Русская линия | Владимир Мельник | 15.03.2006 |
Корнилиевские чтения традиционно посвящены проблемам образования и воспитания нового поколения. На этот раз главной темой была семья. Чтения носят имя преподобномученика Корнилия, легендарного первого игумена Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. По историческому преданию, преподобный Корнилий просветил святым крещением языческие народы сету и эстов, устроил для них несколько храмов. Он помогал больным, сиротам, всем нуждающимся. Им написана «Повесть о начале Печерского монастыря». Преподобный был ложно обвинен завистниками перед царем Иоанном Грозным в связях с враждебной Литвой. Когда 20 февраля 1570 года игумен Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю, тот, по горячности, сам отсек ему голову мечом, но тотчас раскаялся и на своих руках понес тело игумена в монастырь. До сих пор хранят в монастыре предание и показывают паломникам «кровавую дорожку», по которой Иоанн Грозный нес в Успенский храм тело преподобномученика.
Имя игумена Корнилия всюду следует за вами, пока вы в монастыре: и в храме, и трапезной, и на молитве. Нам посчастливилось побывать в Успенском соборе на утреннем молебне преподобному Корнилию, который ежедневно проводится в монастыре перед ракой с его мощами. На молебен шли еще в темноте, похрустывая свежим снежком — в 6 утра уже нужно было стоять в храме. После молебна вся братия выстраиваются в два ряда — от алтаря до противоположной стены. Лицом к алтарю стоит настоятель. В это время поются умилительные монашеские молитвы о наступающем дне. Впечатление передать трудно — настолько это пение глубоко духовно. Потом все стоящие в храме, начиная с настоятеля, прикладываются к мощам преподобномученика Корнилия.
Самое яркое впечатление поездки — нас, трех московских профессоров, трех Владимиров, пригласили в келью недавно скончавшегося старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Келейница старца Татьяна Сергеевна, с которой я был знаком заочно (она своей рукой писала ответы от имени старца на мои письма), разрешила отцу Августину помазать нас маслом, которое еще оставалось в скляночках старца, и окропить нас оставшейся от него святой водой. Отец Августин все совершал так, как это делалось при архимандрите Иоанне: сначала помазал маслицем, потом окропил водой, потом обильно вылил святую воду каждому за ворот — прямо на грудь. Благодать чувствовалась необыкновенная!
Побывали мы и в пещерах, сходили к отцу Иоанну. Шли гуськом, со свечами в руках и в полной тишине. Зазеваться нельзя: в пещере полная темнота — и свечи горят слабо. Немного отстал от повернувших в другой проход спутников — и можешь потеряться в бесчисленных лабиринтах. Простой некрашеный гроб архимандрита Иоанна хранится в одной из пещер. Мы с благоговением подошли к этому месту, и, держа в руках свечу, каждый встал на колени, заглянул в нишу, вырытую в земле, и приложился ко гробу любимого батюшки, помолившись. У каждого была своя молитва, каждого что-нибудь да связывало с отцом Иоанном, последним старцем нашего времени.
http://rusk.ru/st.php?idar=104199
Страницы: | 1 | |