Русская линия | Александр Крутов | 01.06.2006 |
Конференция проходит в рамках выставки-ярмарки «Просвещение через книгу», второй год проходящей в книжном разделе общецерковной выставки-форума «Православная Русь». В этом масштабном церковно-общественном мероприятии ежегодно принимают участие ведущие издательства и книготорговые организации, епархии, монастыри, синодальные отделы Русской Православной Церкви, государственные, коммерческие и общественные организации.
Задача конференции — объединить усилия: авторов, книгоиздателей, педагогов, представителей власти, Церкви, и общества в вопросах духовного и патриотического просвещения через книгу и поиске методов решения существующих проблем в этой области.
C докладом на конференции выступил депутат Государственной Думы, главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Николаевич КРУТОВ.
Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!
По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще, а 52% не покупают газет и журналов. Международные исследования показали, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. И это та страна, которую мы когда-то называли самой читающей в мире.
Читать — это значит и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст Исследования российских и западных ученых говорят о том, что нечитающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, книги для чтения или выбор депутата Государственной Думы.
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире». Собственная библиотека и сегодня остается характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека. Согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы (как минимум несколько десятков, а у каждого четвертого — сотни и тысячи книг).
В прошлом году российские издательства выпустили 95 с половиной тысяч различных наименований книг и брошюр, войдя по этому показателю в число стран-лидеров и сравнявшись с такими странами, как США, Великобритания, Китай. В абсолютных показателях это 680 миллионов экземпляров книг и брошюр. Кажущаяся огромной цифра, однако, заставляет экспертов бить тревогу: во втором полугодии прошлого года, впервые за долгое время, тираж книг не увеличился по сравнению с прошлым полугодием.
Последние три-четыре года на книжном рынке России действуют около 6 тысяч издательств. Однако по сравнению с ведущими издательскими странами, такими как США, Англия, Германия, это в 2−3 раза меньше. При этом львиная доля российского книжного рынка поделена между несколькими наиболее мощными издательскими домами.
Особенность больших издательств в том, что они не узко специализированные, и в основном занимаются коммерческой литературой — той, которая пользуется наибольшим спросом. В этом, разумеется, нет ничего плохого. Но сейчас большие концерны постепенно поглощают маленькие интеллектуальные издательства, находящиеся на грани выживания. Их особенность в том, что они ищут в огромном потоке литературы эксклюзивное, «штучное» — это художественная, переводная, специальная литература высокого уровня. Как правило, открытие ярких писателей происходит именно в небольших издательствах. Подобная ситуация наблюдается и в западных странах. В конечном итоге это может привести к снижению уровня выпускаемой литературы, а значит, к снижению общего культурного уровня населения.
Купить нужную книгу, казалось бы, не проблема. Однако за последние 2 года художественную литературу покупала лишь треть участников всероссийского исследования. По словам социологов ФОМа, чаще всего это были произведения современных отечественных авторов, реже — современная зарубежная литература или отечественная классика.
Среди жанрового разнообразия граждане выбирают прежде всего детективы, далее следуют исторические повествования и любовные романы. Последние пользуются спросом не только у женщин (их регулярно покупают 11% представительниц прекрасного пола), но и у мужчин (6%). Качество подобной литературы, увы, невысоко. Сегодня покупка книги, которую будут читать и перечитывать последущие поколения, воспринимается скорее как исключение. Большинство современных книг издаются совсем с другой целью — прочитать, «отдохнуть», забыть.
В отличие от мегаполисов, где читателю предоставляется богатый выбор литературы, в небольших городах практически нет альтернативы детективам и приключениям. Люди берут то, что видят на прилавках книжных магазинов. Отсутствие эффективной системы книгораспространения остается одной из острейших проблем российского книжного рынка. И если крупные издательства могут себе позволить наладить эту систему, то небольшие — нет. Вот и получается, что в книжные магазины России, за исключением двух столиц, поступает в основном коммерческая литература. А если люди видят только ее, то другого они выбрать не могут. Не говоря уж о том, что книги нынче очень не дешевы и любая новинка стоит от 200 до 300 рублей. Но люди всегда хотят знать что-то новое, надо только предоставить им такую возможность.
Когда же ее нет, интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают они это по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учебой. Поменялись задачи, которые дети перед собой ставят, обращаясь к книге: в первую очередь, они стремятся получить информацию. «Мы видим, как буквально на глазах уходит стремление получить наслаждение от чтения», — говорят библиотекари. Дети не «включают» эмоции при чтении, не умеют сопереживать герою. В библиотеках все больше детей, которые хорошо знают литературу, хорошо читают, но совершенно не видят в этом смысла.
Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать — стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники бибилиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло — «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье-четвертое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры (разумеется, больше игры) или работы на компьютере.
Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а к сожалентю, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Но социология дает нам такие цифры: 65 процентов родителей считают, что чтение — это процесс рациональный, и только 35 процентов — эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встает двойная задача — воспитание и детей, и родителей. Причем вторая задача гораздо более трудная, чем воспитание детей-читателей.
Читают дети, как и взрослые, то, что «модно», что пропагандируется средствами массовой информации. Надо ли говорить, что качество такой «литературы», как правило, значительно ниже стоимости бумаги, на которой опубликованы разрекламированные «произведения»? И это еще полбеды. Нередко подобные книги, как «Код Да Винчи» или — пример из телевидения — модный среди богатых домохозяек и стремящихся ими стать сериал про шопоголика, успешно реализуют далеко идущие идеологические цели. Внедряют в сознание читателя разного рода бредовые измышления под видом реальной истории, заставляют сопереживать персонажам, проблемы которых не стоят выеденного яйца и обусловлены лишь примитивностью их натур, практически открытым текстом обращаются к теме «ниже пояса"…
Стоит ли говорить, что вкус к хорошей книге не выработается сам по себе — его надо прививать, методично и настойчиво. Иначе рука ребенка, потянувшаяся к комиксу, не выпустит его вплоть до поры, когда рисованные приключения мультяшных персонажей заменит глянцевая журнальная гниль.
И в целом мы наблюдаем именно такую картину. Из круга чтения постепенно уходят толстые романы XIX века. Современные дети очень любят просматривать журналы и комиксы, где одновременно получают свежую информацию и видеоряд — то, к чему привыкли в телевизоре и в компьютере. В этом нет ничего удивительного — человеку-потребителю, носителю клипового сознания, некогда читать тома в сотни страниц, тратить время на размышления над серьезными, философскими вопросами, которые ставит перед ним жизнь, а не автор книжки в глянцевой обложке.
Сегодня внедряется в сознание фрагментарность, человек не может воспринять целиком картину мира, он не может ответить, зачем он пришел в этэт мир, какова цель его жизни, что ему делать. Человек не приучен осознанно и целостно воспринимать то, что происходит вокруг. Повсеместное внедрение системы Единого государственного экзамена — ЕГЭ — воспитывает у детей установку на развитие исключительно механической памяти, отрывочного, фрагментарного, а не целостного восприятия действительности. Современному ребенку часто просто-напросто трудно (а значит, скучно) читать книгу — он не воспринимает цельный художественный текст. Отсюда растущая популярность новых псевдокнижных форматов — например, аудиокниг.
Характерно, что по всему миру в этом формате выпускаются отнюдь не только сказки с музыкальным оформлением, но и серьезная литература, рассчитанная на взрослого читателя. И он «читает», то есть слушает, не выпуская из рук руля автомашины или засыпая в кресле авиарейса. Мимоходом, между делом, чтобы отвлечься… Но, может быть, лучше хоть так, чем вообще никак? Впрочем, специалисты считают, что аудиоверсии не вытеснят из повседневного обихода «обычные» книги, имеющие особую эстетическую притягательность. Хорошую книгу приятно не только читать, но листать, трогать, держать в руках — все это невозможно проделать ни с аудиокнигой, ни с компьютерным экраном. Оценять ли эту привлекательность наши дети и внуки?
Всё перечисленное говорит о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных. Как ее решать?
В развитых странах и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом «Нация в опасности — дети перестают читать!». И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша российская нация в опасности.
Необходимо принятие закона, защищающего ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. На законодательном уровне должны быть установлены нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, не рекомендуемой ребенку для чтения или пользования. Это — фронт работ для нас, депутатов Государственный думы. К сожалению, любые подобные инициативы неизменно наталкиваются на ожесточенное сопротивление лоббистов насилия и порнографии в СМИ и книжном бизнесе.
Нужно изучать мировой опыт популяризации чтения. В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи. Я считаю, что нам необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию. необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе — сегодня в 7−8 классах только 2 часа в неделю.
Минпечати планирует объявить 2007 год Годом поддержки чтения. Предполагается, что в его рамках, по словам замминистра Сеславинского, пройдёт череда различных выставок, ярмарок, мероприятий, которые охватят не только ведущие книжные центры и выставочные площадки, но и СМИ, школы, вузы. Минпечати планирует «вместе с родителями войти в каждую семью и сделать так, чтобы книги приходили в наш дом, чтобы домашние библиотеки стали неотъемлемой частью нашего быта, чтобы они регулярно пополнялись». Достойная задача, дай Бог, чтобы она была выполнена. Пока же и в послании Президента Федеральному собранию, и в перечне разрекламированных национальных проектов отсутствует слово «культура», отсутствует национальный проект «Культура», отсутствует культура во всем богатстве этого значения, включающего и культуру чтения.
И наконец, безусловно, давно пора ввести в наших школах предмет «Основы православной культуры», преподаватели которого будут прививать детям любовь к литературе, музыке, живописи — а главное, к Богу.
http://rusk.ru/st.php?idar=104373
|