Русская линия
Фонд «Русская Цивилизация»08.03.2005 

Сырная седмица (масленица)

Согласно Уставу Православной Церкви, вскоре после праздника Богоявления начинается подготовительный период Великого Поста. Он включает четыре воскресенья (по славянски — недели): «о мытаре и фарисее» (Лк. 18:10−14), «о блудном сыне» (Лк. 15:11−32), «о Страшном Суде» (Мф. 25:31−46) — «мясопустную» (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты — «заговенье на мясо») и «воспоминания Адамова изгнания» (Быт. 3: 1−24) — «сыропустную» (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты — «заговенье на Великий пост»). В этот период Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после воскресенья «о мытаре и фарисее» — с началом «сплошной седмицы» — восстанавливаются посты в среду и пятницу, а затем следует воздержание сначала только от мясной, а затем от молочной пищи и яиц. В подготовительных службах Церковь напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия — Иисуса Христа для спасения человека и призывает к посту и покаянию. Суббота накануне «мясопустной недели» называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших.

После мясопустной недели наступает масленица, славная на Руси разгулом и круглыми, как солнце, блинами. «Звал, позывал честной семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…». Такими скороговорками встречали во многих местах России наступление последней перед Великим постом недели, которая в церковном календаре обозначена сырною, а в народе любовно величалась масленицей. В это время издревле отмечали приближающийся приход весны, прощание с холодной зимой. В честь солнца — яркого символа света Слова Христова — пекли в эти дни по всей Руси круглые пышные блины. Подавали к ним рыбу, масло, молоко, сметану, яйца и сыр. Отсюда и названия: и масленица, и сырная неделя.

Существовали специальные названия и ритуалы проведения каждого дня масленицы. Первый день — понедельник — назывался «встреча». В этот день с утра ребятишки строили снежные горы и возвещали на всю округу о приезде масленицы. Степенные же люди начинали день с посещения родственников. В этот же день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин всегда подавался нищим — на помин души усопших родственников. Блинный пир шел горой в каждом доме. Молодежь пела, плясала, играла в различные игры. Масленичный вторник назывался «заигрыши». В зажиточных домах в этот день братья сооружали для сестер ледяные горы, а мать посылала подзываток приглашать дочерей и сыновей знакомых. А в среду, которую величали «лакомки», гостей собирала теща. Главным гостем был зять, которого теща щедро потчевала и блинами, и оладьями, и пирогами. Эта чрезмерная заботливость доходила порой до смешного, что отражено во многих песнях, прибаутках, играх. Четверг называли «широким» — тут уж к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на лубках и санках, шествия и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать своих тещ блинами и пирогами — этот день так и называли — «тещины вечерки». Являлся на такие вечерки и бывший свадебный дружка, которому за былое содействие в создании семьи полагался хороший подарок. А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки», на которых невестка одаривала золовок подарками.

Да, «широкая масленица» — изобретение мирское и более языческое, чем христианское. Трудно представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселье. Такого благословения мы не находим ни в одном уставе. Наоборот, запретив вкушать мясные продукты, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Но что мешает провести эти дни, щедро одаряя нищих и больных, посещая своих друзей, чтобы эти дни были днями добра и света. Да и в масленицу, разве мало внимания уделялось семье, установлению хороших отношений с друзьями и соседями? Немаловажным было и поминовение усопших. Так что и такой разгульный на первый взгляд праздник можно провести по-христиански. Великое дело — верность родительским преданиям и заветам Святой Церкви!

07.03.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=6900


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru