Русская линия
Русская линия26.04.2006 

Украинский Апокалипсис
Сегодня 20 лет Чернобылю

26 апреля 1986 г. взорвался один из реакторов ядерной станции в Чернобыле. В тот теплый весенний вечер люди из Припяти, ближайшего к станции городка, высовывались в окна смотреть, что это за странный свет, освещающий небо. С этого момента для многих из них началась жизнь, полная всевозможных трудностей, связанных с вынужденной эвакуацией, бесконечным лечением и госпитализацией. Взрыв четвертого реактора, ставший символом конца советской эпохи, описан в тысячах публикаций, а результаты воздействия радиации на человека — в сотнях статей в медицинских журналах.

Наиболее полно и точно масштаб трагедии, тогда человечеству не вполне ясный, образно обозначен в Библии, в уже многократно цитировавшихся стихах «Откровения святого Иоанна Богослова» (глава 8, стихи 10−11): «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде „полынь“; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Город Припять, оживающий только в снах, умирает на каждом рассвете. Однако тема экологической катастрофы нерасторжима с катастрофой нравственной. Известный проповедник так комментировал процитированные выше стихи Нового Завета: «Книга апостола Иоанна пытается так же, как и Книга Еноха, рассказать о драматической борьбе демонических сил против правды Божьей. Ангелы, главным образом падшие, изображаются там в виде пылающих гор и гигантских огненных светил в небе — звезд. Падшие звезды, спустившиеся в недра земли, — символ некоего демонического духовного существа, вероятно сатаны. В Евангелии падение сатаны в космической битве изображается теми же красками. „Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…“, — говорит Христос (Лк. 10:18). Развязывание сатанинских сил на земле приводит к тому, что бедствия, эти новые казни египетские, в данном случае уже казни всемирные, продолжают усиливаться».

Юрий Ворошилов«Страстно поднятый перст» Юрия Ворошилова, большой цикл его фото, потряс нас еще тогда, как только репортер (член Национального союза журналистов Украины, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986—1990 гг.), вернулся с десятками отснятых фотопленок в Харьков из Чернобыльской зоны. Два десятилетия спустя эти фотокартины, представленные 25 апреля с.г. в Харьковском историческом музее Ворошиловым на вернисаже фотовыставки «Чорний б? ль» (Чёрная боль — авт.) и в проекте одноименного альбома, поражают еще больше. Быть может, потому, что наше знание о трагедии стало более полным, а чувства, связанные с катастрофой, значительно более глубокими.

Слово «чернобыль» и его значения находим в знаменитом словаре Владимира Даля: «Чернобыль, — быльник (м.), — быль (ж.). Былье (ср.) Быльнякъ, коники, будыльникъ, крупный вид полыни…»

Чернобыль — это наш (украинский, белорусский, русский) крест, определенный провидением. «Это война, в которой не будет победителей» — говорит Ворошилов.

ЧернобыльНа вернисаж собрались десятки людей: ликвидаторы, ученые-ядерщики и ученые-гуманитарии, журналисты, чиновники, студенты. Слова говорились горячие и живые. Вспомнили, что одновременно с открытием харьковской выставки в Киеве на Аллее Героев Байкова кладбища открыт памятник Герою Советского Союза, почетному гражданину Киева Леониду Телятникову, одному из первых ликвидаторов аварии Чернобыльской АЭС. Выступавшими было отмечено, что Харьков сердцем принял боль Чернобыля, откликнувшись одним из первых. От Харькова в Зоне работал самый большой отряд ликвидаторов. Говорилось и что МАГАТЭ сегодня якобы уверяет, что Украина шантажирует весь мир, преувеличивая масштаб катастрофы и ее последствий. Но в докладе к международной конференции МАГАТЭ 2005 года «Наследие Чернобыля», подготовленном экспертами «Чернобыльского форума» (организации, в которую входят 8 агентств ООН, Всемирный банк, Россия, Белоруссия и Украина) утверждается, что структурные компоненты саркофага, закрывающего аварийный реактор Чернобыльской АЭС, разрушаются, и если не предпринять каких-либо действий, саркофаг может рухнуть, что приведет к появлению облака радиоактивной пыли, что все еще не разработан план уничтожения многих тонн радиоактивного мусора, остающегося как на самой Чернобыльской АЭС, так и в ее окрестностях, а программы реабилитации жертв чернобыльской аварии, начатые еще во времена СССР, нуждаются в переосмыслении в связи с изменившимся уровнем радиационной угрозы и недостатком средств.

Ворошилов прочувствованно говорил о том, что Чернобыль «сделал из него человека». Действительно, пройдя такие испытания, опаленный этим страшным опытом, фотожурналист словно пережил внутреннее преображение.

Чернобыль, в реакторе«Мы должны осмыслить проблему, задуматься, почему именно Украине Господь послал такое испытание. Почему человечеству посредством именно нашего народа сообщено это страшное знание, это послание небес, почему в самое сердце славянства, в колыбель православной цивилизации, прямо в украинско-белорусско-русское Полесье упала Звезда Полынь…, — говорит Ворошилов. — Готовя сигнальный экземпляр книги „Чорний б? ль“, мы исходили из того, что нельзя трагедию Чернобыля рассматривать отдельно от контекста всей трагедии страшного ХХ века, потому мы в статье, предваряющей весь массив книги, попытались дать исторический срез „нечеловеческой“ истории человечества в ХХ веке».

В своих работах и размышлениях Юрий Ворошилов словно вторит поэту Любови Сироте, которая до аварии была руководителем Припятьского городского литературного объединения «Прометей». Катастрофа ее не пощадила; женщина серьезно больна. Размышления об изуродованной природе, болезнях, о человеческих трагедиях, ими обусловленных, о любви — главные темы ее поэтического цикла «Ноша».

Словно подтверждая правоту слов Ворошилова о планетарном характере трагедии и проблемы, на этот цикл стихотворений в свое время обратил внимание филолог, профессор Бергамского университета (Италия) Уго Перси в статье «Отражение экологического мышления в русских художественных текстах ХХ века»: «Самое жгучее горе — не столько утрата здоровья, сколько потеря домашнего очага. Дома превращены в призраки; кто-то не предвидел и затем не обеспечил безопасность… После самопожертвования первых спасателей общество утратило солидарность и… во многом память… Мы и сегодня рискуем не только изоляцией еще одной электростанции в бетонном саркофаге или собственного города, уже превращенного в призрак, но и спектрализацией, превращением в призрак всей Земли… Было бы нелепо, если бы мы не участвовали в спасении человечества, а словно смотря из уже дряхлеющей «башни из слоновой кости», любовались вторым и последним представлением, которое в начале ХХ века в Габсбургской империи называли fr? hliche Apokalypse, что значит «веселый апокалипсис».

Cлова обожженной Чернобылем Любови Сироты словно пронизывают весь нравственный, личностный посыл чернобыльских фотоснимков Юрия Ворошилова.

Но нас ничто не вынудит молчать!
И даже после смерти из могилы
мы будем к вашей совести взывать,
чтоб Землю в саркофаг не превратили!

ЧернобыльМертвый город Припять только ночью оживает в снах бежавших из него людей, снова рождается в лунном свете, зажигающем окна ошеломленных домов. Кажется, после того ужасного пожара в людях живет ощутимое впечатление, что радиация, излученная реактором, не только внедрилась в тело, но и в сознание, и что она продолжает действовать, подсказывая воображению огненные образы.

Юрий Ворошилов считает своей личностной миссией и призывает украинцев донести до мира правду о Чернобыле, раскрыть глаза человечеству на то, что «первое предупреждение небес» оно уже получило. Книга «Чорний б? ль» создана: собрана, оформлена, сверстана. Представлена большими трехцветными листами (черный, белый, красный) на выставке. Издатели ищут меценатов.



ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СПАС

Чернобыльский СпасОбщина Свято-Ильинского храма города Чернобыля, призвавшая Православный народ к покаянию, выступила инициатором Крестного хода. Его путь пролегает через всю страну, с юга на север. Святынями Крестного хода являются четыре иконы, две из которых хранятся в Чернобыле в Свято-Ильинском храме, единственном уцелевшем после катастрофы. Это икона Святителя Николая Мирликийского, известная еще с XVIII века, о ней в церковных летописях рассказывается как о чудотворной, исцеляющей, спасающей от бед, а также икона «Чернобыльский Спас», написанная в 2003 году по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины, художником Владиславом Горецким. В день освящения Митрополитом Владимиром «Чернобыльского Спаса» в Киево-Печерской Лавре, в присутствии тысяч людей на ясном небе произошли знамения, после которых икону стали считать чудотворной: прямо над иконой в виде нимба засияла радуга, а солнечные лучи, проходя через радугу, образовали три креста.

Две другие Святыни Крестного хода: едва ли не самая почитаемая в Киево-Печерской Лавре икона «Успение Пресвятой Богородицы», а также икона русского адмирала — святого праведного Федора Ушакова.

Известно, что Чернобыльская АЭС, вопреки здравому смыслу, была построена в «розе ветров», направленной на Киев. Православные верующие убеждены, что смертоносным вихрям помешало заступничество Киево-Печерской Лавры, «отославшей» львиную долю чернобыльского атома в Арктику и Атлантику.
Матвей Славко (Харьков)
Фото Юрия Ворошилова и Станислава Минакова

http://rusk.ru/st.php?idar=104300

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru