Русская линия | Леонид Болотин, Андрей Хвалин, Ольга Куликовская-Романова | 01.04.2006 |
«ИВАННИКОВ, отец Александр Александрович, Протоиерей, родился 1 Апреля 1956 года, активный деятель православно-монархического движения. Родился в Москве в семье служащих, в роду были священнослужители. Получил светское музыкальное образование. 12 Августа 1990 года на день Святого Мученика Иоанна Воина рукоположен во Диаконы, а через неделю на Преображение Господне — во Священники Епископом Можайским Григорием (Чирковым). В 2000 году на Пасху возведен в сан Протоиерея. С осени 1990 года являлся духовником известного московского Братства во имя Святого Царя-Мученика Николая, участник в 1990—1993 годах Предсоборного Совещания по подготовке Всероссийского Земского Собора. Автор музыки и исполнитель песен на слова талантливого поэта Русского Зарубежья С.С.Бехтеева, посвященных Царю-Мученику Николаю II Александровичу. Музыкальный сборник под названием „Прости Батюшка, прости родненький“ в исполнении Александра Верноподданного (псевдоним Отца Александра) получил очень широкое признание в церковной среде. По его благословению и при его непосредственной поддержке выпущено несколько книг церковно-монархической тематики. С 2000 года Протоиерей Александр — настоятель двух храмов в Видновском округе Московской Епархии, возведенных по его собственным архитектурным проектам, — Великомученика Георгия Победоносца в селе Мамоново и Преподобного Иосифа Волоцкого в поселке Развилка» (Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Под редакцией профессора О.А.Платонова. М., 2003. С. 281).
Но для нас — его духовных чад и соратников — за этими скромными свидетельствами возникают образы тесного — подлинно Царского Пути к Воскресению Свято-Державной Руси.
Едва приняв Священный сан, наряду с храмовым Богослужением наш Отец Александр сразу же взвалил на себя Крест церковно-общественного служения по окормлению русских царистов, Крест молитвенного сослужения с братчиками и союзниками из Братства Святого Царя-Мученика Николая Александровича, Союза «Христианское Возрождение», Братства Преподобного Сергия Радонежского (Сергиев Посад).
Наши Царские заставы и Крестные Ходы у Патриаршего Богоявленского собора в Елохово, на Чертолье у бассейна «Москва», где теперь высится вновь Храм Христа Спасителя, на Славянской площади, в Троице-Сергиевой Лавре и Сергиевом Посаде, на Вознесенской Горке в Екатеринбурге и у Ганиной Ямы, поездки к Старцам, покаянные чинопоследования в Беседах, Всероссийские Предсоборные встречи, наши братские трапезы на Басманной, под Любимом в Железово, а потом — в Сабурово и Картино, начиная с 1990 года, составили смысл нашей жизни, которую неизменно своей сердечной молитвой сопровождал Отец Александр.
Первоначально около дух десятков священников из разных краев Отчизны брались духовно поддерживать наше Братство Царя-Мученика. Знаменательно, что только с именем Александр среди них было не меньше четырех. И мы верим, что молитвенным поминанием эти священнослужители нас не оставляют до сих пор. Но тяжелейший труд постоянного попечения о нас все эти шестнадцать с лишним лет взял на себя один Отец Александр. Именно его уже через несколько месяцев духовного общения мы стали между собой называть «наш Полковой Батюшка», «наш братский Батюшка» и никого другого больше таковым не считали.
Поскольку Августейшим покровителем нашего Братства Царя-Мученика был родной Племянник Императора Николая II и Внук Государя Миротворца Александра III Его Высочество Тихон Николаевич Куликовский-Романов (1917−1993), — именно Отец Александр неоднократно свидетельствовал нам, братчикам, о том, что это особая милость Божия, к которой надо и относиться с подобающим благоговением и трепетом. Он и сам неоднократно подавал нам пример такого отношения к Тихону Николаевичу и Его Супруге — Ольге Николаевне Куликовской-Романовой, с которой Отца Александра связывает подлинная духовная дружба. Значительную поддержку оказал отец Александр началу деятельности в России Благотворительного Фонда во имя Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, основателем которого в 1991 году был Тихон Николаевич, а неизменным председателем является Его Супруга — Ольга Николаевна.
Огромно духовное и организаторской влияние нашего Батюшки и на жизнь православной гимназии во имя Преподобного Серафима Саровского, которая началась в 1991 году с нескольких православных классов в средней школе N 984 в Сабурово. В 1993 году наша гимназия получила государственную лицензию на ведение общеобразовательной деятельности. В середине девяностых годов возник проект строительства нового корпуса гимназии в поселке ближнего Подмосковья — Развилка. Общий проект гимназического здания и всех его деталей разрабатывал сам Батюшка. И тогда же он задумал строительство первоначально часовни, а потом храма при гимназии. Проект храма отец Александр продумывал и вынашивал не один год.
Идею строительства гимназической церкви горячо поддержали ктиторы гимназии, её преподаватели и сотрудники, духовные чада Отца Александра. Идея строительства на Развилке православного храма возле гимназии многими местными жителями была воспринята как утверждение в этом ещё недавно советском поселении традиционного для России жизненного уклада. Сугубо местная группа верующих, преподаватели гимназии, родители учеников и активисты общества «Просветитель» во имя Преподобного Иосифа Волоколамского, положившись на волю Божию и заступничество Преподобного Иосифа, принялись за дело.
Окончательно весь храм был спроектирован Отцом Александром как двухъярусный. Наиболее ярко эта традиция проявила себя в эпоху Московского Царства и имела глубоко символическое значение духовной связи Небесного и земного («яко на Небеси и на земли»).
С возведением цокольного этажа-подклета началось устроение нижнего храма во имя Преподобного Иосифа Волоколамского. По проекту внутреннее строение храма-крипты восходит к древним византийским образцам крестокупольных храмов (Святая София и Влахернской Божией Матери в Царьграде), отличавшихся от храмов-базилик, принятых Западной Церковью.
Эта традиция в свою очередь восходит к катакомбным, то есть пещерным, подземным крестокупольным храмам периода гонений на Христиан в I — начале IV веков по Рождестве Христовом. Именно эти византийские архитектурные мотивы легли в основу внутреннего оформления храма, расположенного в подклете. По замыслу Батюшки, центральная и алтарная части нижнего храма объединены ротондой. Эта форма известна и на Руси ещё со времен домового храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги, фундамент которого до сих пор сохранился в Киеве неподалеку от Десятинной церкви. Хотя ротонды не имели широкого распространения на Руси, но сам прием не чужд нашей древней архитектуре.
Ротонда перекрыта пологим куполом и опоясывается с трех сторон притвором также со сводчатыми конструкциями в потолочной части. Купол ротонды, пронизанной пятью арками, и своды притвора позволили придать этому храму уникальные акустические свойства, всецело располагающие к общинному церковному пению. Здесь очевидным образом проявились и музыкальные, и архитектурные дарования Отца Александра, который по сути дела из храмового помещения сотворил уникальный духовно-музыкальный инструмент, настроенный на человеческие и ангельские голоса.
Преподобный Назарий Валаамский (память 23 Февраля) свидетельствовал одному священнику: «Храм Божий никогда не может быть пуст; от времени освящения храма в нем находится блюститель Престола Господня — Ангел. Если бы и прихожане ваши не пришли к Богослужению, то он всегда наполнен будет Ангелами-Хранителями душ их. Так при всяком славословии Божием, по пламенеющей любви ко Господу своему, Ангелы Божии первые бывают и сослужители и сославословители, и они наполнили бы церковь и ваше служение». Таковое понимания храма совершенно свойственно и нашему Батюшке. Он со времени создания мыслил его не только как вместилище людское, но как место пребывания Бога Отца, Господа Нашего Иисуса Христа, Святого Духа, Матери Божией и Ангелов Небесных.
Мы хорошо помним, как в процессе создания нижнего храма Отец Александр показывал и объяснял Ольге Николаевне Куликовской-Романовой и устройство его сводов, и смысл его духовной архитектуры, при этом требуя от строителей неизменно благоговейного отношения к сооружению Дома Бога Живаго!
Такой музыкальный храм позволил Отцу Александру достаточно быстро сформировать и поющую общину. Молитвы «Царю Небесный…», «Воскресение Христово видевше…», «Честнейшую Херувим…», «Взбранной Воеводе…», «Верую…», «Отче наш…», «Спаси, Господи, люди Твоя…» стройно и единогласно поются всеми постоянными прихожанами от мала до велика, что создает особый духовный настрой у всех членов нашей церковной общины.
Византийские мотивы определили и художественный стиль иконостаса, образа которого, с одной стороны, выражают изобразительные приемы византийской иконописи, а, с другой стороны, восходят к традициям древнерусской церковной живописи домонгольского периода. Подстать традиционной иконописи и храмовые паникадила в виде древнегреческих «оросов"-обручей, ставших столь популярными в России в последнее время в храмовом украшении.
Внутреннее же устроение верхнего трехпрестольного храма, строительство которого близится к завершению, отец Александр решил сделать в стилистическом строе, присущем уже Московскому Царству XIV-XVII столетий. Таким образом, общая духовная символика всей церкви в целом выражает преемственность Русского Православия от первоначального римского катакомбного периода к Новому Риму в Византии и до современности, выражает всечеловеческое значение Русской Церкви во Вселенском Православии — идею Нового Иерусалима и Третьего Рима.
Первая Всенощная в храме Преподобного Иосифа Волоцкого была отслужена отцом Александром вечером 6 Апреля 2002 года по Рожестве Христовом, в лето 7510 от сотворения мiра, а в самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7-го Апреля там была совершена первая Божественная Литургия. С этого момента началась полнокровная храмовая жизнь, формирующая живую историю церкви и самобытный духовный опыт общины.
В храмовую летопись золотыми буквами вписано такое событие.
2 Июля 2003 года Ольга Николаевна Куликовская-Романова доставила из Канады в Россию икону Божией Матери «Троеручица Екатеринбургская» для передачи на вечное хранение в Храм на Крови Святых Царственных Мучеников в Екатеринбурге (это событие совершилось 16 Июля 2003 года, икону из рук О.Н.Куликовской-Романовой принимал Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский — наш Правящий Архиерей). Данный образ в 1918 году находился в Ипатьевском доме и был духовным свидетелем страданий и мученической кончины Августейших Мучеников.
В тот же день — 2 Июля 2003 года после подобающей встречи Святыни Отцом Александром, братчиками и нашими гимназистами в аэропорту «Шереметьево-2» (Возвращение Святыни // Десятина, N 7/82, 2003) икона была торжественно доставлена в храм Преподобного Иосифа на Развилке, где пребывала до 6 Июля.
5 Июля во время Всенощного бдения находившаяся на аналое рядом с Екатеринбургской «Троеручицей» храмовая икона Божией Матери «Владимiрская», чье празднование как раз тогда чествовалось, начала мvроточить и заблагоухала. Святое Чудотворное Мvро Настоятелем было срастворено с освященным елеем, и Протоиерей Александр Иванников помазал им прихожан храма (Икона мvроточит! // Родник, N 9, 2003).
6 Июля в Воскресенье после Божественной Литургии там же в храме Преподобного Иосифа Волоцкого был отслужен молебен иконам Божией Матери «Владимiрская» и «Троеручица». После Литургии по просьбе Настоятеля О.Н.Куликовская-Романова сказала слово об истории привезенной ею иконы.
Уже после начала строительства церкви Преподобного Иосифа на Развилке отец Александр со своими духовными чадами взяли под свою опеку возведение деревянного храма во имя Святого Воина Великомученика Георгия Победоносца на православном кладбище в селе Мамоново. Георгиевский храм также был спроектирован Отцом Александром и построен в кратчайшие сроки. Однокупольный храм создан в типичном для древнерусского деревянного зодчества шатровом стиле с небольшой шатровой же звонницей.
Подбор выдержанного строевого леса и традиционные гармонические приемы устроения сруба центральной храмовой части — восьмерик на четверик — по замыслу отца Александра так же уподобили акустические свойства Георгиевской церкви искусному музыкальному инструменту, по тембру напоминающему старинную виолу. В духовном отношении храм Святого Георгия Победоносца получился необычайно уютным и при своей внешней малости внутренне совершенно отвечал значению величественного Дома Господня, Божией обители утешения в скорбях, с которыми всегда сопряжены смерть и похороны близких.
Молящиеся в Георгиевском храме люди погружаются во вневременную атмосферу духовной вечности. Стройное пение даже маленького церковного хора, состоящего порой только из трех-четырех певчих, благодаря уникальным музыкальным свойствам деревянного храма возводит молящуюся душу к ангельскому небесному пению и тем утоляет гнетущую скорбь.
И хотя к 2005 году Епархиальным начальством в Георгиевскую кладбищенскую церковь был назначен настоятелем другой боголюбивый священнослужитель, храм все же остается зримым духовным плодом покаяния нашего Отца Александра и его духовных чад, чьей любовью, молитвами, средствами и руками он был создан.
Но главным священным храмоздательным трудом Отца Александра является кропотливое возведение храмов Божиих в наших скорбных душах, строительство малых церквей в наших терзаемых стихиями мiра семьях. Скольких из нас неоднократно извлекал Батюшка своей горячей любовью и пламенной молитвой у Престола из ямы грехов, нужды, отчаяния?! То ведает Один Бог и мы сами, грешники! Поскольку отец Александр меры своим пастырским трудам не знает и ведать не ведает. А когда по нашим же безумным грехам его порой одолевает лютая физическая немощь и боль, приходится слышать от него скорбное: «Да какой из меня молитвенник сейчас?! Конечно, всех вас и сейчас поминаю…» Но мы-то знаем, что и в этой немощи, и при относительном здравии нашего Батюшки, в его молитве сила Господня совершается и доносит до нас свой плод.
К Пятидесятилетию отца Александра мы бы хотели преподнести сплетенный нами соборно с его чадами скромный лавровый венец славы. Но по нашим же грехам, видимо, вплели в него и жестокосердные тернии наших духовных отступлений. Прости нас, Батюшка, Христа ради за это и благослови. Многая и Благая Лета Тебе!
По поручению Братства Святого Царя-Мученика Николая Александровича многогрешные Леонид Болотин и Андрей Хвалин
1 Апреля 2006 года по Р.Х.
Дорогой отец Александр!
Все Ваши труды по взращиванию русских православных монархистов в благоприятное время принесут нашей России сторичный плод.
От души поздравляю Вас с Вашим первым юбилеем. Поскольку по меркам Тысячелетней России это возраст совсем молодежный, то мне особенно легко пожелать Вам на грядущее очень-очень Многая и Благая Лета. Пусть ГОСПОДЬ дарует Вам доброго здравия, благодатных сил, терпения и упорства в Вашем служении БОГУ, Церкви и Святой Самодержавной Руси.
Храни Вас, матушку Ирину и Ваших духовных чад ИИСУС ХРИСТОС и ЦАРИЦА Небесная по молитвам Святого Царя-Мученика Николая.
С неизменным уважением, Ольга Николаевна Куликовская-Романова
1 Апреля 2006 года по Р. Х, Торонто, Канада
http://rusk.ru/st.php?idar=104246
Страницы: | 1 | |