Русская линия
Русская линия Владимир Мельник15.03.2006 

У Преподобного Корнилия

Двенадцать часов в поезде Москва-Псков — и вот уже мы ранним утром выходим на маленький и уютный псковский вокзал. Нас встречает иеромонах Августин, рассаживает в микроавтобус и легковой автомобиль, и мы, участники VIII Корнилиевских чтений, традиционно проводимых Псково-Печерским монастырем, с любопытством оглядываем непривычно белый, немосковский снег и мелькающие за окнами машины красивые пейзажи. Тишина стоит утром такая, что когда машина проходит мимо застывших в безмолвии елей, с них медленно и величественно, легко кружась в воздухе, слетает снежная пудра. Красота-то какая! Наконец въехали в монастырский городок Печеры. Монастырь открылся не сразу. Сначала видишь лишь одни ворота и высокие белоснежные стены, выдержавшие не одну осаду за свою историю. Только попадая в монастырь, оцениваешь всю его живописность. Монастырь сравнительно небольшой, но за его толстыми стенами чувствуешь себя хорошо защищенным от привычной суеты и пагубных ветров времени. Ощутительно покрывает вас молитва просиявших здесь святых: преподобной Вассы, преподобного Корнилия и многих других — известных и неизвестных миру. Да и нынешние насельники монастыря оставляют неизгладимое впечатление, особенно схимонахи, неспешно и отрешенно шествующие в храм, не поднимая головы, надежно укрытой от всех впечатлений мира схимонашеским капюшоном.

Корнилиевские чтения традиционно посвящены проблемам образования и воспитания нового поколения. На этот раз главной темой была семья. Чтения носят имя преподобномученика Корнилия, легендарного первого игумена Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. По историческому преданию, преподобный Корнилий просветил святым крещением языческие народы сету и эстов, устроил для них несколько храмов. Он помогал больным, сиротам, всем нуждающимся. Им написана «Повесть о начале Печерского монастыря». Преподобный был ложно обвинен завистниками перед царем Иоанном Грозным в связях с враждебной Литвой. Когда 20 февраля 1570 года игумен Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю, тот, по горячности, сам отсек ему голову мечом, но тотчас раскаялся и на своих руках понес тело игумена в монастырь. До сих пор хранят в монастыре предание и показывают паломникам «кровавую дорожку», по которой Иоанн Грозный нес в Успенский храм тело преподобномученика.

Имя игумена Корнилия всюду следует за вами, пока вы в монастыре: и в храме, и трапезной, и на молитве. Нам посчастливилось побывать в Успенском соборе на утреннем молебне преподобному Корнилию, который ежедневно проводится в монастыре перед ракой с его мощами. На молебен шли еще в темноте, похрустывая свежим снежком — в 6 утра уже нужно было стоять в храме. После молебна вся братия выстраиваются в два ряда — от алтаря до противоположной стены. Лицом к алтарю стоит настоятель. В это время поются умилительные монашеские молитвы о наступающем дне. Впечатление передать трудно — настолько это пение глубоко духовно. Потом все стоящие в храме, начиная с настоятеля, прикладываются к мощам преподобномученика Корнилия.

Самое яркое впечатление поездки — нас, трех московских профессоров, трех Владимиров, пригласили в келью недавно скончавшегося старца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Келейница старца Татьяна Сергеевна, с которой я был знаком заочно (она своей рукой писала ответы от имени старца на мои письма), разрешила отцу Августину помазать нас маслом, которое еще оставалось в скляночках старца, и окропить нас оставшейся от него святой водой. Отец Августин все совершал так, как это делалось при архимандрите Иоанне: сначала помазал маслицем, потом окропил водой, потом обильно вылил святую воду каждому за ворот — прямо на грудь. Благодать чувствовалась необыкновенная!

Побывали мы и в пещерах, сходили к отцу Иоанну. Шли гуськом, со свечами в руках и в полной тишине. Зазеваться нельзя: в пещере полная темнота — и свечи горят слабо. Немного отстал от повернувших в другой проход спутников — и можешь потеряться в бесчисленных лабиринтах. Простой некрашеный гроб архимандрита Иоанна хранится в одной из пещер. Мы с благоговением подошли к этому месту, и, держа в руках свечу, каждый встал на колени, заглянул в нишу, вырытую в земле, и приложился ко гробу любимого батюшки, помолившись. У каждого была своя молитва, каждого что-нибудь да связывало с отцом Иоанном, последним старцем нашего времени.

http://rusk.ru/st.php?idar=104199

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Димитрий    16.03.2006 17:48
Очень приятно читать о вещах, с которыми самому только что довелось соприкоснуться (я с семьей ездил в Печоры на Торжество Православия). Однако не стоит вводить в заблуждение читателей даже в мелочах:
1) железнодорожный вокзал г. Пскова невозможно назвать маленьким и уютным даже с огромной натяжкой – один зал ожидания вмещает, на первый взгляд, около 100 мест для сидения, при этом на двух его стенах висят большие экраны (на момент нашего пребывания на вокзале транслировали телеканал "Россия" со всеми его сериалами, рекламами и т.п.);
2) общее число улиц в монастырских пещерах – семь, причем доступны только пять из них, общая длина пещер менее 300 метров – это по поводу "бесчисленных лабиринтов";
3) преклоняясь перед личностью и памятью отца Иоанна, не могу не спросить авторов, откуда у них уверенность, что он – последний старец нашего времени. Неужели нет надежды на будущее?
В целом впечатление от статьи хорошее, но кажется, что некоторые вещи написаны для красного словца.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru