Русская линия
Русская линияАрхимандрит Кирилл (Семенов)24.05.2006 

«Не знаете, какого вы духа..» (Лк. 9, 55)
Ответ на обвинения протоиерея Владимира Переслегина в связи с моей статьёй «В притяжении Розанова»

Признаюсь, нежданным-негаданным оказался для меня отзыв протоиерея Владимира Переслегина на мою недавнюю статью о Василии Розанове. Хотя можно было бы предвидеть, что уж мимо недреманного ока широко известного борца за чистоту православных рядов такой материал незамеченным пройти не сможет. И не прошёл. Более того, удостоился особой «чести» быть отмеченным в рубрике «Сатанизм» на сайте moral.ru, где профессиональные моралисты безошибочно определяют, что есть сатанизм, дабы ни у кого уже никаких сомнений на сей счёт не возникало.

Я поначалу решил было не отвечать на всё то, что прочитал у Переслегина о Розанове и о себе, грешном. Защищать Розанова от воинственного протоиерея или самому оправдываться перед ним — дело безнадёжное уже потому только, что отец Владимир словами зря не бросается (хотя порой и не слишком в них разборчив), и если уж печатно высказался, то, как говорится, припечатал раз и навсегда. Да к тому же протоиерей ждёт покаяния не от одного меня, а от целого агентства Русская Линия (так и пишет в другом своём сочинении: «агентство Русская Линия нисколько не покаялось"…).

Скажу больше, — не хотелось вступать в словесную прю с человеком, которого знаю уже много лет, и былые добрые отношения с которым помнить и ценить никогда не перестану. Однако, его претензии к изданию, предоставившему мне возможность сотрудничества, выходят уже и за границы наших личных с Переслегиным отношений.

Главное, о чём хочется сказать: у протоиерея Владимира и у меня совершенно различный взгляд на Розанова в целом. Для меня, как, надеюсь, и для большинства людей, стремящихся прежде думать, а затем уже выносить на публику свои суждения, Василий Розанов, при всех крайне отрицательных чертах своего творчества, был и остаётся явлением русской культуры — необычайно сложным и неоднозначным. Для Переслегина же Розанов ни больше, ни меньше как именно… бес. Что ж, позиция весьма удобная, если поставлена единственная цель — не попытаться хоть сколько-нибудь осмыслить явление, а непременно и только осудить и заклеймить. Протоиерею некогда было, видимо, повнимательнее прочитать мою статью, иначе вряд ли он усмотрел бы в ней какие-то мои восторги перед Розановым и даже стремление привить эти несуществующие восторги читателю. В моих словах о розановской «лебединой песни» о. Владимир так и не расслышал достаточно явной иронии (ну, не секрет ведь, что иные батюшки наши готовы пополнить список смертных грехов не то что здравым чувством юмора или даже самоиронии, а и вообще попыткой улыбаться там, где действительно смешно). Да что там, протоиерей Владимир попросту не понял (или не пожелал понять?), что я не в меньшей степени, чем он сам безусловно отвергаю и осуждаю всё то, что принято называть «розановщиной», а именно — всё розановское антихристианство. Только я, в отличие от Переслегина, осуждая грех, стараюсь не осуждать грешника, да ещё так, что под переслегинским пером (не сказать бы — топором) грешник уже и человеком не именуется (предвижу ссылку о. Владимира на свят. Иоанна Златоуста, но не тороплюсь уравнивать суждения разгорячённого протоиерея и святого епископа).

Что же здесь для учёного пастыря внове? И зачем же передёргивать: да, я призываю «великодушно прощать» покаявшегося грешника, но из чего же это заключает отец протоиерей, что розановский «вызов Иисусу Христу… игуменом прощён»?! Грех прощает Господь Бог, а нас призывает прощать покаявшегося грешника. И что же, любить покаявшегося грешника, как это представляется мне возможным и даже необходимым как христианину, преступнее, нежели его ненавидеть, что следует из отношения к Розанову отца Переслегина?.. Я не случайно несколько раз повторяюсь, говоря о раскаянии Розанова перед смертью. Об этом сказано и в моей статье, где упомянуты два всем известных священника — архимандрит Иларион (Троицкий) и о. Павел Флоренский, принимавшие последние исповедальные слова умиравшего грешника и затем отпевавшие Розанова как члена Церкви Христовой. Что подвигло этих священников, ничем, пожалуй, не уступающих протоиерею Переслегину ни в учёности, ни в любви и верности Христу, которую они засвидетельствовали даже до крове, — что же подвигло их придти на помощь тому, кто хотя бы и на пороге смерти пожелал очистить свою душу покаянием, если не любовь и не сострадание? Но добрый пастырь наших дней с высоты своей воцерковлённости вещает снисходительно: «Мы не собираемся обсуждать здесь глубину покаяния христоненавистника. Его личности Бог Судья, и напрасно игумен Кирилл берёт на себя суд над Розановым. Примирился он с Церковью или нет — знает Бог. Это не наше дело (!? — и.К.). Господь сказал: не судите».

Удивительно всё-таки: протоиерей Владимир Переслегин как бы и не замечает вовсе, что не я, игумен Кирилл, а именно он судит Розанова, и судит так, что не оставляет никакой надежды подсудимому даже в его покаянии. Наблюдая в последнее время за публикациями протоиерея Владимира Переслегина, приходишь к мысли, что он сделался при Общественном Комитете «За нравственное возрождение Отечества», организации, безусловно, достойной, кем-то вроде Великого Инквизитора (говорю это безотносительно к предмету розановской книги). Та же суровость к грешнику и безапелляционность в приговоре: покаялся он там или нет — не наше дело, а костра ему уж никак не миновать. В присутствии отца Владимира, думается, и о Пушкине лучше помалкивать — как же, написал таки «Гавриилиаду»! Покаялся перед Богом? У Государя Императора прощения просил? — Не наше дело… Наше дело — знать: написал богохульство — стало быть бес, а не человек… Так вот всё просто.

Попутно Переслегин даёт и уроки филологии, не уставая, разумеется, обличать: игумен Кирилл-де разглагольствует фразами «из лексикона сегодняшних политкорректных СМИ», пользуется либеральным сленгом и, более того, предлагает читателю какой-то ещё даже «новояз Семёнова» (?). Не знаю, отцу Владимиру, как постоянному потребителю всяческих СМИ, всё это, конечно же, виднее. Мне эти источники информации не любы, и я оставляю протоиерею Переслегину право с явно нездоровым интересом штудировать опусы Авраама Шмулевича в газете «Седьмой Канал», что пропагандирует Маймонида, столь занимающего в последнее время о.Владимира.

Протоиерей Владимир Переслегин — человек увлекающийся. В том смысле, что увлекшись поставленной задачей, перестаёт порой понимать, о чём он, собственно, говорит. Вслед за откликом на мою злосчастную статью, всё в той же облюбованной им рубрике «Сатанизм» отозвался Переслегин и на другой «грех» агентства Русская Линия: на статью Дарьи Мельник о творчестве М. Булгакова. Ничтоже сумняся, отец Владимир вменяет писателю поступки героев его книги… Что ж, всякое лыко, видать, в строку.

В заключении ещё раз хочу сказать — никак не попыткой пробудить интерес православного читателя к «розановщине» является моя статья, посвящённая юбилею самого Розанова, а напоминанием о том, какие разнородные пласты несёт в себе наша русская словесная культура, какими сложными и страшными, подчас, путями движется человеческая мысль в поисках Бога, в стремлении человека найти себя самого на путях к Истине. И только совсем уж безлюбовный взгляд на всё это, взгляд, не различающий иных цветов, кроме чёрного или белого, увидит в Розанове лишь то, что пожелал увидеть отец Владимир Переслегин. Мне совсем не хотелось чем-то обидеть человека, с которым я во многом не согласен; о. Владимир всегда восхищал меня своей безусловной искренностью и ревностью о Господе. Но порой ревность его пугает тем, что в стремлении «защитить» Бога от человека, он слишком безпощаден к человеку, забывая, что и за этого, как и за любого другого человека Господь пролил Свою спасительную Кровь. Дерзну сказать: я уверен, что Христос простил Розанова — потому что не могу себе иначе представить Христа. Но если хотя бы предположить, что это именно так, то чего же ожидает от нас Господь в отношении к покаявшемуся грешнику, если не той самой любви, которая только и побеждает грех, и возвращает всех нас, грешных, в объятия Отчи?

http://rusk.ru/st.php?idar=104359

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Александр С    25.04.2008 18:52
|||"Не знаете, какого вы духа…" (Лк. 9, 55) |||
А какого мы духа? Не знаем какого духа до тех пор, пока тот или иной человек не выразит мнение своё по тому или иному вопросу? Но стоит ему выразить своё мнение и дух его обнаруживает себя, становится видимым для окружающих. Так и с апостолами было, когда дух их открылся в желании небесного превосходства, и в ревности не по разуму Христову в тот момент, когда Иаков и Иоанн вознамерились попалить огнём город не принявший Господа.
Не разумея, какого духа желание, кто бы из нас уподобившись ревности не по уму Христову, не одобрил бы желание Иакова и Иоанна попалить город? Однако Господь пришёл спасти грешника через покаяние, а не побивать его камнями или палить огнём, топить водой, уничтожать прочими стихиями мира. Этого и не могли понять и принять ученики его до времени, ибо ещё находились под действием Ветхого Закона побивающего камнями всякого не оставляя места для покаяния. По – видимом и ныне есть ещё те, кто живёт по – прежнему Ветхим Законом с камнем за пазухой, и прощая себе всякий грех, не простить за то же ближнего своего.
  диакон Евгений    01.06.2006 16:01
Поскольку тут произошла накладка, то должен пояснить другим, что о. Кирилл отвечал на мой постинг, который не был пропущен модераторами, либо пропал по какой-то ошибке.

Что, впрочем, может и к лучшему.

Поздравляю вас, о. Кирилл, и всех читателей "Русской Линии" со светлым праздником Вознесения Господня. Прошу Ваших молитв.
  Игумен Кирилл    31.05.2006 22:12
Всечестной отец Евгений!
Благодарю Ваше боголюбие за искреннюю заботу о моей пользе и прошу Ваших святых молитв о необходимой для меня "узости" (в православном понимании этого слова).
Должен, однако, внести небольшое уточнение: столь злосчастная статья моя сочинялась и была напечатана уже в период пения Цветной Триоди, что всё равно, конечно же, не служит для автора никаким извинением.
Спаси Вас Господи!
  диакон Евгений    31.05.2006 03:30
Большое спасибо за статью. Очень хотелось бы, чтобы о. Кириллу это послужило на пользу и надолго отбило охоту показывать свою "широту".

Особенно в период Постной и Цветной Триоди.
  Рогозянский    29.05.2006 19:58
Специально для интересующихся темой:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=104364
  ***    28.05.2006 01:30
Думаю речь шла не о притяжении к личности Розанова и о нахождении созвучия с его мыслями. Вся статья о радости христианина, видящего победу Христа, приведшего к Себе человека открыто Его борющего. Ведь итог всей жизни Розанова – покаяние,к чему мы все христиане, пусть и самые последние и призваны,а Господь дает нам такие дивные примеры своего Человеколюбия.
  О.Керн    28.05.2006 01:22
Думаю статья не о притяжении к личности Розанова и созвучии с его мыслями. Здесь речь о победе Христа над душой мятущейся и Его борющей. Ведь итог жизни Розанова – покаяние,к чему и призывает нас Христос, и подает такие дивные примеры своего Человеколюбия.
  Рогозянский    27.05.2006 10:35
Две разные темы смешаны вместе: судьба Розанова и условно говоря розановское притяжение, существующее внутри нас. Первая тема вообще не требует дискуссий. Был такой человек, написал или сказал то-то. Бог Судия. Как личностный тип – очень сложный, упаси Бог от подобных метаний или рефлексии. Есть нечто импонирующее, как у евангельского сына, который на каждом шагу говорит "нет", но идет и делает. В отличие от многих говорящих "да" и не делающих. Но в целом фигура нетипичная, даже для интеллигенского круга, экзотическая и тем вызывающая в свой адрес острое любопытство нездорового свойства.

Теперь что касается "притяжения Розанова" (на самом деле, оно значительно шире – притяжение Байрона, Ницше, Вейнингера из этого же ряда). Конечно, это от недоброго и незрелого внутри нас. Молитвенно, смиренно, с любовью живущий христианин наверняка не найдет ничего созвучного с декадансом его писаний. Христианин "середина-наполовину" будет рад увидеть, что кроме него сходная дурь не дает покоя еще кому бы то ни было. Простой пример. В музыкальной культуре существует ни с чем не сравнимая гармония произведений И.-С.Баха. Вместе с тем существует противоположная ей надрывная гармония такого музыкального гения, как Фредди Меркьюри. Отрицать, что он в ряде моментов очень точно подмечает состояние души современного человека, невозможно. Меня, как и многих, его творчество сильно "цепляет". Ну и что из этого? Есть ли в его творчестве положительный выход? Нет. Хочешь помучиться, пощекотать нервы, без конца бередить душу – слушай "Queen", "Pink Floyd" и пр. Намерен прийти к лучшему – оставь все это и войди в космос Баха.
  Игумен Кирилл    26.05.2006 22:49
Уважаемая Людмила!
Благодарю Вас за понимание и слова поддержки. Вы привели удивительные слова Розанова, которые лишний раз свидетельствуют о том, насколько важно для нас сегодня – как и всегда – сопоставление закона и Благодати.
Всего Вам наилучшего!
И.К.
  Езова Людмила    26.05.2006 14:36
Образ В. В. Розанова мне глубоко симпатичен именно своей искренностью и правдивостью. Это путь ко Христу, устремление и поиск Истины. Его философия есть талантливое жизнеописание собственного опыта этого пути. Думаю, что как и Розанов не хотел похвалы в свой адрес:" Мне хотелось бы, чтобы меня некоторые помнили, но отнюдь не хвалили …", так и тех кто пишет о Розанове хвалить вряд-ли будут. Благодаря Розанову можно увидеть процесс борьбы за Христа в душе русского интеллигента. А как известно из истории русской культуры наша интеллигенция с болью и сомнениями всегда шла по этому пути, за что ей и доставалось от иерархов Церкви.
Можно ответить протоиерею Владимиру Переслегину словами самого В.В. Розанова :" Я не хотел беззакония, я хотел закона. Я хотел, чтобы все было правильно, ясно, по закону, как Он хотел, сказавший: не человек для субботы, а суббота для человека …
Нет, от Христа я не ушёл. Сказавший о субботе и о человеке дал бы гармонию, ясность и закон. Он не просто "простил блуднице" …, а принял помазание ног своих блудницею, сказав: "О с е м б у д е т в с п о м и н а т ь с я в с е г д а, где будет проповедано Евангелие". Т.е. Он её как-то умирил, ввел в гармонию, дал ей место в царстве и иерархии христианской, и видя и не видя её порок, но во всяком случае видя её лицо и душу.
Вы, господа, вообще не видите души человеческой и лица человеческого; вы именно "господа" и "милостивые государи", а нисколько не священники, и уж не понимаю, с каким духом "отпускаете грехи" …
Суть в том, что вы "субботники", а не христиане, и что до сих пор еще "суббота" вам выше всякого "человека".
( В.В. Розанов. Неизданное.- Вестник РХД, № 126. Париж, 1978. С.88 )

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика