Русская линия | Константин Новиков | 06.04.2006 |
В 2004 г. объем денежных средств, официально переведенных мигрантами в страны своего происхождения, составил 226 млрд. долларов. Так, например, молдаване, уехавшие за границу (значительная часть в Россию) в поисках заработка, перевели на родину сумму, равную 27% ВВП Молдавии, а объем денежных переводов из РФ в Киргизию, осуществляемых по каналам систем «Юнистрим» и «Western Union», в 2005 г. увеличился по сравнению с предшествовавшем годом на 400%, достигнув 200 млн. долларов, при этом реальный денежный поток из РФ существенно выше официально индексируемого. Похожая ситуация складывается в Грузии, Азербайджане и Таджикистане чьи экономики остаются «на плаву» в значительной степени благодаря утекающим из России денежным средствам в виде переводов легальных и нелегальных эмигрантов работающих в российских регионах. При этом, по словам директора Федеральной миграционной службы (ФМС) России Константина Ромодановского, власти планируют упростить процедуру разрешения трудовой деятельности на территории РФ иностранцам. Последнее было одним из условий вхождения в ВТО предъявленных нам Китаем и Индией заинтересованным в экспорте избыточных рабочих рук и заселении сопредельных «бесхозных» территорий.
Очевидно, что официальные статистические данные о количестве иностранных мигрантов на территории России и ущербе от такого рода деятельности не отражают всей полноты картины, т.к. не учитывают значительное количество иммигрантов нелегальных. Ниже мы приводим, не нуждающиеся в комментариях, выдержки из доклада заместителя руководителя Администрации Президента, руководителя Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства Виктора Иванова опубликованного на сайте ДПНИ.
«Дальнейшее отсутствие продуманной миграционной политики чревато для России тяжелыми последствиями.
В октябре прошлого года эти проблемы рассматривались на Совете Безопасности. И было признанно, что проблемы незаконной иммиграции достигли масштаба угроз национальной безопасности.
… С сожалением приходится признать, что точными данными о количестве иностранцев, которые находятся на территории России — ни Госкомстат, ни МВД, ни МИД не располагают. Наиболее достоверными сведениями располагает Федеральная пограничная служба. По данным пограничников только в 2001 году в Российскую Федерацию из СНГ, Китая, Вьетнама, Пакистана и других стран въехало 15 миллионов граждан, а выехало — 11,5 миллионов. В течение 10 лет эта разница почти не меняется. Таким образом, где-то у нас осело примерно 35 миллионов человек. Реально предположить, что новых „соотечественников“ у нас гораздо больше, поскольку никто не берется даже приблизительно указать число мигрантов, которые незаконно пересекли наши местами абсолютно прозрачные границы.
По данным Госкомстата, при официальном уровне безработицы порядка 6 миллионов человек, иностранные рабочие занимают у нас порядка 4-х миллионов рабочих мест. Если мы не наведем здесь порядок, то к 2010 году на рынок труда будет давить армия иностранных рабочих численностью 19 миллионов человек. И сегодняшние выходки скинхедов покажутся детским лепетом. Причем националистические экстремисты будут пользоваться все более широкой поддержкой. А поскольку мигранты скапливаются в Москве и других крупных городах, то именно здесь могут произойти наиболее опасные вспышки насилия и даже массовые выступления. А это уже чревато социальным взрывом.
Приток нелегальных мигрантов стимулирует безвизовый режим и упрощенный порядок пересечения государственной границы из имеющих более низкий уровень жизни стран СНГ. Так по заключенным в 90-е года межправительственным соглашениям можно въезжать в Россию по свидетельству о рождении, в возрасте до 16 лет, по удостоверениям личности железнодорожного транспорта, работников судов, прокуратуры, мичманов и так далее. Понятно, что при существующей полиграфической базе эти удостоверения легко подделать, а пограничникам нет возможности их проверить.
Еще больше хлопот пограничникам доставляют советские паспорта образца 1974 года, хождение которых продолжается в России. Десятки тысяч граждан стран СНГ и Балтии, после завершения паспортизации в своих странах, продолжает пользоваться как своими национальными паспортами, так и паспортами граждан СССР, о которых при обмене они заявили как об утраченных. Криминальный аспект ситуации осложняется наличием в СНГ почти 25 миллионов незаполненных бланков советских паспортов, которые в начале 1990 года были отправлены в республики, входившие в СССР, и которые теперь стали предметом устремлений криминального мира.
Более того, как уже говорилось российскую границу можно пересечь по многим документам, а в них не ставится дата и места пересечения государственной границы. В тоже время в финансовом, в банковском законодательстве России имеется понятие физическое лицо — нерезидент, то есть лицо, которое находится в стране менее 180 суток. Но как определить сколько данное лицо находится в России, если у него в документах нет отметки? Поэтому в зависимости от ситуации такого рода эмигранты могут представлять в банковские и финансовые учреждения либо одни документы, либо другие, быть то резидентом, то нерезидентом. Это позволяет нерезидентам переводить огромные суммы наличной иностранной валюты в теневой сектор экономики. По данным Центрального банка РФ, почти 50 процентов всей покупаемой в российских банках наличной валюты приобретается по иностранным документам. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов. Поступающая в комитет по финансовому мониторингу информация свидетельствует о том, что отдельные нерезиденты по документам граждан СНГ и Балтии снимают со своих счетов до 50 миллионов долларов наличными. При этом в Российской Федерации указанные лица имеют краткосрочную временную регистрацию, поэтому найти их невозможно. Именно эти деньги, сокрытые от налогообложения, являются оборотным капиталом криминала, стимулируют организованную преступность, способствуют наркотизации общества.
Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире. Но при этом там существуют определенные требования, специальности, квоты, сопровождаемые государственными пошлинами. Например, в ФРГ на привлечение рабочей силы работодатель должен заплатить более 1000 марок, в Латвии — порядка 500 долларов, в Казахстане — около 100 долларов, а в России мы снизили эту плату до 100 рублей. Тем не менее, анализ показывает, что разрешение на работу получают лишь 10 процентов нелегальных мигрантов. Так, по оценке правоохранительных органов, в Москве проживает порядка полумиллиона азербайджанцев, а на налоговом учете стоит 12 человек. Граждан Китая в столице насчитывается более 100 тысяч человек, они в большинстве своем трудятся на рынках, а на налоговом учете стоит чуть более 200 человек.
По данным Министерства по налогам и сборам РФ, в прошлом году со 170 рынков Москвы в казну поступило 468 миллионов рублей налогов. Учитывая, что товарооборот этих рынков составил 300 миллиардов рублей, это 0,16 процентов. Трудно даже представить, какие огромные теневые средства оборачиваются в этой сфере.
Неурегулированность статуса пребывания иностранцев способствует превращению России в транзитную страну незаконной эмиграции в Европу. И данное обстоятельство вызывает обоснованную тревогу европейских государств и сопряжено с периодическими ограничениями въезда на их территорию граждан России. Пример тому мы имели в прошлом году, когда Бельгия собиралась вообще закрыть въезд российских граждан.
С 1992 по настоящее время гражданство получили порядка 5 миллионов человек, причем 98,2 процента — в упрощенном порядке. В тоже время несовершенное законодательство оставляет нелегальным мигрантам много лазеек для получения гражданства Российской Федерации. Широко используются фиктивные браки. Вот один из примеров. В 2001 году гражданство получил житель Узбекистана 1974 года рождения, вступивший в брак с гражданкой России 1919 года рождения.
По нынешнему закону о гражданстве судимость, в том числе неоднократная, не является препятствием для предоставления гражданства. Так, российское гражданство получил житель Украины Гуров, судимый 10 раз. И таким примерам несть числа.
Существующий в России правовой режим в отношении иностранных граждан выглядит крайне привлекательным для уголовного мира зарубежья. Так, в розыске в странах СНГ находится 96 тысяч уголовников, которые, по данным этих стран, находятся в России, и, видимо, чувствуют себя достаточно уютно. По данным ГУБОПа МВД, из 1000 известных воров в законе из Закавказья 800 — постоянно проживают в Российской Федерации. Не исключено, что они стали нашими согражданами.
Широко распространена практика получения российского гражданства, с сохранением прежнего, что позволяет пользоваться то российским паспортом, то иностранным национальным. Нелегитимный институт так называемого двугражданства чреват негативными последствиями для политической стабильности и территориальной целостности России, поскольку позволяет иностранным гражданам участвовать в выборных кампаниях, референдумах и так далее.
Говоря о регистрационном учете, поскольку этот инструмент используется во всех странах, следует отметить, что лет 8 назад у нас был отменен институт прописки, что само по себе правильно. Но регистрационный учет, который сегодня подвергается яростным атакам, широко используется во всем мире. Однако торопливо введенный уведомительный порядок регистрации, особенно в жилых помещениях, собственников жилья, практически не регламентирован. Более того, постановлением Правительства от 1997 года уведомительный характер распространен на всех граждан бывшего СССР. В результате в России начал процветать регистрационный бизнес. Так, гражданин Петров в городе Санкт-Петербурге имея в собственности по договору купли-продажи 7/13 доли комнаты площадью 9,5 квадратных метров в трехкомнатной коммунальной квартире по улице Херсонская, дом 15, квартира 3, обеспечил регистрацию на своей площади 557 человек. Начальник паспортного стола пытался, было воспрепятствовать появлению очередного жильца на 5-ти метровой площади. Но вынужден был отступить, поскольку суд решил, что все по закону».
К шокирующей информации В. Иванова добавим, что, несмотря на напряжение уже и без того вызванное наличием многомиллионной армии иммигрантов в России, нас вынуждают еще сильнее распахивать двери перед гастарбайтерами из других стран. Свободное трудоустройство для выходцев из развивающихся стран одно из условий вхождения России в ВТО. И, похоже, что условие это российским руководством принято. Об этом говорит заявление Владимира Путина, что он считает слишком жёстким закон о гражданстве мешающий (!) привлекать в Россию дополнительные трудовые ресурсы и последние предложения правительства, упрощающие для иностранцев процедуру трудоустройства.
Константин Новиков, депутат Тульской областной думы, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=104253
Страницы: | 1 | |