Newsinfo.ru | Светлана Лыжина | 07.03.2005 |
На первый день масленицы православные справляют встречу Чистой масленицы. В старину дети и молодёжь с утра выходили на улицу устраивать снежные горы и висячие качели, скороговоркой повторяя: «Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться». Когда всё было закончено, считалось, что Масленица приехала. В честь приезда гостьи устраивали кулачные бои.
Печь блины начинают в этот же день. Первый блин отдаётся нищим, либо его кладут на окошко для душ покойных родителей.
Во вторник начинается веселье, заигрыши. С утра надо ходить в гости ко всем знакомым — покататься на чужих горках и качелях, поесть чужих блинов. Обязательными такие визиты считаются для молодожёнов, которые после свадьбы ещё не успели нанести визиты всем родным. Однако главным развлечением на масленицу всегда было катание на лошадях. Группами по 10−20 человек садились в сани и с песнями ездили по всей округе. Причём, кучера полагалось напоить как следует.
В среду Лакомка — день семейных собраний. Тещи приглашают зятьев на блины, а чтобы зятьям было не скучно, созывают и всех родных. Считалось, что на Лакомку нужно есть, сколько влезет — «сколько раз собака хвостом махнет».
Приготовления к масленичному карнавалу начинаются с четверга. Из соломы делается чучело, одевают его в женскую одежду. В один рукав чучела вкладывается бутылка с водкой, а в другой — блин. Это и есть «сударыня-масленица», которую затем предстоит сжечь, что ознаменует приход весны. Но в этом году синоптики обещают мороз и снегопады. Масленица будет не «мокрохвостая», как это обычно бывает.
В пятницу, после завтрака, «сударыню-масленицу» в санях вывозят на улицу, и начинается карнавал. Особенность этого действа состоит в том, что все женщины и девушки должны сидеть в санках, а возят их мужчины и парни. В сани с чучелом масленицы лошадь также не принято запрягать. Весь масленичный поезд весело и шумно, с песней «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!» движется по улице, собирая всё больше и больше народу. Сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» официально открывает катание, которое началось ещё три дня назад.
На следующий день, в субботу, «сударыня-масленица» снова появляется на улице, но теперь уже в сани вместо парней, впрягают лошадь, увешанную бубенчиками, колокольчиками и разноцветными лентами. Теперь парни, которые не обязаны тянуть сани, сидят вместе с девушками, выпивают и закусывают. Эта процессия с пением ездит по улицам, причём парни пользуются всякой остановкой, чтобы выпить и закусить ещё и в гостях. Веселье продолжается до вечера.
В воскресенье «масленица» сжигается. Часов в 9 утра к заранее приготовленному костру направляется печальная процессия, где все поют: «Сударыня-масленица, потянися». У костра «масленицу» торжественно ссаживают с саней и ставят на снег, затем сжигают. Сожжение масленицы — это заключительный аккорд веселья, за которым следует Великий пост, поэтому присутствующие при сожжении обычно швыряют в костер все остатки «масленичного обжорства» — блины, яйца, лепешки. Этот последний день масленицы называется «прощеным».
Часа в 4 пополудни на колокольне раздается печальный великопостный благовест к вечерне. После вечерни все родственники и соседи просят друг у друга прощения: «Прости Христа ради, в чем я перед тобой согрешил». На это следует отвечать: «Прости и ты меня».
Также существует обычай в последний день масленицы после вечерни ходить на кладбище. Идут обычно кучками, в 10−12 человек, несут блины покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище перед могилой родственников надо встать на колени, отбить три земных поклона и сказать: «Прости меня (имя) забудь все, что я тебе нагрубил (а) и навредил (а)». Помолившись, нужно положить на могилку блины, поставить водку, если есть, и отправиться домой так же молча. Считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки. Это значит, что покойнику живется на том свете хорошо, не помнит зла и не сердится на принесенное угощение.
06.03.2005