стоит сам президент Назарбаев, — несущий персональную ответственность за выбранную стратегию — то любое осложнение в двусторонних отношениях, будет использовано его оппонентами против него лично. Такие попытки уже предпринимаются.
Можно не соглашаться с нашими выводами, но факт внутрипарламентской оппозиции внешнеполитическому курсу страны имеет место быть. Пока антироссийские и антирусские настроения, в большей степени, остаются в кулуарах Парламента. Но где гарантия, что «молчаливое большинство» в какой-то кризисный момент не проявит себя и не потребует отставки самого президента?
29 мая 2006 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=104407
Страницы: | 1 | |