Русская линия
Единое Отечество, Одесса07.03.2005 

Великий день избрания Царя
392-летию основания династии Романовых посвящается

21 февраля (6 марта) в России с 1613 по 1917 гг. начинались государственные и народные празднования, связанные со вступлением на престол Всероссийский Царствующего Дома Романовых.

В год 392-летия со дня этого великого события в истории Отечества, следует еще раз вспомнить, в какое тяжелое время Господь гласом Русского народа и волей Земского собора избрал Самодержца земли Русской Князя Михаила Романова.

О том великом дне напоминают нам теперь оставшиеся нетленными проповеди русских Архиереев, датированные незабвенным 1913-м годом, когда торжественно отмечалось 300-летие Дома Романовых.

Привожу эти тексты в том, давно утраченном Царском правописании, сохраняющем и теперь в себе незабываемый след минувшей великой эпохи.

Богомъ да Царемъ свято-русская земля стоитъ.

Поученіе на празднованіе 300-летія Царствующаго Дома Романовыхъ.

Сегодняшнее всероссійское торжество — трехсотлетіе Царствованія Дома Романовыхъ побуждаетъ насъ прежде всего вспомнить объ обстоятельствахъ воцаренія Дома Романовыхъ.

Да, братіе, въ исторіи Отечества нашего были такія мрачныя времена, когда общественныя бедствія, подобно грозной тучи, надвигались на него, готовыя разрешиться сокрушительными ударами, и когда внезапно возсіявшая милость Божія, спасала Россію отъ неминуемой погибели.

Триста летъ тому назадъ, — о, какъ тяжело было жить тогда русскому народу! Тогда почти не было ни-какихъ законныхъ порядковъ, никакого права, а были только насилія, грабежи и убійства. И все это было отъ того, что не было въ то время законнаго Царя въ русской земле. Случилось такъ, по Божьему попущенію, что Царскій родъ нашъ Рюриковичей прекратился со смертію наследника Царя Феодора Иоанновича (умершаго в 1598 г.). Остался единственный наследникъ Царскаго престола родной братъ его малолетній Царевичъ Димитрій Иоапновичъ. Но и онъ, по проискамъ Бориса Годунова заточенный въ монастырь, былъ убитъ, и, такимъ образомъ, после него никого не было, кто бы могъ законно занять Царскій престолъ.

Тогда волей — неволей московскіе люди принуждены были поставить себе Царемъ того самаго Бориса, который всевозможными средствами домогался Царской власти. Но какъ только вступилъ онъ на престолъ, пошли болыпшiя смуты въ народе русскомъ. Явились самозванцы, которые выдавали себя за убитаго Царевича Димитрія. Царь Борисъ, мучиемый совестію и страхомъ за свою ярость, процарствовавши семь летъ, скоропостижно умеръ (въ 1605 г.). После него Царемъ сделался Василій Шуйскій, который процарствовалъ шесть летъ (1606−1612).

После Василія Шуйскаго Россія осталась совершенно безъ Царя, отчего пуще прежняго пошли въ ней нестроенія и непорядки. Настала крайняя необходимость выбрать Государя итем водворить в русской земле порядокъ, тишину и спокойствіе.

Для этой цели лучшіе русскіе люди решили собрать въ Москве великій Земскій соборъ, на которомъ бы сообща решить, кому быть русскимъ Царемь. Бояре и воеводы послали гонцовъ во все концы русской земли и велели звать въ Москву представителей отъ духовенства, дворянъ и иныхъ сословій. Бояре и воеводы просили, чтобы представители эти крепко договорились въ своихъ городахъ, и взяли бы о Государевомъ избраніи надлежащія полномочія.

Когда съехалось въ Москву довольное число выборныхъ, то назначенъ былъ трехдневный постъ, по окончаніи котораго открылись. заседанія Собора. На этихъ заседаніяхъ прежде всего порешили, что отъ иностранцевъ брать Государя не должно, а нужно избрать природнаго русскаго, православнаго. Тогда начались споры и пререканія. Многіе хлопотали за себя, другіе за своихъ друзей. Образовалось несколько партій, но ни чья не брала верхъ.

На одномъ изъ соборовъ какой то дворянинъ подалъ грамоту, что прежнимъ Царямъ ближе всехъ приходится родней бояринъ Михаилъ Феодоровичъ Романовъ, его и надо выбрать въ Цари. Въ то же время подалъ грамоту донской казачій атаманъ: въ грамоте его то же было сказано, что природный Царь есть Михаилъ Феодоровичъ Романовъ.

Родъ Романовыхъ издавна былъ любимъ народомъ, и поэтому соборъ р’ешилъ посадить на Царство Михаила Феодоровича Романова. Послали въ города за именитыми боярами, которыхъ въ ту пору не было въ Москве, послали также и за теми выборными, которые запоздали на Соборъ, велели также выведывать по городамъ и уездамъ, какь думаетъ народъ. Когда бояре и выборные съехались все и прискакали гонцы съ вестью, что весь народъ желаетъ иметь Царемъ Михаила, назначенъ былъ последній окончательный соборъ.

Въ неделю Православія, 21 февраля 1613 года, каждый выборный подалъ грамоту; пересмотревъ все грамоты и оказалось, что везде было написано одно имя — Михаилъ Феодоровичъ Романовъ. Послали четырехъ человекъ на Красную площадь, где толпилось масса народа. Посланные стали на Лобномъ месте и спросили у народа, кого онъ желаетъ выбрать Царемъ. Народъ единодушно отвечалъ: «Михаилъ Феодоро-вичъ Романовъ будетъ Царь Государь Московскому государству!» После этого отслужили молебенъ и на ектеніи помянули избраннаго Царя Михаила. Михаилу въ то время было всего 16 летъ, и онъ съ матерью своею инокинею Марфой, проживалъ въ Костроме, при Ипатьевскомъ монастырь. После усиленыыхъ просьбъ Михаилъ согласился принять Царство и 2-го мая торжественно въехалъ въ Москву, а 11 іюля 1613 г. Венчался на Царство.

Вотъ, прошло съ той поры триста леть, и потомство Романовыхъ непрерывно благополучно Царствуетъ в Русскомъ Государстве, всеми любимое и обожаемое. За этотъ періодъ времени Господь покрылъ своихъ Венценосныхъ помазанниковъ и съ ними Русь Православную неисчислимыми милостями и щедротами. Потомки Михаила Феодоровича довели Россію до того, что она стала теперь первоклассною могущественнейшею державой, пользующейся среди другихъ державъ большимъ почетомъ и уваженіемъ. И любить же русскій народъ своихъ Царей. Выражая своими словами благодарный чувства къ Божіимь помазанникамъ, онь говорить: «Богомъ да Царемъ свято русская земля стоить», «Безъ Бога светъ не стоитъ, безъ Царя земля не правится», «Государь — батько, земля — матка».

За этотъ 300-летній періодъ времени надъ Святою Русью преизобильно возсіяла благодать Божия: явилось более 20-ти чудотворныхъ иконъ Божіей Матери, более 30-ти угодниковъ Божіихъ прославлено даромъ чудотвореній и нетлениемъ Святыхъ мощей. А сколько Господь даровалъ победъ всероссійскому воинству! При воспоминаніи всехъ сихъ благодеяній Божіихъ, явленныхъ русскимъ Царямъ и русскому народу, душа рвется въ порыве восторга и радости коленопреклоненно припасть съ горячею благодарною молитвою къ Всещедрому Богу.
Возблагодаримъ же за все благодеянія Создателя нашего и испросимъ Его милостей щедротъ и на Царствованіе Возлюбленнейшаго Царя нашего Николая Александровича.

Да хранить Господь Своею благодатію Царствующій родъ и Русь Святую во веки вековъ. Аминь.

Архимандрит Корнилий (Попов) (1874−1966).

Трехсотлетіе Царствующаго Дома Романовыхъ

Нынешній день. 21-е февраля 1913 года для всехъ насъ, подданныхъ Русскаго Царя — день знаменательный! Триста летъ тому назадъ въ этотъ самый день въ нашемъ Царстве совершилось событіе величайшей важности. После долгаго времени смутъ и нестроеній въ нашемъ родномъ Царстве, после целаго ряда неудачныхъ Царствованій и даже междуцарствія, принесшихъ столько слезъ, горя, несчастія русскому народу, избирается 21 февраля 1613 года на Царство совсемъ еще юный шестнадцатилетній бояринъ Михаилъ Феодоровичъ Романовъ.
Кажется, нетъ столь почетного положенія и столь высокаго званія, какъ званіе и положеніе Царское, но не съ охотой принялъ въ свои руки скипетръ Царскій новоизбранный Государь: воцариться тогда на Русскомъ престоле значило взять на себя такое тяжкое бремя, которое могло оказаться не подъ силу не только шестнадцатилетнему юноше, но и мужу, умудренному житейскимъ опытомь. Несчастное, тяжелое то было время для Русскаго Царства! Что переживалъ, испыталъ тогда Русскій народъ, что творилось и происходило тогда въ Русской земле, теперь намъ жутко даже и вспоминать объ этомъ. Царствовавшій доселе надъ Русской землей родъ Рюриковичей и Святого Великого Князя Владиміра, этихъ собирателей и радетелей земли Русской, прекратилъ свое существованіе.

Царь Феодоръ Іоанновичъ умеръ, не оставивъ после себя наследника на престолъ Царскій, будучи бездетнымъ. Млад-шій братъ его Дмитрій Іоанновичъ, проживавшій въ гор. Угличе. паль отъ ножа «кемъ-то» подосланныхъ, наемныхъ убійцъ. Правда, на Русскій престолъ взошелъ родствениикъ умершаго Царя, Феодора Iоаиновича, шуринъ его, умный бояринъ Борисъ Годуновъ, Царствовавшій семь леть, правда, правилъ еще шесть летъ Русской землей после Бориса и сына его Царь Василій Шуйскій, но эти Царствовапія были неудачны, и для Русской земли горьки и несчастны.

Въ разныхъ местахъ Русскаго Царства и за границей въ то время появлялись проходимцы-самозванцы, которые выдавали себя за законныхъ наследниковъ на столь завидный Московскій престолъ, и всячески настойчиво стремились занять его. Для этого они собирали вокругъ себя шайки всякихъ темныхъ, преступныхъ людей, и съ ними разоряли и грабили Русскую землю, сжигали целые города и селенія, убивали невинныхъ мирныхъ жителей. Не было спокойствия в то время нигде въ стране! По всемъ дорогамъ и всюду бродили разбойничьи шайки, которые грабили и убивали. Кроме этихъ внутреннихъ враговъ — крамольниковъ и воровъ явились внешніе враги.

Одни изь нихъ заняли богатый, торговый въ то время городъ Новгородъ; другіе, занявъ несколько русскихъ городовъ, проникли въ сердце Россіи — Москву и заняли Священный кремль ея. Въ довершеніе этихъ бедствій въ теченіе трехъ летъ подрядъ быль полный неурожай. Произошелъ отъ этого страшный голодъ, къ которому присоединилось еще моровое поветріе. Голодъ былъ такъ великъ, что люди ели траву; дело доходило до того, что мясо человеческое мелко изрубленное продавалось на рынкахъ. Отъ голода и болезней умирало много людей. Въ одной Москве погибло въ то время триста тысячъ человекъ. Цифра по населенію Москвы того времени очень солидная!

Страшное, лютое то было время! Недаромъ предки наши прозвали это время «лихолетьемъ». По словамъ летоиисца, «тогда на Русскую землю была такая беда, какой не было съ нею съ начала міра: великій гневъ Божій на людяхъ, глады и моры. Звери пожирали живыхъ людей, и люди людей ели. То было такое лютое время гнева Божія, что люди и не чаяли впереди спасенія себе». Казалось, приходилъ конецъ Русскому Царству и дни существования его были сочтены. Русь погибала.

И воть въ то время, когда по всемъ признаками наступали последніе дни самого существованія Россіи, какъ самостоятельнаго государства, нашлись верные и сильные духомь сыны ея, которые обратились к русскимъ людям съ горячпмъ призывомъ возстать и идти на спасеніе веры и Отечества. «Вижу, — писалъ Патріархъ городамъ русскимъ, — веры православной поруганіе, разореніе Святыхъ церквей, слышу въ кремле пеніе латинское, и не могу терпеть». «Гибнетъ государство Московское, гибнетъ вера православная, если хотимъ помочь государству и вере, не пожалеемъ не только именія. Нетъ… домы продадимъ, женъ и детей заложимъ», — отозвался Мининъ въ Нижиемъ, а за нимъ и весь городъ. «Рады постоять и кровь пролить за веру православную, за домъ Пресвятой Богородицы и царство Русское», — былъ ответъ изъ всехъ другихъ городовъ. Вскоре составилась огромная рать ополченцевъ подъ знаменами Князя Пожарскаго, которая вскоре, съ помощію Божіею, и очистила Русскую землю отъ враговъ.

Русская земля была спасена отъ самозваицевъ и иноземныхъ враговъ. Но чтобы окончательно ее успокоить, положить конецъ существовавшимъ въ ней безпорядкамъ и нестроеніямъ, необходимо было выбрать Царя. «Начальники-жъ и вси людіе, — говорить летописецъ, видя надъ собой милость Божію, начали думать, какъ бы имъ избрать Государя на Московское Царство праведно, «чтобы он былъ отъ Бога, а не отъ человежъ».

Во все города были разосланы грамоты прислать въ Москву выборныхъ, лучшихъ, крепкихъ, разумныхъ людей «оть дворянъ, духовныхъ, торговыхъ, уездиыхъ и посадскихъ», для участія въ великомъ земскомь совете по вопросу объ избраніи царя.

Въ январе 1613 г. Земскій великій Соборъ состоялся. На этомъ Соборе находились выборные представители отъ всехъ сословій Русскаго народа, въ томъ числе и отъ крестьянскаго и казачьяго. Къ такому важному делу, — какъ избраніе Царя, было приступлено очень серьезно. Назначенъ былъ строжайшій трехдневный постъ, совершались усердныя моленія въ Успенскомъ соборе. И уже после этого начались заседанія Собора.

На первыхъ дняхъ заседан#1110;яхъ Собора выборщики решили отнюдь не выбирать Царя изъ иностранцевъ, а иметь его «изъ своихъ великихъ родовъ». Горячо затемъ они разсуждали на соборе о разныхъ вельможахъ на Царскій престолъ. Выборщики разделились на партіи. Каждая партія старалась провести своего кандидата. Многимъ изъ выборщиковъ, знатныхъ лицъ, самимъ хотелось занять престолъ Царскій. Но вотъ въ заседаiи седьмого февраля одинъ галичскій дворянинъ подалъ записку за боярина Михаила Феодоровича Романова, какъ близкаго по крови къ угасшему Царственному роду. Его поддержалъ атаманъ войска Донского, который подалъ записку отъ казаковъ о желаніи ихъ иметь своимъ Царемь того же боярина. Царскій родъ Романовыхъ — былъ родъ народомъ русскимъ любимый. Въ народе хранилась добрая память объ Анастасіи Романовне, любимой супруге Царя Іоанна Грознаго и брате ея Никите Романыче. Это были печальники и заступники за Русскихъ людей во дни Грознаго Царя! Все русскіе слышили о страданіахъ «Никитычей», суровой расправе съ ними по-дозрительнаго Бориса Годунова. А стойкость за веру, благо ро дины, страданія въ плену у иноземцевъ отца избранника митрополита Ростовскаго Филарета, до постриженія въ монашество Феодора Никитыча Романова. Кому изъ Русскихъ не были известны. После небольшихъ споровъ, на личности Михаила Феодоровича Романова сошлись все: и духовенство, и дворяне, и земскiе люди и казаки. И не сойтись было нельзя! Кандидатъ на Царскій тронъ былъ солидный! Кроме того, что онъ былъ славнаго и любимаго всемъ Русскимъ народомъ рода Романовыхъ, онъ приходился двоюроднымъ внукомъ Царю Іоанну Грозному. Русскій же народъ, потерпевшій целый рядъ неудачъ въ выборе новыхъ Царей, только то избраніе всегда и считалъ прочнымъ, которое, согласно древнимъ преданіямъ падало на лицо, связанное родствомъ съ прежнимъ Царскимъ родомъ. Но прежде, чемъ окончательно решить дело объ избраніи Царя, Великій Земскій Соборъ решилъ на две недели послать въ города Русскіе «верныхъ и богобоязненныхъ» людей, чтобы они въ это время узнали, кого желаетъ народъ въ Государи, и чтобы узнали и мысли его на счетъ своего избранника. И что же оказалось?! Чрезъ две недели посланные вернулись въ городъ Москву и доложили Великому Земскому Собору, что «во всехъ городахъ и уездахъ, во всякихъ людехъ, отъ мала и до велика, одна и тажъ мысль быти въ Московскомъ государстве Государемъ, Царемъ «Михаилу Феодоровичу Романову, а опрочь его, великаго Государя, никакъ никого на Московское государство не хотети». Назначено было 21 февраля для окончательнаго избранія царя! Заседаніе Собора состоялось въ Успенскомъ Соборе, где все выборщики отъ знатнаго боярина до простого крестьянина единогласно избрали своимъ Царемъ — ранее намеченнаго кандидата — Михаила Феодоровича Романова! Послана была депутація въ количестве четырехъ человекъ отъ собора на Красную площадь, на которой собралось множество Русскаго народа. Когда посланные возвестили собравшемуся народу объ избраніи въ Цари Михаила Феодоровича Романова, то многотысячная толпа громко закричала, «любовенъ всемъ намъ на Московское государство Михаиль Феодоровичъ Романовъ! Да будетъ онъ Царь-государь Московскому государству и всей Русской державе»!

Великое дело — избраніе Царя совершилось! Былъ отслуженъ благодарственный Богу молебенъ, дана присяга новому Царю, составлена грамота объ избраніи его на Царство, съ которой и отправились послы отъ Великаго Земскаго собора къ избранному Царю въ городъ Кострому, въ Ипатьевскій монастырь. Послы Земскаго Собора, во главе которыхъ былъ рязанскій Архіепископъ Феодоритъ и бояринъ Феодоръ Шереметьевъ, прибывъ въ Кострому, пошли съ костромичами съ Крестнымъ ходомъ, съ иконами и хоругвями, въ Ипатьевскій монастырь, где въ то время жили новоизбранный Царь — Михаилъ Феодоровичъ и мать его великая инокиня — Марфа Ивановна. Посольство прочитало имъ грамоту Земскаго Собора объ избраніи всей Русской землей Михаила на царство. Но инокиня Марфа своего согласія на Царствованіе сына Михаила сначала не только не дала, а гневно говорила послан-нымъ: «Его-ли юнаго отдамъ вамъ въ Цари? Люди русскіе! Вспомните прошедшее: все вы измалодушествовались. И кому вы прямо служили, отдавая души свои подъ клятвою? Когда, судомъ Божіимъ, не стало Царя Бориса? Не вы ли клялись быть верными сыну его, — и предались вору, разстриге, убійце (детей Бориса)? Когда погубленъ былъ разстрига, не вы ли клялись Царю Василію, и поехали къ Тушинскому вору, предали вашего Царя, постригли его, отдали врагамъ? И после сихъ клятвопреступленій, позора, убійствъ, поруганія, какъ сесть на Царство, зная ваши измены и непостоянство? И что же такое ваше Русское Царство? Сокровища и села Царскія разграблены, разобраны изменниками, народъ страждетъ, обеднелъ». «Благослови только великая инокиня»!» Возражалъ ей Архіепископъ Феодоритъ. «Ты упрекаешь насъ прошедшимъ; но то были грехи наши и наказаніе Божіе за нихъ. Не самъ сынъ твой восхотелъ; мы всей землей Русской избрали его… хотимъ за него головы класть и кровь лить. Не испытывай судебъ Божіихъ!..» Но напрасно просили послы: Марфа и сынъ ея плакали и отрицались. Тогда Архіепископъ, указывая на иконы, принесенныя изъ Москвы, вновь сталъ убеждать Михаила и матерь его. «Если веришь имъ, — сказалъ Владыка, — указывая на образа, верь, что ихъ, а не нашею волею ты избранъ, — они дадуть тебе силы Царствовать. Преклонись предъ ними и повинуйся»! Тутъ произошла потрясающая картина. Михаилъ бросился къ месту где стояла и плакала мать. Духовенство приблизилось къ ней съ образами, послы, воины и народъ встали предъ ней на колени и просили о согласіи. Но мать инокиня колебалась… Тогда Архіепископъ въ отчаяніи обратился къ ней съпоследними словами: «Такъ вы не внемлете мольбамъ нашимъ; мы идемъ обратно и скажемъ Москве и пославшимъ иасъ, что вы отвергли мольбы и слезы наши. Бедствуй, Русская земля! Пусть возстанетъ прежнее безначаліе, пусть снова плачетъ народъ! Но на тебя, Михаилъ, отныне; падетъ бедствія отчизны. А ты, инокиня, будешь отвечать предъ судомъ Божіимъ за кровь и слезы христіанъ!» Тогда Марфа поверглась предъ иконами и дала согласіе.

Архіепископъ благословилъ избраннаго Царя; послы возложили на Михаила Царскій наперсный Крестъ, вручили ему Царскій посохъ, и затемъ на благодарственном молебне многолетствовали Царя Михаила.

Вь марте месяце отправился Михаилъ Феодоровичъ въ городъ Москву; сопровождало его сюда великое земское посольство. 2 мая пышно и торжественно онъ въехалъ въ Москву, въ Священный Кремль ея. Торжественно и радостно встречала приходъ его тогда вся Москва; громко гуделъ тогда звонъ Московскихъ колоколенъ; мощно раздавались радостные крики «ура» несметной толпы народной, прибывшей сюда посмотреть на своего избранника, возлюблепнаго молодого Царя. Казалось, сама природа радовалась счастію народному. Яркое солнце своими сіяющими лучами заливало ликующую Русь, молодая свежая зелень радостно улыбалась народному счастію, птички Божіи веселымъ хоромъ вторили въ поднебесье могучему крику толпы. Ликовалъ измученный долгой смутой Русскій народъ, воспрянулъ онъ духомъ теперь, и съ радостію и надеждой взиралъ на грядущаго къ нему законнаго Царя…

Въ іюле этого же 1613 года юный Русскій Царь торжественно Венчался венцемъ Царскимъ.

Замечательно это избраніе въ Цари Михаила Феодоровича Романова! Такъ онъ единодушно всеми сословіями и званіями, всемъ Русскимъ народомъ избранъ на Царскій престолъ. Очевидно. Самому Господу было угодно, чтобы Царемъ въ Русской земле былъ Михаилъ Феодоровичъ Романовъ, такъ какъ Онъ, Всевышній владеетъ Царствомъ человіческимъ, и «ему же восхощетъ даетъ е» (Дан. 22, 29); Онъ только одинъ поставляетъ Цари и преставляетъ (-2, 21). И самъ избравшій его въ Цари себе — Русскій народъ такъ смотрелъ на это избраніе. «Богъ предъизбралъ и помазалъ Михаила на Царство», — говорилъ онъ.

Избранный «не человеческимъ хотеніемъ, а Божіимъ изволеніемъ», помазанный и Венчанный Самимъ Господомъ на Царство, Михаилъ Феодоровичъ Романовъ пользовался милостями Божіими во дни своего Царствованія. По воцареніи на Царство много предстояло ему заботъ и трудовъ по устроенію своего Царства. Надо было приводить страну въ порядокъ. Надо было защитить ее отъ внешнихъ, чужеземныхъ и иноверныхъ враговъ. Надо устраивать войско, наполнять казну, добывать денегъ. Надо было, наконецъ, искоренить враговъ и внутреннихъ людей, развращенныхъ пережитымъ лихолетіемъ,

приіученныхъ къ грабежамъ и насиліямъ. И съ помощію Божіею, онъ преодолелъ все эти трудности.

Подъ Царскимъ скипетромъ его объединились все русскіе люди, и после смутъ и нестроеній, продолжавшихся на Русской земле пятнадцать летъ, наступили тихіе, покойные дни внутри государства, установились добрыя отношенія съ иноземцами, такъ недавно бывшими недругами Рус-скаго Царства. Да, во дни Царствованія Михаила Феодоровича Романова Самъ Господь Богъ быль съ нимъ и помогалъ ему въ Царственныхъ делахъ, И когда читаешь исторію Царствованія его, какъ она напоминаетъ исторію избранія Царствованія перваго избранника Еврейскаго народа, пока сей верно служилъ Господу. И говорить Слово Божіе: «и взя Самуилъ сосуды съ елеемъ, и возлія на главу Саула, и лобыза его, и рече ему: не помаза ли тебе Господь на царство людемъ Своимъ иже во Израили; и ты царствовати будеши въ людехъ Господнихъ, и ты спасеши я отъ руки враговъ ихъ окрестъ… И будетъ Богъ съ тобою» (1 Цар. 1, 6−7).

Благословеніе Божіе, такъ явно почивавшее на первомъ избраннике Божіемъ, вместе съ Царскимъ венцемъ переходитъ и ко всемъ Царственнымъ потомкамъ его и почиваетъ на нихъ. Въ этомъ легко мы убедимся, если возьмемъ во вниманіе такое долголетнее Царствованіе Дома Романовыхъ,

Триста летъ Царствуетъ династія Романовыхъ. Самъ Господь говорилъ Царю Соломону, что прочность престола Царскаго, продоллштельность Царствованія есть дело милости Божіей за верность Царей заповедямъ Божіимъ (3 Цар. 9. 4−5). А сколько добраго, хорошаго съ помощію Божіею Цари изъ Дома Романовыхъ сделали для Русскаго народа и Царства?!

За время Царствованія ихъ тесные пределы Московской Руси раздвинулись, и Имперія Россійская стала могущественнымъ, сильнымъ государствомъ, съ голосомъ которой считаются другія великія державы. Она теперь занимаетъ одну шестую часть всей земной суши, заключаетъ въ себЬ 160 милліоновъ жителей, ея законами и охраной пользуются не только Русскіе, но инородцы. И чьими трудами такъ разрослось, окрепло и развилось Русское государство? Да трудами, стараніями нашихъ Венценосныхъ, Державныхъ Монарховъ Дома Романовыхъ! Труды и заботливость ихъ о благе народа, нуждахъ его, о величіи и славе Россіи — всемъ известны.

Вспомните, какъ много для славы Россіи трудился Царь Петръ 1-й. Онъ самъ говорилъ о себе: «О Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россія въ благоденствіи и славе». Не будь кипучей деятельности этого Императора, — быть можетъ, и теперь Россія погрязала бы въ мраке невежества, была бы захудалой полудикой страной, имею щей очень мало значенія въ жизни народовъ. Много трудились для счастія и благополучія русскихъ подданныхъ и другіе Государи из Дома Романовыхъ!

Кто заботился объ лучшемъ управленіи нашей обширной страной? Кто вырабатывалъ для насъ, подданныхь Русскаго Царства мудрые и справедливые законы? Кто заботился о просвещенiи нашего народа, о развитіи литературы и искусства? Кто ограждалъ насъ отъ враговъ внешнихъ? Кто далъ намъ судъ «скорый, правый, равный для всехъ»? Кто начерталъ на стенахъ нашихъ судовь: «правда и милость да царствуетъ въ судахъ»? Кто учредилъ земскія, городскія и сельскія самоуправления? Кто заботился о нросвещеніи простого народа? Кто даровалъ двадцати милліонамъ крестьянъ свободу отъ унизительнаго крепостнаго права, и сказалъ имъ достопамятныя слова: «осени себя крестнымъ знаменіемъ, православный Русскій народъ и призови съ нами Божіе благословеиіе на твой свободный трудъ, за-логъ твоего домашняго благополучія и благо общественнаго?» Кто учредилъ всесословную воинскую повинность и чрезъ то утерь слезы беднякамъ, которые вынуждены были въ одно время служить и поиещикамъ и нести на себе тяготы военной службы? Кто заботился о развитіи торговли, о путяхъ сообщенія; о религіозно-нравственпомъ воспитании народа, о мире внутреннемъ и внешнемъ? Все сіе сделали и упрочили славные наши Цари. Да будетъ же за все это добро Царей Романовыхъ милость Божія на Царственномъ Доме ихъ и впередъ!

И въ настоящее время всеми нами подданными Русскаго Царя живо чувствуется и ясно сознается, что благословеиіе и милость Божіи не оставили насъ. По примеру своихъ Царственныхъ предковъ, Благочестивешшій, ныне благополучно Царствующій, Самодержавнейшій Нашъ Монархъ, Государь Императоръ Николай Александровичъ любвеобильно проливаетъ непрестанныя заботы о преуспеянiи и развитіи дорогой намъ родины, и неуклонно продолжаетъ, по примеру своихъ славныхъ Царственныхъ предковъ, вести и къ постоянному совершенствованію и росту духовному, а также къ богатству материальному, къ славе. величію и могуществу ея. Такъ не на благо ли родине совершенъ Имъ величайший государственный актъ о призваніи лучшихъ выборныхъ отъ населеиія людей къ законодательной работе въ учрежденной Государственной Думе и въ преобразовапномъ Государствепномъ Совете, причемъ установилась въ деле государственнаго служенія еще большая связь между Царемъ и народомь, Самъ Государь придавалъ очень важное значеніе этому своему акту, когда говорилъ одиимь выборнымъ: «Трудная и сложная работа предстоптъ вамъ. Верю, что любовь къ родине, горячее желаніе послужить ей во одушевятъ и сплотять васъ. Богъ въ помощь Мне и вамъ».

Много и другого добраго и хорошаго сделалъ ныне Царствующій Императоръ для блага своей родины. Не Имъ-ли приложены заботы о введеніи всеобщяго образованія, объ улучшеніи рабочаго, простого и интеллигентнаго класса людей? Вотъ и сегодняшній, 21-й день февраля 1913 года, Царствованія своего годъ девятнадцатый, Онъ ознаменовываетъ и увековечиваетъ въ памяти народной дарованіемъ своимъ подданнымъ разныхъ милостей, о чемъ и повелелъ Правительствующему Сенату Указомъ, даннымъ сего числа, объявить всенародно, причемь въ Манифесте Своемъ Государь говорить: «Да не оскудеетъ благословеиіе Божіе на насъ и любезныхъ под-данныхъ нашихъ пребывающее. Да укрепитъ и возвеличитъ Господь Вседержитель Русскую Землю и да подастъ намъ силу высоко и твердо держать издревле славный Стягь Отечества».

Слушатели! Самъ Господь говоритъ: «Мною Царіе царствуютъ и сильные пишутъ правду» (Притч. 8, 15). Никогда Государи наши не позабывали этихъ словъ Божіихъ, — всегда помнили, что Онъ выделяетъ для царствованія избранныхъ отъ людей Своихъ (Пс. 88, 20); устрояетъ Царства ихъ, и что успехи ихъ Царствованій зависятъ отъ Царя всехъ Царствуюшихъ и Господа Господствующихъ. И мы въ нынешній торжественный день трехвековаго славнаго Царствованія Дома Романовыхъ отъ всей души и благодарнаго сердца нашего вознесемъ благодарственный молитвы ко Господу за все Его милости къ поддаинымъ Русскаго Царя въ теченіе 300-летняго бдагополучнаго многополезнаго Царствованія Дома Романовыхъ, и заявленный Имъ благословенія и помощь этому Царствующему Дому въ деле служенія благу народному.

Помянемъ молитвенно перваго Царя изъ Дома Романовыхъ Михаила Феодоровича Романова и мать его великую инокиню Марфу Ивановну. Да будетъ же безсмертна слава первому представителю Царственнаго Дома Романовыхъ! Онъ принялъ на себя «великое дело Царскаго правленія въ такія тяжелыя для Русскаго государства минуты, — бремя, выше муры возлагаемое». Слава и матери Царской Государыне великой старице инокине Марфе Ивановне! Она отдала на благо Русской земли «светъ очей своихъ», своего единственнаго возлюбленнаго сына, а тогда уже «Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Великія и Малыя и Белыя Россіи Самодержца».

Помянемъ и всехъ скончавшихся Государей, предшественниковъ нашего Царя за добро, раденіе, труды ихъ на пользу нашу и дорогого Отечества нашего! Да воздастъ Имъ Господь благами небесными за вся сделанное ими намъ добро и понесенные ими труды и заботы!
Помолимся ныне и о возлюбленномъ Государе нашемъ Благочестивейшемъ, Самодержавн-ейшемъ Императоре иашемъ Николае Александровиче и о Всемъ Царствующемъ Доме, чтобы Царь Не-бесный, Владыка неба и земли «дни на дни цареви приложилъ и лета его умножилъ», благословилъ Его и Царственный родъ миромъ, благополучіемъ и долгоденствіемъ на благо всехъ насъ, Русскихъ подданныхъ. Да преуспеваетъ подъ Державнымъ Царскимъ Скипетромъ Его Российское государство въ могуществе, величіи и славе и нравственномъ совершенствованіи своего народа!

Тебе же Царю царствующихъ, Владыке Неба и земли, нашему Благодателю, слава, честь и поклоненіе во веки вековъ. Аминь.

Свящ. Василiй Виноградовъ

Печатается из ежемесячного церковного журнала «Приходская жизнь», январь-февраль 1913 г., Ярославль.

Вместо эпилога

Молитва за Царя

Господи Боже наш, великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния благочестиваго Государя нашего Императора (имя рек), огради его на всех путях его Святыми Твоими Ангелы, да ничтоже успеет враг на него и сын беззакония не приложит озлобить его.
Исполни его долготою дней и крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо народа своего. Мы же, всеблагому Твоему промышлению о нем радующееся на всяк день и час благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Чин Миропомазания Царей Русских при венчании их на Царство

«Священное Миропомазание Царей есть священнодействие, в котором сообщается им благодать Святаго Духа для укрепления в выполнении высшего служения на земле.

Состоит оно из чина Венчания, иначе Коронации, и чина Миропомазания. У нас в России, чин этот совершается в Московском Успенском соборе.

Чинопоследование начинается молебном о здравии Их Императорских Величеств, за которым следует служба часов. Во время чтения часов приносятся в храм Царские регалии (порфира, корона, скипетр и держава). Епископы в полном облачении встречают регалии каждением и окроплением Святою водою, и остаются при входе в храм для встречи Их Императорских Величеств.

При вступлении в собор Императора и Императрицы, один Митрополит приветствует Их и дает Им целовать Крест, а другой Митрополит окропляет Их Святою водою. Их Императорские Величества идут в храм в предшествии Епископов, делают земной поклон пред Царскими вратами, прикладываются к местным иконам и, взойдя на Трон, садятся на приготовленные Им Престолы (седалища) посреди церкви, а Епископы становятся по обеим сторонам от Трона к Царским вратам.

Во время этого входа поется псалом (100-й): „…милость и суд воспою Тебе, Господи…“ Когда Их Величества сядут на Престолы, первенствующий Митрополит (теперь Патриарх — здесь и далее прим. „ПР“) входит на амвон Царского Трона и спрашивает у Государя о Его вероисповедании. Император в ответ на это читает вслух Символ Веры.

После всенародного исповедания Веры Царем начинается чин Венчания, иначе Коронования. После пения „Царю небесный…“ произносится великая ектинья, с присоединением прошений о благословенном Царствовании; затем поются: „Бог господь…“ и тропарь: „Спаси, Господи люди Твоя…“ и читаются паремия, Апостол и Евангелие.

Паремия (Ис.49,13−19) говорит о покрове Божием над Царем; Апостол (Рим.13,1−7) — о повиновении Царям; Евангелие (Матф.22,15−23) — о подати Кесарю. По прочтении Евангелия Император облачается в порфиру (пурпурную одежду) и надевает цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, которые подносит Митрополит (Патриарх). При этом облачении Митрополит произносит: „Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа“. По облачении в порфиру Император преклоняет главу; и когда Митрополит осеняет Его поверх главы Крестным знамением, крестообразно возлагает руки на главу Его и молит, чтобы „Господь помазал Царя елеем радования, одел Его силою с высоты, наложил на главу Его венец от камене честнаго, даровал Ему долготу дней, дал в десницу Его скипетр спасения, посадил Его на Престоле правды, сохранил Его под Своим покровом и укрепил Его Царство“.

После этой молитвы Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом (Патриархом), венец (корону) и сам возлагает его на Свою главу, причем Митрополит говорит: „Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь“.

По возложении Государем на Себя короны Митрополит объясняет значение Коронования: „Видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийского Престола, венчает видимо Царь славы Христос…“ Потом Государь берет с подушки, поднесенной Ему Митрополитом, в правую руку скипетр (трость-жезл), а в левую руку — державу (небольшой шар — символ подвластной области); причем Митрополит (Патриарх) произносит: „Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа“.

После этого Митрополит (Патриарх) говорит Царю о значении скипетра и державы:

„Богом венчанный, Богом дарованный и Богом приукрашенный, Благочестивый, Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Приими скипетр и державу, еже есть видимый образ данного Тебе от Всевышняго над людьми Своими Самодержавия к управлению их и к устроению всякого желаемого им благополучия“

Приняв Царские регалии, Император садится на Престол (трон) и, положив скипетр и державу на подушки, поданные Ему сановниками, призывает Государыню Императрицу. Ея Величество встает со Своего Престола, становится на колени пред Государем Императором. Император снимает с Себя корону, прикасается к голове Императрицы и потом возлагает корону на Себя, а на Императрицу возлагает меньшую корону, поднесенную Ему сановником. После Коронования Императрицы на Нее возлагается порфира и цепь ордена Святаго Апостола Андрея Первозванного, и Она садится на Свой Престол. Тогда диакон возглашает многолетие Их Императорским Величествам (как бывает на Царских часах). После многолетия Государь становится на колени и вслух произносит молитву, в которой просит Господа:

„Настави Мя в деле, на неже (на которое) послал Мя еси, вразуми и управи Мя в великом служении сем…“

Чин Коронования оканчивается молитвою, произносимою Митрополитом (Патриархом), с коленопреклонением всех присутствующих и пением песни: „Тебе Бога хвалим“. Вслед за этою песнею начинается Литургия.

Во время литургии совершается чин Миропомазания.

Император при начале службы снимает с Себя корону. По прочтении Евангелия, она подносится к Их Величествам для целования. По окончании пения причастна, Император передает сановнику Свою шпагу и походит в порфире к Царским вратам, которые в это время открываются, а Императрица, идя за Ним, останавливается между троном и ступенями пред Алтарем.

Из Алтаря выходят два Митрополита. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Государя Святым миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: „Печать Дара Духа Святаго“; другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой миропомазанные места. Приняв Святое помазание, Государь отходит и становится с правой стороны Царских врат против местной иконы Спасителя.

Тогда подходит к Царским вратам Государыня Императрица. Первенствующий Митрополит (Патриарх) помазывает Ее Святым миром только на челе, с произнесением слов: „Печать Дара Духа Святаго“, а другой Митрополит отирает хлопчатою бумагой место помазания. Приняв Миропомазание, Императрица отходит и становится в левую сторону Царских врат против местной иконы Богоматери.

По окончании Миропомазания Их Величества приобщаются Святых Христовых Тайн.

Для этого Митрополит (Патриарх) вводит Императора через Царские врата в Алтарь и здесь, у Престола, приобщает Его Святых Тайн, как Помазанника Божия и Верховного покровителя Христианской Церкви, по чину священнослужителей, то есть дает ему в руку часть Тела Христова и потом преподает Ему из чаши Кровь Христову. Императрица же приобщается Святых Тайн у Царских врат обыкновенным для мирян порядком.

По Причащении Их Императорские Величества садятся на свои Престолы и здесь, по прочтении благодарственных молитв и возглашении многолетия, принимают всеподданнейшие поздравления от духовных и светских особ с совершением Коронования и Священного Миропомазания».

Придворный протоиерей Дмитрий Соколов, «Учение о богослужении Православной Церкви», Санкт-Петербург, 1908 г.

«По Чину Дванадесятых праздников совершается служба: в дни рождения и тезоименитства Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, в день восшествия на престол Его Императорскаго Величества Государя Императора, в день Священного Коронования Их Императорских Величеств, в дни рождения и тезоименитства: Ея Императорского Величества Государыни Императрицы-Матери и Его Императорскаго Высочества Наследника. Дни эти называются высокоторжественными».

По книге Платона Архиепископа Костромского, «Краткое православное учение о вере и нравственности христианской», г. Москва, 1892 г.

Божественное происхождение власти

Верховная власть в государстве необходима. Сам Бог установил ее. «Несть власть, еще не от Бога, сущия власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1). Она необходима для общаго блага и для прекращения нарушений порядка и удержания от преступлений. «Им же несть управление, падают яко листвия» (Притч. 11, 14).

Обязанности подданных к Государю

«Подданные должны иметь к своему Государю: любовь, как к отцу, владыке и защитнику своему (см. 5 заповедь), и для Него не щадить не только имуществ, сил, здоровья, но и самой жизни, иметь к Нему благоговейное сердечное почитание и всецелую преданность, и обнаруживать оныя всегда и везде. Ибо Сам Бог поставил и облек Его властию и достоинством; он Божий слуга; кто чтит Бога, тот не может не почитать Царя: Бога бойтесь, Царя чтите (1 Петр. 2, 14. Дан. 4, 22). Должно оказывать покорность и послушание не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но и по совести, т. е. и там где нет за нами надзора. Потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (Рим. 13, 5). Подданные должны молиться за Государя, чтобы Господь сохранил Его и даровал Ему силы в прохождению великого служения Его, вложил в сердце Его благое попечение о Церкви и о всех подданных (1 Тим. 2, 2. сл. Помянник и молитву Василия Великаго по освящении Святых Даров). Должно оказывать уважение и покорность властям чрез Него поставленным. Наконец не должно позволять ни себя, ни другим легкомысленных суждений о распоряжениях и действиях верховной власти. Ибо злословящие высокия власти подлежат Страшному Суду Божию (Иуд. 7, 8, 2. Петр. 2, 10)».

По книге Платона Архиепископа Костромскаго
«Краткое православное учение о вере и нравственности
христианской.», г. Москва, 1892 г.

Подготовил Александр Рожинцев

Пресс-служба Единого Отечества

07.07.2005

http://www.otechestvo.org.ua/hronika/20 053/h702.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика