Русская линия | Сергей Чесноков, Священник Андрей Милкин | 15.03.2006 |
Однако многих верующих беспокоит тот факт, что президент строительной корпорации «Социальная инициатива и компания» Николай Карасев в настоящее время находится под судом и договор с епархией по этой причине может оказаться не выполненным, а обещанный храм так и не построенным.
Чтобы выяснить современную ситуацию в связи со строительством нового храма в честь «Державной» иконы Божией Матери накануне храмового праздника 14 марта корреспондент Русской линии Сергей Чесноков встретился с начальником канцелярии Нижегородской епархии, начальником протокола Управляющего Нижегородской епархией, настоятелем собора Архистратига Михаила Нижегородского Кремля протоиереем Андреем Милкиным.
— Отец Андрей, завтра 15 марта — праздник «Державной» иконы Божией Матери и хотелось бы услышать Ваш комментарий по поводу современной ситуации вокруг строительства нового храма в честь этой иконы.
— В строительстве, как и вообще в любом добром деле, трудно обойтись без искушений, ибо на то оно и доброе дело, чтобы богопротивник диавол всячески ему мешал. Все помнят конфликт, ставший причиной строительства нового храма во имя «Державной» иконы Божией Матери взамен прежнего, но как это ни парадоксально именно сейчас ситуация выровнялась. Нужно понимать, что одного желания построить храм совершенно недостаточно, поскольку кроме желание нужны еще и определенные ресурсы. Да, в силу ряда причин — думаю, что сейчас нет резона снова вытаскивать их на свет Божий — так получилось, что несколько лет назад за строительство нового храма и прихода в честь «Державной» иконы Божией Матери взялись люди, которые реально не смогли сделать ничего большего, чем-то, к чему пришел храм к 2005 г. — то же самое помещение армейской столовой. Это объективно так, и это нужно признать. «Державная» церковь будет построена. Построена будет на том месте и в том виде, в каком это благословил правящий архиерей. И будет построена теми лицами, которые взяли на себя обязательства все это сделать. Они от них не отказываются.
— Даже после того как президент «Социальной инициативы» Николай Карасев находится под следствием?
— Нужно понимать, что «Социальная инициатива» — это холдинг, то есть, трастовая кампания, в которой имеются подразделения во многих регионах России и не всегда они впрямую зависят от головной организации. Есть разные формы сотрудничества в области инвестиций. На сегодня все участники договора в области строительства храма подтвердили свои обязательства и сейчас с началом сезона работы будут продолжены.
— А о каком месте идет речь?
— О месте, указанном в плане застройки. Там же где и был храм в помещении офицерской столовой. Место чуть-чуть было сдвинуто, но в пределах того же участка. Я не понимаю, в чем принципиальная разница — на 10 метров левее или правее? Просто очень трудно понять логику людей, который вокруг этого устраивают бесконечные скандалы. Не вижу оснований для особой тревоги. Архиепископ сказал — будет построено. А когда Владыка говорит, то он это и делает.
— То есть в силе и все сроки? В договоре речь шла, по моему о 2007 годе как времени окончания строительства храма.
— Оснований для того, чтобы не доверять словам правящего архиерея, я думаю, нет. Давайте посмотрим, что было сделано за период управления Нижегородской епархией Владыкой Георгием, и мы увидим, что все те обязательства, которые епархия берет на себя, она выполняет. Посмотрите на храм Иоанна Предтечи — что было и что стало и в какой срок — полтора года. Можно ли после всего этого сомневаться в нашей дееспособности?
— Прошел ровно год после начала конфликта. Были крестные хода, благословенные архиепископом, общественность единым фронтом выступила в защиту храма. Как можно оценить итоги спустя год?
— Итог конечно есть. Иногда можно услышать мнение, что наши храмы никому не нужны. Что восстановление старых, а уж тем более строительство новых храмов нецелесообразно, поскольку в них придет всего десять старушек на службу и все. К сожалению, такое мнение можно услышать даже среди людей сочувствующих Церкви. Иногда этот упрек имеет под собой основание, поскольку действительно мало одних стен — их нужно еще наполнять молитвой, и кроме того, заниматься духовным просвещением тех, кто молится и будет молиться в этих стенах. Но то, что было год назад, те крестные ходы, которые проходили на протяжении всей весны 2005 г., все это показало, что есть люди, которым небезразлична судьба храма. Что этот храм для них, что они воспринимают его как свой собственный, как родной. Сейчас его еще нет, но он уже ими выстрадан, они боролись за то, чтобы в Нижнем Новгороде был такой храм. Люди собрались не вокруг какой-то фикции, как, например, ИНН, а вокруг храма, и мне было на сердце очень тепло, что такие люди есть, и это и есть Церковь.
— Как вы оцениваете, как разные люди проявили себя в этой ситуации?
— По-разному. Кто-то хотел только поскандалить, кто-то поработал во славу Божию — все это тоже спустя год очевидно. Когда за какими-то громкими акциями следует дело — это и должно быть результатом этой акции. А если говорильня пустая, то зачем она нужна?
— Многие верующие усматривают в том, что руководитель головного отделения «Социальной инициативы» попал под суд, кару Господню за попытку кощунственного разрушения храма. Как бы вы это прокомментировали?
— Если стоять на твердой почве фактов, то, во-первых, если времена и сроки сравнивать, то следует сказать, что когда конфликт еще только начинался, претензии к Карасеву уже были выражены вслух самим мэром Москвы Юрием Лужковым. Во-вторых, я не занимаюсь конспирологией и тем более не являюсь толкователем Божиего Промысла. Не дерзаю брать на себя исследование таких вещей. Если кто-то дерзает — Бог им в помощь. В таких случаях нужно помнить слова Христа о бревне и соломинке.
— А ситуация с Казанским храмом? Когда ожидается храм построить?
— В строительный сезон. Зимой строить нельзя. Сроки вынесены на всеобщее обозрение на плакате, который там стоит. Во-первых, там будет Казанский храм, связанный с памятью ополченцев 1613 года, а во-вторых, комплекс, который необходим Нижегородской епархии. На плакатах все это изображено.
— И последний вопрос о «Державном» храме. Какое значение этот праздник — память «Державной» иконы Божией Матери имеет для Вас лично?
— Для меня икона «Державная» это символ той ушедшей русской государственности, которую вряд ли возможно восстановить. Для себя «Державную» держу в качестве самых почитаемых мною лично икон наряду с «Владимирской» и «Казанской». Что касается храма и всей этой истории, то, что говорить. Если уж апостолу Павлу был дан пакостник плоти — нам ли удивляться, что доброе дело сопровождается таким нестроением? Можно возмущаться, негодовать, но удивления быть не должно. Наоборот, если все идет гладко, скорее вот это есть повод задуматься, это подозрительно. Еще нужно помнить и понимать, что строительство храма это не удовлетворение чьих-то амбиций. Если же в фундамент нового храма класть скандалы и бесконечные упреки и отрицание начал Церкви, а именно об этом, о непослушании, идет речь, то наверное ничего хорошего из этого не получится. Человек, который построил храм, не имеет над ним никакой собственности, он ему не принадлежит, потому что храм принадлежит Богу и потому открыт для всех. Всякого приходящего надо не гнать палкой, а принимать таким, какой он есть, со всеми его добродетелями и недостатками.
— Да, на Руси храмы нередко строились именно в знак покаяния, зачастую на грешные деньги. То есть и строительство нового нижегородского храма «Державной» иконы это тоже в русле нашей традиции…
— Кто без греха — возьмите по камню и бросьте в тех, кто строит храмы.
Записал Сергей Чесноков
Краткая справка
Накануне учредительного собрания общины состоялась беседа со схиигуменом Иеронимом Санаксарского мужского монастыря, который благословил посвятить приход «Державной» иконе Божией Матери.
Учредительное собрание общины состоялось в праздник Введения во храм Пресвятой богородицы, 4 декабря 1996 г., в актовом зале Дома Офицеров. В общину вошли представители воинских структур, правоохранительных учреждений, ветеранов.
По ходатайству митрополита Николая, общине была выделена территория под проектирование Православного храмового комплекса с собором «Державной» Божией Матери на проспекте Гагарина, напротив Тобольских казарм, по поводу чего состоялось два тура конкурса на лучший эскизный проект.
Богослужения велись с 15 марта 1998 г. Командование войсковой части при военном городке N 101 предложило организовать церковь в здании клуба-столовой до полного окончания строительства комплекса на пр. Гагарина. В ремонте помещения помогали военнослужащие и сотрудники МВД.
Церковь осуществляла взаимодействие с защитниками Отечества во все время своего существования и ни на один день не прекращалась молитва о воинах. В годы, когда тысячи офицеров и солдат отправлялись в очаги боевых действий, представители церкви выезжали в разные регионы области, служились неотложные богослужения, отправлялись требы. На организацию отводились порой не часы — сутки. На ходу. В машине или электричке, подготавливались сотни и тысячи гайтанов для крестов. Теперь-то иначе, а в ту пору свой крест имел только один из десяти солдат. Желающих креститься было и по 30 рядовых и офицеров враз. Бывало с утра и дотемна под проливным и холодным дождем священник «державного» храма о. Димитрий Старостин ходил по отправляющимся составам с боевой техникой, освящал каждую машину, а потом, до нитки промокший, около железнодорожных вагонов совершал Таинство Крещения. Его напутственное слово укрепляло дух новокрещенных православных воинов.
В 2003 г. вышло распоряжение главы администрации города В.Е.Булавинова об изъятии участка на проспекте Гагарина, хотя к тому времени уже был согласован рабочий проект первой очереди строительства храма со всеми службами города.
В мае 2004 года в Советском районе Нижнего Новгорода КТ «Социальная инициатива» начало строительство жилого квартала в план застройки которого совпадал с местоположением Церкви в помещении бывшей офицерской столовой. На месте храма Державной иконы Божией Матери планируется построить 16-этажный жилой дом. В знак протеста жители города неоднократно проводили митинги в защиту храма.
17 февраля 2005 года КТ «Социальная инициатива» провело пресс-конференцию, на которой прозвучал призыв снести, стоявшую на пути строителей, церковь. Сначала церковь попала за ограду строительства, где действует пропускной режим. Затем были запрещены крестные ходы вокруг церкви, так что для того чтобы совершить крестный ход стало требоваться обходить вокруг всего квартала.
Утром 3 марта строители начали разбирать здание церкви. Возмущенные местные жители обратились в Нижегородскую епархию с просьбой о помощи. Разбор церкви был приостановлен, а замглавы администрации Н. Новгорода А.К.Мелешкин заверил епархию и общественность в том, что далее развития конфликта не будет. Тем не менее, 5 марта был спилен поклонный крест храма.
По благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в каждое воскресенье стали проводиться еженедельные крестные ходы вокруг храма и строительства пока конфликтная ситуация не разрешилась благоприятным для церкви путем.
Для разрешения ситуации руководство «Социальной инициативы» и Нижегородской епархии пришли к соглашению, по которому на месте церкви, которая располагалась в солдатском клубе, будет построен новый храм.
Данное решение явилось логическим воплощением в жизнь положений договора о совместной деятельности по возведению храма-часовни, подписанного 11 августа 2005 года между Нижегородской епархией Русской Православной Церкви, КТ «Социальная инициатива» и ГУ «Нижегородская КЭЧ МВО».
С целью временного размещения прихода, согласно достигнутым договоренностям, КТ «Социальная инициатива и компания» приобрело железнодорожный вагон, переоборудованный для проведения богослужений. Во временном помещении службы будут проводиться вплоть до окончания строительства храма.
Первое богослужение во временном храме во имя Державной иконы Божией Матери прошло в день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — 30 сентября 2005 г. Переезд из старого здания бывшего солдатского клуба состоялся после принятия соответствующего решения церковного прихода.
По материалам официального сайта Нижегородской епархии, а также статьи Е. Васкановой в газете «Пасхальный огонь» N 1 (8) за 2005 г., стр. 3.
http://rusk.ru/st.php?idar=104198
|