Русская линия | Анатолий Степанов | 22.03.2006 |
Однако 17 и 18 марта со своими комментариями выступили два главных инициатора учреждения в Петербурге параллельной организации Михаил Назаров и Константин Душенов. Комментарии Назарова и Душенова (особенно последнего) полны передержек, искажений и клеветнических измышлений в мой адрес.
Если бы эти комментарии содержали только клевету в мой адрес, я бы не стал отвечать, только помолился бы (что и делаю) о «ненавидящих и обидящих мя» Михаиле и Константине. Уверен, что клевета отпадет сама собой, а во время Великого поста мне она даже полезна для смирения.
Однако тут речь не только обо мне, но о добром имени Союза Русского Народа. Я не хочу, чтобы Союз Русского Народа из инструмента защиты интересов русского народа превратился бы в дубинку для борьбы с Церковью и государством, послужил бы не делу спасения Отечества, а удовлетворению амбиций отдельных людей.
Поэтому отвечать придется, как бы это ни было лично мне тягостно.
ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ
В данной ситуации, Михаил Викторович, как говорится, наводит тень на плетень. Придется напомнить г-ну Назарову канву событий, чтобы он и сам вспомнил, как дело было, и других более не вводил в заблуждение.
21 января состоялось учредительное собрание Петербургского отдела Союза Русского Народа. 24 января на заседании избранного собранием Совета состоялись выборы председателя. Когда голосование зашло в тупик, по предложению священнослужителей было решено положиться на волю Божию и определить председателя жребием. Жребий пал на меня.
Однако уже 28 января на заседании клуба «Русская мысль», которым руководят О.Г.Каратаев, М.Н.Любомудров и К.Ю.Душенов прозвучало, что председатель избран «случайным образом», что они не станут подчиняться такому председателю, и было объявлено, что 25 февраля (на очередном собрании сторонников Каратаева и Душенова) состоится учреждение Северо-Западного регионального отдела СРН. Об этом решении мне, кстати, сообщил сам М.В.Назаров в частном письме. Я лично, как и подавляющее большинство питерских православных патриотов, в заседаниях этого клуба участия не принимаю, поскольку народ там собирается по большей части нецерковный. Тамошние настроения ярко характеризует реплика одного из лидеров клуба, что в России, мол, существуют несколько православных церквей, и мы — патриоты — возьмем в союзники ту из них, которая, на наш взгляд, лучше всех будет отстаивать интересы русского народа. Как говорится, комментарии излишни.
7 февраля состоялось заседание Правления Главного совета СРН, на котором мы присутствовали вместе с М.В.Назаровым. Там вовсе не утверждалась моя кандидатура, как неверно пишет Назаров (Правление вообще не утверждает председателей отделов, которые избираются Советами местных отделов). На Правлении по моей инициативе обсуждался вопрос о предполагаемом учреждении Северо-Западного отдела СРН. К этому времени у нас возникло недоразумение с самим Назаровым. На официальном сайте СРН я опубликовал одно из его обращений с небольшими купюрами, в которых содержались нападки на Русскую Православную Церковь и Святейшего Патриарха, чем вызвал негодование Михаила Викторовича. Он предложил мне объясниться на заседании Правления.
Я сообщил членам Правления о негативном отношении большинства членов Совета Петербургского отдела к учреждению в городе параллельного отдела. Причем, я подчеркнул, что наша обеспокоенность связана, прежде всего, с тем, что создают эту организацию люди нецерковные, и существует реальная опасность превращения отдела в дубинку для борьбы с Церковью. Я отметил, что мы не против привлечения в Союз нецерковных и малоцерковных людей, однако они не должны занимать руководящих должностей и не должны определять политику.
Назаров в ответ заявил, что у него другая информация, что суть дела, якобы, в несогласии некоторых патриотов с пропутинской линией, которую провожу я, как главный редактор РЛ и руководитель информационной службы СРН, а также с моим нежеланием критиковать Патриарха Алексия II. Один из уважаемых членов Правления на это заявил, помнится, что он давно знает РЛ, использует наши материалы в своей газете и уверен, что у нас настоящая РУССКАЯ ЛИНИЯ, а не какая-то там «пропутинская».
Я объяснил Правлению, что суть наших разногласий с Михаилом Викторовичем заключается именно в отношении к Святейшему Патриарху. Я считаю, что Союз Русского Народа, как общественная организация НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не должен критиковать Предстоятеля нашей Церкви. Если у того или иного члена СРН возникают недоумения по поводу заявлений или поступков отца нашего духовного — Святейшего Патриарха, он должен разрешить их иными — церковными — способами. Я выразил сожаление, что М.В., не будучи чадом нашей Церкви, позволяет себе нападки на Патриарха.
В возникшей затем полемике по этому поводу БОЛЬШИНСТВО членов Правления поддержали мою позицию. Более того, некоторые члены Правления подвергли деятельность М.В.Назарова серьезной критике. В итоге вместо осуждения моей «соглашательской» деятельности, чего хотел добиться Назаров, ему самому пришлось выслушать немало нелицеприятной критики. Осерчавший Михаил Викторович в сердцах даже пытался поставить на голосование вопрос: считает ли Правление деятельность его Движения «Жить без страха иудейска» одним из направлений своей работы или нет (причем, он оговорился, что только одним из, а не главным направлением). Эта его идея также была отвергнута большинством. Положение спас Вячеслав Михайлович Клыков, который, как и положено председателю, попытался снять накал дискуссии и примирить обе стороны общими формулировками.
Вот как на самом деле было дело. А цитируемые М.В. слова из постановления Правления не дают возможности понять ни характер обсуждения, ни накал дискуссии. Да и надо еще разобраться с тем, почему в таком виде была записана резолюция по этому вопросу.
После заседания Правления я попытался воздействовать на Михаила Викторовича через людей, к мнению которых он прислушивается. Дело в том, что сам М.В. лично ко мне относится подозрительно. Я объясняю это несколькими обстоятельствами. Во-первых, тем, что я сотрудничал с О.А.Платоновым в подготовке тома «Русский патриотизм» для Энциклопедии русского народа. Во-вторых, тем, что Русская линия всегда выступала с резкой критикой позиции Назарова по вопросу воссоединения РПЦ и РПЦЗ. Так 7 июня 2004 года у нас была опубликована острая статья Андрея Рюмина «Кимвал звенящий. По поводу письма-обращения М.В.Назарова в Синод и Церковный суд РПЦЗ», некоторые тезисы ее, допускаю, могли задеть самолюбие М.В.Назарова. В частности автор писал: «Возможно, что для М.В.Назарова Церковь — это средство приложения общественно-политических сил, как синагога в талмудическом иудаизме. Но для Православной Церкви как таковой, в Отечестве и в Зарубежье — это Тело Христово, Путь ко Спасению». В позиции Назарова автор видел «болезненное состояние прельщенного духа» и заявлял: «Только диавол мог внушить человеку, числящему себя в Православных Русских, мысль о продолжении гражданской войны в России. Войны, в которой автор „не собирается стать дезертиром“ и нас зовет повоевать как следует». Ну и в-третьих, сам М.В. неоднократно высказывал мне свое неудовольствие и даже негодование по поводу того, что РЛ позволяет себе публиковать не только его тексты, но и статьи его православных оппонентов В.П.Семенко и А.Б.Рогозянского, которых он уже зачислил во «враги русского народа».
И все-таки я надеялся, что М.В. продвигает параллельный отдел по неведению, поскольку у меня были поводы убедиться в твердости его православных воззрений. Еще на стадии подготовки учреждения Союза Русского Народа благодаря, главным образом, нашим с М.В. усилиям был дан отпор попыткам учредить СРН, как внеконфессиональную организацию. Мы решительно настаивали на том, что Союз должен стоять на позиции Православия, большинство поддержало эту позицию и союзники-атеисты покинули Оргкомитет. Кроме того, я не сомневался в искренности Назарова.
Поэтому я попросил наших питерских православных патриотов, с которыми сотрудничает Назаров, разъяснить ему, что собой представляет клуб «Русская мысль». Это было сделано, и М.В. в частном письме написал мне, что он был введен в заблуждение, теперь ему все ясно и он не станет действовать против меня. Более того, мне сообщили, что М.В. и вовсе не приедет в Питер 25 февраля, поскольку его удалось убедить, что негоже во Вселенскую родительскую субботу заниматься политической борьбой.
Однако накануне Константин Душенов сообщил мне, что М.В.Назаров будет в Питере и они несмотря ни на что учредят свой отдел. Он, действительно, приехал, принял участие в учреждении раскольнической структуры. Ни с кем из руководителей Петербургского отдела СРН М.В. встретиться хотя бы ради проформы не пожелал.
Вот такова канва событий.
И как-то после этого странно читать призывы к единству, к совместным действиям.
История, увы, повторяется. В 1907 году В.М.Пуришкевич, не получив удовлетворения своего честолюбия, с шумом вышел из до тех пор единого Союза Русского Народа. Он учредил свою организацию — Русский Народный Союз им. Михаила Архангела — начал создавать параллельные отделы, которые занялись борьбой с уже существовавшими отделами СРН. При этом Пуришкевич все время ратовал за единство.
К чему это привело всем известно.
Продолжение следует
http://rusk.ru/st.php?idar=104223
Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | Следующая >> |