Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина29.04.2006 

Первое обретение мощей прп. Александра Свирского
30 апреля 2006 г. в день памяти великого русского святого отмечается 500-летний юбилей Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря

Величайшей святыней обладает земля Свирская, со всего мира люди съезжаются к одному из «чудес света» — полностью нетленным мощам преподобного Александра Свирского. Святой отошел в вечность почти полтысячелетия назад, а тело его пребывает в непостижимой человеческому уму сохранности. Современные ученые, исследовавшие мощи, сделали однозначный вывод: без применения каких-либо химических препаратов у человека, жившего на вепской земле 500 лет назад, сохранились в нетлении все внутренние органы, кожный покров, сохранились ярко выраженные портретные особенности.

Современные исследователи удивлялись этому так же, как это было с монахами Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, когда они 400 лет назад подняли из-под земли останки основателя обители, пролежавшие в могиле сто лет.

Летописные сказание сохранили для нас рассказ о подробностях этого события, которое мы теперь празднуем как особый церковный праздник — 30 апреля.

В Смутное время, когда русская земля подвергалась набегам врагов, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорению. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий.

В 1613 г. местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. По Столбовскому миру граница прошла западнее Ладоги и эти земли остались в пределах Московского государства.

Новый игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыне. К 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы — матери первого Государя из дома Романовых. И до этого монастырь пользовался покровительством высоких особ: Ивана Грозного, считавшего монастырь образцовым, а преп. Александра — «великим чудотворцем» (прислал в монастырь иконы на помин души царевича Ивана Ивановича, серебряный крест, колокола), семейства Годуновых, в том числе Бориса Феодоровича и Ирины Федоровны, мастерицы которой вышили покров на раку Преподобного, царя Василия Шуйского. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200 и 100 пудов.

При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни и при этом в 1641 году обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля (по старому стилю) были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря.

А 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, друга Божия, во время Божественной литургии, рабочие на месте бывшей церкви копали ров для стен новой, каменной церкви в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Когда начали копать ров для передней стены, на восточной стороне храма, где было престольное место прежней деревянной церкви — обрели гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая.

Рабочие, видя это, ужасались и дивились такому чудесному положению обретенного гроба и недоумевали, что сделать с ним.

В это время случилось мимо их проходить священноиноку того же монастыря Елисею, который, видя их стоящих долгое время без дела и удивляющихся, сказал им: «Что стоите не делающе?» Они пригласили и его взглянуть на гроб, служивший для них предметом удивления. Елисей, подойдя к ним и видя, что земля, наподобие пещеры стояла над гробом, ничем не поддерживаемая, оградил себя крестным знамением и, весьма осторожно открыв немного верхнюю доску гроба, и видев во гробе целое, нисколько не поврежденное тело, а также и одежды целы и нетленны, пришел в великий страх, размышляя в себе, что это мощи преподобного отца Александра и, задвинув по-прежнему доску, быстро отправился в монастырь и известил о том игумена Авраамия и всю братию.

Игумен в то время служил Божественную литургию, которую совершив и причастив братию Божественных Тайн Тела и Крови Христовых, скоро отправился со всеми посмотреть на чудесное то явление. Когда услышали о том монастырские служители, то каждый, оставив свою работу, перегоняя друг друга, торопливо, с большим усердием, пошли посмотреть на чудесное явление. Когда пришли они на основание церкви, игумену сейчас же показали обретенный гроб. Он, сойдя со священноиноками в ров, снял верхнюю доску с гроба, и повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, и увидели все лежащее тело преподобного отца Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, лицо закрыто, а из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости.

И приказал игумен принести новый гроб, так как старый весь прогнил, только нижняя доска гроба уцелела, на которой лежало многотрудное тело преподобного Александра. И облачившись вместе с иеромонахами в священные одежды, положили честные мощи преподобного в новый гроб, и на плечах своих принесли в храм великого Святителя Божия Николая, находящийся там же, в отходной пустыни преподобного.

При открытии мощей присутствовал Новгородский митрополит Афоний. Мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор. В конце 1870-х гг. устроена новая серебряная рака для мощей преподобного Александра Свирского весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась в собрании Русского музея).

Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя при первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более ста лет после кончины, преподобный не выглядел умершим, а спящим, — таким живым было его лицо! Более того, лицо его благодаря удивительной сохранности было узнаваемым. Ведь первые иконы преподобного Александра были написаны его современниками и они передавали портретные особенности лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. Более того, первое освидетельствование мощей преподобного происходило только на основании сличения лица преподобного с его ликом на иконе ХVI века. Сходство было полным и несомненным.

Составители описания мощей в 1641 году отметили и необычное положение рук и ног у преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи (часто кожные покровы мощей темнеют от времени).

Все эти детали в описании 400 летней давности очень помогли при втором обретении мощей преподобного Александра, которое совершилось в 1998 году.

От мощей тотчас же стали проистекать чудеса, которые записали древние летописцы.

В тот день, в который святитель новгородский Афония свидетельствовал мощи преподобного Александра, в девятом часу вечера с неба воссиял предивный свет и долгое время осиявал все место то, ночь же тогда была очень темна. Это знамение видел святитель и все бывшие тогда в обители преподобного, и прославляли Бога, говоря: «Слава Тебе, Царю Святый, яко призираеши на святое место сие и прославляеши Угодника Своего преподобного Александра!» То предивное знамение продолжалось до полуночи. Святитель пробыл в обители семь дней, молясь и славя Бога и Угодника Его. Первые же чудотворения от мощей прп. Александра свидетельствовали о его собой близости и сострадательности к простым людям. Приведем примеры некоторых таких чудес.

Чудо о разрешении неплодия


В Псковских пределах, на реке Великой, в 45-ти верстах от города Пскова, жил некто дворянин Афанасий Феодоров Вениаминов. Он был человек добрый и верующий и имел жену именем Евдокию. Оба они находились в великой скорби, что у них не было детей мужеского пола, но все рождались дочери. Сильно молили они Бога, чтобы Он даровал им сына.

Однажды Афанасий сказал жене своей: «Слышал я о преподобном отце Александре, что Бог творит много чудес у гроба его и даже говорят, что обрели в нетлении честное и святое его тело. Дадим и мы обещание к нему, да умолит о нас Бога, чтобы нам сподобиться получить желаемое от Него; я убежден, что всякий, ищущий с верою помощи у святых, получит ее». В доме у них имелся образ Пресвятой Троицы и преподобного отца Александра Чудотворца, пред которым они оба и помолились усердно. Через год после их обещания пришли они в обитель Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра Чудотворца, принеся с собою и младенца-мальчика, и просили отслужить молебен у гроба Преподобного. Приложившись к Чудотворному и цельбоносному телу его, много благодарили Бога и Его Угодника, великого Чудотворца, преподобного отца Александра, говоря: «Яко дарова нам Бог отроча сие молитвами его». Затем, устроив хорошее угощение для братии и раздав достаточно милостыни, отправились в дом свой, радуясь и славя Бога и преподобного Александра.

Чудо о расслабленном


Некто дворянин Андрей Данилов Антонов, живший в селении Кусяге, что недалеко от Сясь-реки, заболел расслаблением всего тела своего и подвергся умопомешательству. Родители его сильно скорбели о том; возили его по святым церквам и много истратили денег на врачей, но никакой пользы от них не было.

Однажды вспомнили они о великом Чудотворце, преподобном отце Александре, что у гроба его Бог творит множество исцелений, и, взяв сына своего, привезли в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра. Пробыв в обители семь дней, они молились Богу, Пречистой Богородице и преподобному Александру Чудотворцу о исцелении сына их, но не получили по прошению своему, и отправились обратно домой. После того они сильно сокрушались и плакали, раскаиваясь в том, что сначала не молились преподобному, будучи давно наслышаны о преславных чудесах, бывающих от честных и многоцелебных мощей его. И тотчас скорый на помощь преподобный отец Александр услышал воздыхание их и не презрел моления их, подав исцеление болящему, который встал с постели своей, как никогда и не болел.

Чудо о воине


В августе месяце 1673 г. пришел в обитель Живоначальной Троицы и преподобного отца Александра некто царский воин Мокий Львов, житель Городецка, что вблизи Вежецка, который рассказал в монастыре следующее: «Когда находился я на военной службе, в полку боярина Василия Борисовича Шереметьева, против безбожных крымских татар, случилось нам быть под городом Конотопом, где неожиданно напали на нас безбожные татары, взяли нас многих в плен и отвезли в свою землю; где мы, тринадцать человек, были отданы одному мурзе, у которого и находились в пленении лет тринадцать, днем работая всякую тяжелую работу, а ночью пребывая в темнице, в железных оковах.

Однажды ночью, сидя в темнице, мы сильно плакали, молясь Господу Богу и Пречистой Его Матери, призывая на помощь и всех святых. И вот на нас напал великий страх и недоумение: мы увидели великий свет в темнице, осиявший нас. Когда мы пришли в себя, то увидели благообразного, с седыми волосами, мужа, вошедшего к нам, и услышали голос, говорящий свыше: „О человецы! Призывайте в помощь преподобного Александра Свирского, той избавит вас от настоящей беды“. И сейчас же явившийся сделался невидим и свет скрылся. Мы дали обещание к преподобному Александру Свирскому.

Через два дня после сего пришли греки-купцы и выкупили нас у того мурзы, а затем привезли в Царьград, откуда мы благополучно прибыли в богохранимый царствующий град Москву и все мы разошлись по местам своего жительства, молитвами великого Чудотворца, преподобного отца Александра».


+ + +


К этим свидетельствам присовокупим примеры современных чудес, проистекающих от нетленных мощей прп. Александра. Вот что написала Анна Бобрович в питерской газете «Час пик» от 25 мая 1999 года: «Елене Злобиной после многих обследований и длительного, но безуспешного лечения, поставили страшный диагноз — бесплодие. В августе 1998 года она с тайной надеждой на чудо поехала в храм, где находились мощи прп. Александра Свирского и приложилась к святыне. А через некоторое время со страхом и надеждой поняла, что беременна. В положенное время родилась девочка, которую окрестили на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря».

Из свидетельств счастливых родителей, которые хранятся в архиве Александро-Свирского монастыря, приведу одно, которое кажется наиболее трогательным, даже в мелочах: «В 1998 году были обретены мощи прп. Александра Свирского. Я со своей дочерью приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж — в 18 лет. Сейчас ей 38 лет. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо совершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей прп. Александра свершилось после 19 лет ожидания. Нам была явлена и заботливость прп. Александра о благополучном рождении этого ребенка. Дело в том, что существование ребенка в утробе матери было сокрыто от всех, даже сама мать узнала о своей беременности незадолго до родов. На протяжении нескольких лет она находилась на учете эндокринолога. В период беременности, обращаясь к врачу, она говорила ему, что ее живот становится все больше и больше. Врач посоветовала ей сесть на диету и похудеть. Объясняя это дисбактериозом. Все были как слепые — дочь, ее муж (люди с высшим образованием), им в голову не приходило, что это — беременность. Если бы она пошла к гинекологу, то можно предположить, что ее залечили бы, закололи бы лекарствами, т.к. беременность поздняя, а это, по мнению врачей, означает, что существует угроза и для ребенка и для матери.

Стало быть, прп. Александр Свирский сокрыл этого младенца до родов. Я каждый день благодарю прп. Александра за рождение малышки Марии. Это он просил Бога, а Бог нам дал такую радость. Это настоящее чудо».

Удивительное человеколюбие являют наши святые по примеру Господа. Преподобный Александр Свирский — великий аскет, единственный новозаветный святой, который удостоился того, чтобы видеть своими глазами Святую Троицу, так внимателен к простой человеческой жизни, к ее печалям и радостям!

Я лично знаю пять супружеских пар, которые получили радость материнства и отцовства после долгого неплодия по молитвам к Преподобному. Не буду называть их имен, скажу только, что это очень разные по своему роду занятий, люди. И открою секрет: благолепие Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, его быстрое возрождение после десятилетий разрухи, стало возможно именно как плод благодарности этих и им подобных людей, которые постаралась щедро отблагодарить святого за посланное им земное счастье — быть родителями. Иногда даже трепет объемлет, когда смотришь на этих детей, которые родились благодаря молитвенному предстательству прп. Александра Свирского. Думаешь: а какими они вырастут? Не забудут ли они о своем авве? Донесут ли благодарность до своих детей и внуков?

Время покажет. А к «вымоленным детям» отца нашего Александра с каждым годом прибавляются все новые и новые, поток паломников к раке с мощами не ослабевает вот уже восемь лет. Люди едут отовсюду: с Украины, Белоруссии, Прибалтики, из Финляндии, из центра России. И звучит под сводами древнего Преображенского собора радостное пение: «Радуйся, благочестивых родителей плод богодарованный. Радуйся, неплодие родших тя разрешивый. Радуйся, сетование их на радость преложивый!»

30 июля 2006 года будет отмечаться 500 летний юбилей Свято-Троицкого Александра-Свирского монастыря. Таким образом, о его основателе мы можем сказать: «Седая древность». Но, рассказанные нами случаи чудесного вмешательства святого Александра в жизнь современных людей, делают его таким близким к нам, что ощущаешь его родным и заботливым отцом, который слышит всякого, обращающегося к нему с верой, надеждой и любовью.

http://rusk.ru/st.php?idar=104315

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика