Русская линия
Русская линия Игорь Алексеев27.03.2006 

Историк-художник
К юбилею выдающегося российского историка, члена Совета Казанского отдела «Русского Собрания» П.В.Знаменского

Пётр Васильевич Знаменский27 марта 2006 г. российская научная общественность отмечает 170-летие со дня рождения известного историка Русской Церкви, члена-корреспондента Императорской российской академии наук, православного русского патриота Петра Васильевича Знаменского, имя и заслуги которого перед отечественной наукой достойны самого глубокого уважения и признания.

Один из наиболее близких к нему в последние годы жизни людей — казанский профессор К.В.Харлампович называл П.В.Знаменского «историком-художником», объясняя столь высокое звание тем, что: «В его историческом таланте объединены были и дар критического анализа и способность обобщать и синтетически представлять изучаемые явления, касались ли они выдающихся деятелей истории или целых направлений жизни и мысли. Под его искусным пером оживали и целые эпохи и, как живые, вставали отдельные личности».

Родился Пётр Васильевич Знаменский 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье дьакона. В 1846 — 1850 гг. учился в Нижегородском духовном училище, в 1850 — 1856 гг. — в Нижегородской духовной семинарии, затем поступил на казённый счёт в Казанскую духовную академию (КДА), которую окончил в 1860 г. магистром богословия («вторым магистром в составе VIII выпуска»). После этого П.В.Знаменский получил назначение на кафедру философии и логики в Самарскую духовную академию, откуда в 1861 г. был переведён в КДА сначала на кафедру математики, а через год — на кафедру русской истории. После разделения последней на кафедру церковной истории и кафедру гражданской истории, он продолжил преподавание на кафедре церковной истории (до 1895 г. в качестве штатного, а до 1896 г. — сверхштатного профессора), посвятив родной академии 36 лет своей жизни.

Даже после оставления сверхштатной службы — вплоть до 1897 г. — П.В.Знаменский продолжал бесплатно читать свои лекции, особо популярные у студенчества. Кроме того, начиная с 1865 г., он в разное время преподавал на историко-филологическом факультете Императорского казанского университета (ИКУ), в окружном училище духовного ведомства и Родионовском институте благородных девиц, работал в библиотеке КДА, где заведовал богатейшим собранием книг Соловецкого монастыря (перевезённых сюда в 1855 г. во время Крымской войны ввиду опасности вторжения английского флота на север Российской империи), являлся редактором и цензором академического журнала «Православный Собеседник».

Являясь учеником и приемником на кафедре русской истории КДА известного учёного-народовольца А.П.Щапова, П.В.Знаменский (высоко ценивший большой научный кругозор и работоспособность своего учителя) ещё со студенческих лет значительно расходился с ним во взглядах на общую и церковную историю. В своих работах он сумел соединить объективный документально-научный подход с живостью суждений и доступностью изложения. Как отмечал позднее профессор И.М.Покровский: «Критерием учёных изысканий П.[етра] В[асильеви]ча всегда была строго научная и объективная историческая правда, художественно выраженная русским языком и правильной живой русской речью».

Всероссийскую известность П.В.Знаменскому принёс его главный научный труд — «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1870, 1876, 1880, 1886, 1888 гг.), удостоенный премии митрополита Макария. Впоследствии эта книга стала собственностью Училищного комитета при Святейшем Синоде и после сделанных П.В.Знаменским — с учётом синодальной учебной программы — поправок была издана как «Учебное руководство по истории Русской Церкви» (Санкт-Петербург, 1896, 1904 гг.). Будущий обер-прокурор Святейшего Синода и деятель белого движения, известный историк и богослов А.В.Карташёв в своём «Кратком историко-критическом очерке систематических обработок русской церковной истории» писал о «Руководстве…» П.В.Знаменского, что оно «представляет собой наилучшую у нас по данному предмету книгу для чтения, тем более, что таких прекрасных книг для чтения вообще пока ещё слишком мало в нашей научно-богословской литературе».

В первой половине 1870-х гг. за труд «Приходское духовенство со времён реформы Петра» П.В.Знаменский был удостоен степени доктора церковной истории. В 1892 г. он был избран почётным членом ИКУ, а Императорский Московский Университет, по представлению историка В.О.Ключевского, возвёл его «honoris causa» в учёную степень доктора русской истории. 5 декабря того же года П.В.Знаменского избрали членом-корреспондентом Императорской российской академии наук по отделению русского языка и словесности. Он являлся почётным доктором четырёх духовных академий, членом целого ряда научных обществ, пять лет — с 1875 по 1880 гг. — состоял в переписке с писателем Н.С.Лесковым, отмечавшим достоинства исторических сочинений П.В.Знаменского.

Его основными трудами (некоторые из которых не потеряли своей научной актуальности и по сей день), помимо вышеназванных, являются: «Приходское духовенство на Руси в XVI и XVII вв.» (Казань, 1865 г.), «Очерки из истории славянской мифологии» («Нижегородские ведомости», 1865 — 1866 гг., без подписи), «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II» («Православный Собеседник», 1875 г.), «Духовные школы в России до реформы 1808 года» (Казань, 1881 г.), «Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии» (Казань, выпуски 1 — 3: 1881 — 1898 гг.), «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования императора Александра I» (Казань, 1885 г.), «История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842−1870 годы)» (Казань, выпуски 1 — 3: 1891 — 1892 гг.), «Участие Н.И.Ильминского в деле инородческого образования в Туркестанском крае» (Казань, 1900 г.) и многие другие.

Несмотря на прекрасное знание «бытовой изнанки» церковной жизни, П.В.Знаменский всегда оставался глубоко верующим, православным человеком. «В отличие от своего знаменитого современника и писателя [Н.С.]Лескова, разочаровавшего к концу жизни в православии и отошедшего от него, оставаясь при этом христианином, — пишет современный исследователь Б. Куницын, — [П.В.]Знаменский был до конца жизни верен и православию, и его церкви. Он не хуже [Н.С.]Лескова видел и знал „тёмные“ стороны церковной жизни и кризисные явления богословской науки, но при этом верил во внутреннюю интеллектуальную и нравственную потенцию православия, которая путём неустанной работы и совершенствования может постепенно преодолеть кризисные явления и очиститься от негативных исторических наслоений».

Искренняя вера в торжество православия и духовно-нравственное возрождение русского народа стала одной из основных причин, приведших его под знамёна казанского трезвеннического и право-монархического движения. Профессор П.В.Знаменский был избран почётным членом «Казанского Общества Трезвости», а 11 января 1906 г., согласно прошению, зачислен в число членов Казанского отдела «Русского Собрания» (КОРС). Причём, уже 22 января того же года было принято решение «просить проф.[ессора] [П.В.]Знаменского, члена „Русского Собрания“, принять на себя звание товарища председателя». Косвенные обстоятельства дают возможность предположить, что он исполнял обязанности товарища (заместителя) КОРС до 27 сентября 1906 г., когда на эту должность был избран известный геолог-почвовед Р.В.Ризположенский. Сохранились также сведения о том, что П.В.Знаменский неоднократно (в том числе — в 1906 и 1908 гг.) избирался в Совет этой право-монархической организации.

Кроме того, П.В.Знаменский являлся одним из вдохновителей и наиболее активных членов казанской миссионерской общественной организации «Братство святителя Гурия», главенствующую роль в котором в начале XX века играл один из деятелей местного черносотенного движения епископ Андрей (в миру — князь А.А.Ухтомский).

В период выборов в Первую Государственную Думу П.В.Знаменский был включён в список выборщиков от Соединённого Совета «Царско-Народного Русского Общества», КОРС и «Общества церковных старост и приходских попечителей города Казани». Во время проведения в городе Казани избирательной кампании во «второе издание» российского парламента он под первым номером по «3-й части» вошёл в «Список выборщиков в Государственную Думу от Русских Людей».

В последующие годы упоминаний о политической деятельности находившегося уже в преклонном возрасте П.В.Знаменского практически не прослеживается. Как вспоминал профессор К.В.Харлампович, за последние два — три года своей жизни «он ослабел физически и стал чувствовать боль в ногах, так что года за полтора до кончины перестал выходить из дому», но «духовные силы он сохранил почти в неприкосновенности». Несмотря на физическую немощь, П.В.Знаменский и далее продолжал активно заниматься наукой и историко-писательской деятельностью.

Так, в 1910 г. в Казани вышло его этнографическое исследование «Казанские татары», полное любопытных наблюдений как по части национального характера и быта самих татар, их взаимоотношений с русскими, так и по отношению к деятельности среди них православных миссионеров. Некоторые из этих характеристик носили весьма нелицеприятный характер (хотя, следует отметить, П.В.Знаменский с равной долей объективности подходил и к оценке национальных качеств русского народа), по причине чего, видимо, современные татарские исследователи предпочитают обходить данную работу молчанием. «Национальный характер татар, — писал он, в частности, — живее и восприимчивее русского. Татарин боек, смышлён и предприимчив, общителен, словоохотлив, гостя задушит чаем и едой, но в то же время плутоват, хвастлив и лжив, любит надуть, особенно русских, обидчив и горяч, любит судиться, при всей предприимчивости и ловкости ленив и неустойчив в деле труда систематического».

При этом более всего П.В.Знаменский был далёк от показушно-слащавой идеализации отношений между русскими и татарами, которая наблюдается сегодня у многих официальных историков и порой мешает объективному осмыслению современных процессов межнационального и межконфессионального взаимодействия. «Татарин, — подмечал он, к примеру, — искренне гордится и своим происхождением, и образованием, и моральными качествами, и религией, за которую он стоит крепко до фанатизма, и всем вообще своим, презирая русского не менее, чем тот его». Одновременно с этим П.В.Знаменский, хорошо знакомый с состоянием миссионерских дел, справедливо отмечал также, что: «О каком-нибудь обрусении татар теперь пока не может быть и речи. Христианская миссия в среде магометанства совершенно парализована».

Не намного пережив русскую монархию, П.В.Знаменский тихо скончался 2 мая 1917 г. в восьмом часу утра в собственном доме в Казани, который перед кончиной (вместе с богатой библиотекой) завещал КДА. 5 мая он был погребён на кладбище находившегося на территории Казанского Кремля Спасо-Преображенского монастыря, уничтоженного в советское время.
Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (Казань)



Источники и литература:
Алексеев И.Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. — Часть I. — Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2003. — 304 с.;
Знаменский П. Казанские татары. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1910. — 67 с.;
Знаменский Пётр Васильевич // Русский биографический словарь / http://www.rulex.ru/1 080 288.htm;
Куницын Б. Нестор-летописец казанской alma mater // Республика Татарстан. — 2005. — N 159 — 160 (11 августа);
Покровский И. К кончине заслуженного ординарного профессора Казанской Духовной Академии Петра Васильевича Знаменского // Православный Собеседник (Казань). — 1917. — Март — май. — С.с. (1) — 46;
Соловьёв И. Профессор П.В.Знаменский как историк Русской Церкви /// История Русской Церкви (Профессор Знаменский П.В.) // Православие / http://www.pravoslavie.by/podpod.asp?id=1026&Session=10;
Харлампович К. Историк-художник / Отдельный оттиск из «Известий Сев.-Вост. А. и Э. Института». — Б.м., б.г. — С.с. 1 (59) — 48 (105);
Казанский Телеграф. — 1906. — N 3941 (21 марта); Черносотенец. — 1907. — N 6 (14 января).

http://rusk.ru/st.php?idar=104228

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика