Русская линия
Русская линия Андрей Вязигин23.02.2006 

А.С.Вязигин: «Нельзя в месте святе ставить «соблазн нечестия»
О «чествовании богохульного и кощунственного писателя» Т.Г.Шевченко

Ниже мы публикуем крайне актуальную статью 1914 г. «Особое мнение о чествовании Т.Г.Шевченко"[1] выдающегося русского общественного деятеля, замечательного историка и стойкого православного христианина, профессора Андрея Сергеевича Вязигина (1867−1919)[2]. Кстати, это и первое издание (после 1917 г.) из его наследия вообще.
О Т.Г.Шевченко написаны тысячи работ, извращающих историческую действительность, образ поэта и художника, действительную суть его творчества. Но и для опровержения заблуждений, откровенной лжи и хитросплетенных фальсификаций сделано немало. Однако эти работы зачастую ещё неизвестны широкому читателю. И публикуемая ныне статья оказывается здесь как нельзя уместной в уяснении истины.
Для читателей, малознакомых с жизнью Т.Г.Шевченко, мы сочли необходимым дать в Приложении без комментариев (учитывая, что предметы, о которых ниже пойдёт речь, касаются деликатных струн душ тех людей, кому так или иначе дорого наследие Т.Г.Шевченко) краткие биографические сведения о нём.
Статья А.С.Вязигина публикуется по правилам современной орфографии. Названия произведений Т.Г.Шевченко и цитаты из них оставлены без изменений.
Даты везде приводятся по «старому стилю» (юлианскому календарю).
Публикация подготовлена А.Д.Каплиным и А.Д.Степановым

ОСОБОЕ МНЕНИЕ О ЧЕСТВОВАНИИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО

Столетняя годовщина рождения (25 февр. 1914 г.) известного «украинского» поэта Т.Г.Шевченко ознаменовывается рядом торжественных чествований в разных городах России и освящением места для постановки ему памятника в Киеве[3]. В повременной печати уже раздались, однако, голоса, горячо протестующие против этих торжественных поминок и указывающие на запрещенные произведения «Кобзаря», как на причину такого протеста. А потому на каждом общественном деятеле и самостоятельно мыслящем гражданине лежит прямая обязанность посильно разобраться в этом спорном и жгучем вопросе. Выполняя этот долг, я пришел к иным выводам, чем харьковская городская дума, уже постановившая отметить торжественным чествованием столетие рождения Т.Г.Шевченко, и считаю своей нравственной обязанностью во всеуслышание сказать то, что мне говорит властный голос моей совести.

Как потомок чугуевских казаков и уроженец Харьковской губернии, я ещё в раннем детстве с увлечением и наслаждением читал произведения Квитки[4], Котляревского[5], Шевченко и моему сердцу милы и дороги, как малороссийские «думы», так и песни бродячих лирников, с которыми у меня связано столько отрадных, незабываемых воспоминаний…

Поэтому мое «особое мнение» вовсе не является выпадом против малорусской литературы, а плодом мучительного перелома в моей душе, вызванного ближайшим знакомством с полным «Кобзарем"[6] Т.Г.Шевченко. Оно разрушило взлелеянный с детства образ поэта-народника, страдающего за малых, слабых и обиженных, но среди несчастий сохранившего «теплое религиозное чувство и страх Божий», которые, по мнению проф. Н.Ф.Сумцова[7], «проникают весь «Кобзарь». Конечно, я и раньше знал о существовании запрещенных стихотворений Т.Г.Шевченко, но до последнего времени не был с ними лично знаком и смотрел на них, как на «ошибки» и увлечения молодости, искупленные раскаянием поэта и уже прощенные Самодержавным Царем. Одним словом, я стоял на такой же точке зрения, какую и ныне защищает проф. Н.Ф.Сумцов в своей последней статье «Т.Г.Шевченко и его зарубежная литература» («Южн.[ный] Край» 24 января 1914 г.), где, между прочим, говорится: «Т.Г.Шевченко давно уже прощен за свои зарубежные произведения; он отбыл за них десятилетнюю ссылку и прощен самими властями; ныне эти зарубежные стихотворения остаются снова только зарубежными; не стоит о них и вспоминать, тем более, что сам поэт неоднократно в письмах к друзьям и в стихах сожалел, что подчас писал необдуманно и накликал на себя много горя и лишений. Так в стихотворении «Чи то недоля та неволя"[8] 1850 г. Шевченко бросил глухой укор тем, которые внушили ему мысль писать «погани вирши». «Вы, говорит он, положили на пути моей жизни тяжкий камень и разбили на нем мое маленькое убогое сердце», а немного позднее, в 1853 году, в горестно-шутливом письме к одному своему другу Т.Г.Шевченко говорит: «Ех, та то-б було Тарасе не писать поганих вiрш, а то посивiв, оголомозiв"[9

Таким образом, проф. Н.Ф.Сумцов и теперь изображает Т.Г.Шевченко «раскаявшимся грешником», который еще в ссылке, прослышав о Высочайшем помиловании, писал Кухаренко: «Добрый царь уже дав приказ разбивать мои кайдани, i плачу, i молюсь, i все-таки не вiрю. Десять лiт! Вимовить страшно"[10]. А, вернувшись из ссылки, уже в Петербурге Т.Г. записал в своем дневнике: «одно воспоминание о прошедшем приводит меня в трепет… Но мимо, пройдем мимо, забудем и простим, обратимся к светлому и тихому"… «Забвение прошедшему», пишет он в другом месте Дневника, «забвение прошедшему, мир и любовь прошедшему"…[11]

Увы, действительность не оправдывает этих уверений Т.Г.Шевченко, как показывают его же произведения, вошедшие в состав полного «Кобзаря», выдержавшего с 1907 по 1911 год четыре издания и беспрепятственно расшедшегося по всей России в десятках тысяч экземпляров. В 1911 году все четыре издания были объявлены запрещенными и это обстоятельство побудило меня вновь обратиться к творениям любимого поэта моего детства. Тяжко мне было перечитывать страстную проповедь ненависти к «поганим москалям», братьям по вере и крови, призывы к дикой кровавой расправе с власть имущими и даже цареубийству, но невыразимым гнетом на мою душу легли кощунственные выходки Т.Г.Шевченко против самых заветных святынь христианства: богохульная поэма «Мария"[12] заглушила во мне всякие колебания и последние сомнения, ибо для моей совести не всуе звучат непререкаемые евангельские глаголы: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от того перед Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 33). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36)…

Узнав мучительным путем правду, я не смею ее утаивать, ибо верую, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18) и памятую назидание Спасителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновый камень на шею и бросили его в море» (Мрк. 9, 42).

Для каждого искренне верующего человека грозным предостережением является апостольское назидание: «Если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам — да будет анафема"…

Между тем Т.Г.Шевченко в целом ряде своих произведений подрывает главные устои христианства и совершенно расходится с евангельским благовествованием, причем самые кощунственные и богохульные произведения написаны им не до ссылки, а именно после возвращения из нее, что совершенно разрушает построение проф. Н.Ф.Сумцова. «Раскаяние» и «умиротворение» Шевченко существовали на показ в его «Дневнике», а в действительности Высочайше помилованный в 1857 году Шевченко, будучи уже в Нижнем Новгороде, пишет в том же году полное злобы, глумления над Царем и богохульства стихотворение «Юродивий"[13].

Революционное настроение пропитывает грубые «вирши» «Я не нездужаю…"[14], написанные в ноябре 1858 г. в Петербурге. К 1859 году относятся переполненное ненавистью и зовущее к кровавой расправе подражание «Осии гл. XIV"[15] и самое мерзкое и богохульное из произведений Шевченко — поэма «Марiя», гнуснейшим образом искажающая евангельское повествование о Благовещении и Рождестве Христовом, равно как изображающая Успение Божией Матери так, что должно содрогнуться от негодования и омерзения сердце не только всякого верующего христианина, но и просто уважающего чужие верования человека. Каждый, культурный «интеллигент» после знакомства с этой, действительно, «поганой» поэмой Шевченко не сможет забыть его наглое глумление над священными церковными и народными верованиями, ибо истинная культурность развивает в людях взаимную терпимость и уважение к исповедуемой другими вере, тогда как только грубый духовный дикарь может позволить себе издевательство над «святая святых» целых миллионов людей.

Наконец, последний (1860) год жизни Т.Г.Шевченко особенно богат произведениями, изъятыми ныне, по государственным соображениям, из свободного обращения. Так, в мае от пишет «Молитви"[16], в коих резко выступает против царей, в июне составляет кощунственный «Гимнъ Черничий"[17] и в стихотворении «Свiте ясний, свiте тихий…» предлагает «з багряниць онучi драти, люльки з кадил закуряти, «явленними» пiч топити, кропилами нову хату вимiтати"[18]. В сентябре следует новый выпад против царей («I Архимед i Галiлей"[19]); в октябре те же мысли проводятся в «Сауле"[20] и в стихотворении «Хоча лежачого…"[21], где воспевается, как «люди тихо, без всякого лихого лиха царя до ката[22] поведуть"… В ноябре «благодарный» за помилование Шевченко опять обрушивается на царскую власть («О, люди, люди небораки»)[23], отрицает бытие Божие («Якось то йду я у ночi»)[24] и высмеивает Галагана[25], Киселя[26] и Кочубея[27], выражая надежду на наступление времени, когда «розтрощить трон, порве порфiру"… («Бували войни»)[28].

Одним из последних произведений Шевченко является отвратительное ругательство над женской чистотой в известном стихотворении «Великомученице куме"[29], призывающем к блуду хранившую «цiломудрiе» девушку, которая, якобы «гнiвiла Матiрь Божiю своiм смиренiем лукавим».

Таким образом, хронологическая справка показывает полную несправедливость утверждения проф. Сумцова, будто Т.Г.Шевченко, подобно Пушкину, отрекся от своих «зарубежных произведений» и окрестил их в письме к другу «погаными виршами»: письмо это написано еще в 1853 году, а громадное большинство запрещенных и ныне стихотворений падает на 1857−1860 годы, тогда как из ранних произведений остается под запретом лишь стихотворение «Царi», написанное еще в ссылке в 1848 году. Стоит его сопоставить с указанными выше творениями Шевченко и тогда каждый беспристрастный читатель убедится, что проф. Сумцов жестоко ошибается, ставя рядом «отречение» Пушкина и «раскаяние» Шевченко, который, очевидно, не мог предшествующей ссылкой искупить последующие оскорбления им религиозных чувств своих соотечественников.

При таких условиях чествование Т.Г.Шевченко приобретает характер нового оскорбления, бросаемого в лицо верующей и верноподданнической России. Верные алтарю, престолу и семейному очагу люди, без различия в оттенках своих общественных и политических взглядов, не могут примириться с мыслью, что в стольном граде святого Владимира сооружается памятник кощуннику и богохульнику, который забросал грязью многие страницы нашего славного прошлого.

К сожалению, по цензурным условиям, нет возможности раскрыть всю омерзительную пошлость выпадов Шевченко, но все-таки необходимо отметить, что он издевался над известным киевским генерал-губернатором Бибиковым[30] («Юродивий»), над императором Николаем I (см. также «Слава"[31], «Я не нездужаю…»), Великим князем Владимиром[32] («Царi»), Богданом Хмельницким («Розритая могила"[33], «Як би то ти Богдане пьяний"[34]), т. е. именно над теми историческими деятелями, чьи памятники уже воздвигнуты в Киеве. Среди них не место изображению того, кто глумился над ними, кто является разрушителем их исторического подвига и предтечею мазепинства, вносящего рознь и вражду в единую великую семью русского народа. Нет места памятнику хулителю Пречистой Девы Марии в городе, где издревле высится славная обитель печерская. Ее храмовый праздник, день Успения Пресвятыя Богородицы, дерзко поруганного Шевченко, сугубо чтится всем православным людом, во множестве стекающимся из разных мест России в старый Киев, именно к 15 августа. Неужели же необходимо вливать отраву в души многочисленных богомольцев, воздвигая среди вековых религиозных и исторических святынь памятник тому, кто попирал их ногами? Не будет ли это чествование посевом ветра, сулящего бурю, источником вечных насмешек и издевательством для еретиков, сектантов и евреев над святой православной верой и русской государственностью?

Святый апостол увещевает нас «не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13). Но чествование богохульного и кощунственного писателя, при участии православного духовенства, несомненно, будет опаснейшим соблазном, чреватым неисчислимыми последствиями. Нельзя в месте святе ставить «соблазн нечестия», нельзя трусливо и малодушно молчать, когда ввергаются в великое искушение сонмы слабых, неосведомленных, неготовых к отпору братий по вере и крови. И я потерял бы всякое уважение к себе самому, если бы заглушил голос своей свободной совести, которая немолчно повелевает мне открыто и гласно протестовать против соблазнительного, легкомысленно принятого одними и тонко задуманного другими празднования столетней годовщины рождения врага главной опоры Святой Руси — христианской веры.

ПРИМЕЧАНИЯ

Статья «ОСОБОЕ МНЕНИЕ О ЧЕСТВОВАНИИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО» публикуется по тексту из журнала «Мирный Труд». — 1914. N1−2. — С.75−80.
Названия поэтических произведений Т.Г.Шевченко и цитаты из них, а также из писем и дневника сверены по изданиям:
Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у шести томах. Том перший. Поезii. 1837−1847. Киiв: Вид-во Академii наук, 1963.- 483 с.
Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у дванадцяти томах. Том другий. Поезiя. 1847−1861. Киiв: Наукова думка, 1990.- 590 с.
Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у шести томах. Том шостий. Листи. Нотатки. Фольклорнi записи. Киiв: Вид-во Академii наук, 1964.- 661 с.
Шевченко Т.Г. Дневник. 1857−1858. Киев: Молодь, 1963.- 276 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ: Т.Г.Шевченко (1814 -1861). Краткий биографический очерк

Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля (все даты по старому стилю) 1814 г. в семье крепостного крестьянина в Звенигородском уезде Киевской губернии. Грамоте он учился у местного дьячка. Когда Тарасу было девять лет, у него умерла мать. А после того, как в доме появилась мачеха со своими тремя детьми, то, по словам самого Т.Г.Шевченко, наступил «ад в самом отвратительном торжестве». Когда Тарасу было 11 лет, умер и отец.
После трёх трудовых лет, занятий рисованием, в том числе и у дьячков-иконописцев, Тарас попадает в слуги («комнатным казачком») к молодому пану П.В.Энгельгардту, с которым немало попутешествовал.
Желая иметь своего домашнего художника и увидев в подростке талант, пан, пребывая в Вильно, отдал его в обучение преподавателю Виленского университета Яну Рустему. В Вильно Шевченко пробыл около полутора лет. Шестнадцатилетним увлёкся полькой, швеёй, благодаря ей научился бегло разговаривать по-польски и познакомился с польской литературой (к русской литературе его приобщала жена П.В.Энгельгардта).
Осенью 1830 г. началось восстание в Варшаве, П.В.Энгельгардт был переведен в Петербург. Сюда же, сопровождая хозяйский обоз, в начале 1831 г. прибыл и Тарас Шевченко. Через год он был отдан на обучение живописному мастеру, достаточно известному декоратору Василию Ширяеву, расписывал с ним Сенат, создал множество эскизов для росписи Каменного театра и т. д.
Т.Г.Шевченко хорошо изучил Петербург и его знаменитые окрестности, посещал выставочные залы Академии художеств, познакомился со многими известными художниками, писателями, заботами которых (особенно В.А.Жуковского и К.П.Брюллова) 22 апреля 1838 г. был отпущен П.В.Энгельгардтом «вечно на волю».
Т.Г.Шевченко поступает в Академию художеств, где его учителем становится К.П.Брюллов, благодаря которому он глубже знакомится с шедеврами мирового искусства. И всё большое место в его жизни и творчестве начинает занимать литература, молодой художник начинает писать стихи.
Есть основания предполагать, что свои первые стихотворения юный Шевченко писал по-русски, а в виленский период и по-польски. Первое из сохранившихся произведений (до 1835 г.) — баллада «Порченая» (по-украински «Причинна»), стала впоследствии одной из любимых народных песен («Реве та стогне Дніпр широкий…»)
Друзья настоятельно советуют издать книгу его поэтических произведений. И уже в апреле 1840 г. увидел свет его сборник «Кобзарь», где главным действующим лицом оказывается простой народ. Через четыре года в Петербурге выходит второе издание «Кобзаря», но уже вместе с поэмой «Гайдамаки» (отдельное издание которой состоялось в 1841 г.). В этой поэме речь шла о народно-освободительном движении против польского панства на правобережной Украине.
В начале 1840-х гг. Т.Г.Шевченко пишет и другие поэтические произведения, в том числе пробует себя в драме. Немало работает и как художник, иллюстратор.
Весной 1843 г. он приезжает на Украину, а в феврале 1844 г. вновь возвращается через Москву в Петербург. Здесь же в 1845 г. он окончил курс занятий в Академии художеств и получил звание «неклассного художника».
В конце мая 1845 г. Шевченко приезжает в Киев и поступает на службу в Комиссию для разбора древних актов, занимавшуюся также археологическими и этнографическими исследованиями. В ноябре 1846 г. он подаёт прошение о поступлении на должность преподавателя рисования в Киевском университете.
Осенью того же года Т.Г.Шевченко входит в так называемое «Кирилло-Мефодиевское общество». Впоследствии один из его членов так выразил «главное правило Шевченко: кто предан государю, тот подлец, а кто борется за свободу, тот благородный человек».
5 апреля 1847 г. Шевченко был арестован, 17 апреля доставлен в Петербург, а 30 мая 1847 г. был объявлен окончательный приговор, который гласил: «Художника Шевченку за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений» с добавлением императора Николая I: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать». Такая резолюция объясняется тем, что Т.Г.Шевченко дал карикатурно-сатирическое изображение императрицы Александры Фёдоровны в поэме «Сон».
Правда, это предписание не имело практически никакого воздействия и его никто не выполнял. Прибыв в июне 1847 г. в Орск, Т.Г.Шевченко с первых дней имел возможность жить не в казарме, а на квартире, переписываться, выходить из крепости. Он записывает свои стихи в маленькие тетради из почтовой бумаги.
Используя Библию, Шевченко начинает писать обличительные произведения. Но ему была доступна и обширная художественная литература. Немало он и рисовал, ему были присланы акварельные краски, кисти, карандаши, бумага.
С 11 мая 1848 г. до поздней осени 1849 г. Т.Г.Шевченко участвовал в работе Аральской экспедиции, выполняя обязанности художника. Им было создано свыше 700 акварелей и рисунков, не считая официальных альбомов и служебных зарисовок. Здесь он написал и много поэтических произведений.
Вернувшись в Оренбург, он располагается на частной квартире, читает новинки периодики, пишет стихи, ходит в штатском, рисует портреты оренбуржцев, сближается с ссыльными польскими революционерами.
В конце июня 1850 г. Т.Г.Шевченко оказался на гауптвахте, а затем отправлен в Новопетровское укрепление на Мангышлаке.
Летом 1851 г. вместе с приятелями-поляками Т.Г.Шевченко участвует в экспедиции в горах Каратау, где сделал более ста акварелей и зарисовок. Впоследствии он играл в театральном кружке, часто гостил у нового коменданта крепости, ночевал вне казармы, занимался рисованием, вёл переписку и получал от знакомых деньги, встречался с останавливающимися в Новопетровском путешественниками, в том числе с К.М.Бэром, Н.Я.Данилевским и др., отлучался из крепости, посещал казахские кочевья и рыбацкую станицу…
В Новопетровске Т.Г.Шевченко постоянно читал газеты и журналы, в том числе «Новины русской литературы…», создал около двух десятков повестей на русском языке, 12 июня 1857 г. начал он писать на русском языке и дневник.
Получив разрешение выйти в отставку и благодаря ошибке батальонного начальства он получает пропуск прямо в Петербург, куда и направляется 2 августа через Астрахань, по Волге до Нижнего Новгорода, прибыв сюда 20 сентября 1857 г.
8 марта 1858 г. он отправляется из Нижнего Новгорода через Москву в Петербург, прибыв в столицу 27 марта и поселившись в Академии художеств. В Петербурге Т.Г.Шевченко рисует, пишет поэтические произведения, знакомится со многими писателями, художниками, посещает театры, делает многочисленные визиты.
В 1859 г. в Лейпциге выходят его запрещённые произведения. В мае-сентябре 1859 г. он побывал на Украине, где за неподобающие высказывания о вере и царе был арестован и доставлен в Киев под надзор полиции.
После возвращения в Петербург Т.Г.Шевченко ещё более тесно сближается с революционерами (в том числе польскими). В январе 1860 г. выходит 3-е издание его «Кобзаря» и затем целый ряд его других произведений. Он участвует во многих коллективных начинаниях и выступлениях, получает звание академика гравюры.
Утром 28 февраля 1861 г. Т.Г.Шевченко скончался в своей мастерской от паралича сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище Петербурга, а 10 мая 1861 г. перезахоронен на Чернечьей горе под Каневом.
Литература: Шевченко Т.Г. Бiблiографiя лiтературi про життя i творчiсть. Т.1. 1839−1916. Т.2. 1917−1959. Киiв: Вид-во Акад. наук. УРСР. 1963.



СНОСКИ:
1. Первая публикация статьи А.С.Вязигина: Харьковские ведомости от 26 января1914.
2. Андрей Сергеевич Вязигин родился 15 октября 1867 г. в дворянской семье в родовом имении на хуторе Федоровка Волчанского уезда Харьковской губернии. Огромную роль в воспитании А.С.Вязигина, выработке его миросозерцания сыграла бабушка — М.А.Худашова, которая «сумела внушить своему внуку с раннего детства твёрдые религиозные убеждения и непоколебимое чувство долга».
Обучаясь в 3-й Харьковской гимназии, А.С.Вязигин обнаружил недюжинные способности к истории и в 1886 г. поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета.
Выдержав в 1891 году государственный экзамен с дипломом первой степени, А.С.Вязигин был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории. В 1894 г. он получает звание приват-доцента по кафедре всемирной истории, где стал читать лекции по истории средних веков.
В 1898 г. А.С.Вязигин блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории папства в XI веке», которая, как и прежние труды, получила высокие оценки научной общественности, в том числе Е.Н.Трубецкого, авторитетнейшего специалиста по средневековью. А.С.Вязигина признают не только русские учёные, но и западноевропейские как «выдающегося знатока вопроса с независимыми взглядами».
И ещё нельзя не отметить одну отличительную сторону учёной деятельности А.С.Вязигина. В его трудах средние века не являлись чем-то мёртвым или чуждым современному человеку. «Наиболее жизненной стороной» в «возрождении средневекового настроения», с точки зрения автора, является «возврат к вере, признание за нею её прав и необходимости для разумного миропонимания». «Без веры, — констатирует он, — жизнь пустыня, наполненная ужасами, возбуждающая отчаяние». И он уверен, что «возврат к вере поведёт к возвращению блудных сынов в лоно любящей матери, св. Церкви, под руководством которой единственно может произойти полное обновление общества».
23 февраля 1903 г. Совет Русского Собрания в Петербурге получил разрешение учредить в г. Харькове первый Отдел. Этот почин привел к тому, что вскоре отделы РС возникли практически во всех крупных центрах России. 22 марта 1903 г. учредители выбрали из своей среды для управления делами Отдела Совет, председателем которого был избран А.С.Вязигин.
С 1902 г. он начал издавать журнал «Мирный труд», ставший со временем лучшим провинциальным «толстым» журналом правого толка.
В декабре 1905 г. А.С.Вязигин предложил записываться тем, кто хотел учредить в Харькове Союз Русского Народа. Именно А.С.Вязигин разработал устав и уже 15 января 1906 г. — Харьковский отдел СРН (ХСРН) был торжественно открыт. ХСРН благодаря усилиям А.С.Вязигина действовал весьма энергично.
А.С.Вязигин был активным участником практически всех всероссийских монархических форумов этого времени, открывал Отделы СРН в Харьковской губернии.
На выборах в III Гос. Думу А.С.Вязигину удалось грамотно организовать предвыборную кампанию. И 19 октября 1907 г. А.С.Вязигин одержал убедительную победу и был избран в Думу. Победа кандидата от монархистов в крупном городе была редким явлением, поэтому известие об этом вызвало бурю энтузиазма.
В III Гос. Думе А.С.Вязигин играл заметную роль, а 22 октября 1908 года (после смерти гр. В.Ф.Доррера) А.С.Вязигин был избран председателем фракции правых.
По окончании работ III Думы А.С.Вязигин не захотел участвовать в новых выборах и решил сосредоточить свои силы на научно-педагогической и общественной деятельности в Харькове.
В 1914 г. он был избран гласным Харьковской городской Думы и работал в ряде комиссий.
С приходом к власти большевиков он не собирался покидать Харьков и продолжал работать в университете.
Однако в начале апреля 1919 г. советом комиссаров высших учебных заведений («Сквузом») А.С.Вязигин был отстранён от преподавания, лишён профессуры, а с 13 мая заключён в тюрьму. И хотя революционный трибунал не нашёл за ним вины, тем не менее его продолжали держать в заключении. В тюрьме А.С.Вязигин читал лекции по средней истории своим «соузникам». Один из них, его многолетний друг, профессор Я.А.Денисов сообщал из тюрьмы, что в качестве гонорара А.С.Вязигин получал от них «гнилое яблоко и, кажется, кусочек полусырого бурака».
В июне 1919 г. перед отступлением красных из Харькова большая часть узников тюрьмы и концлагеря была уничтожена, трупы были сброшены в яр и слегка присыпаны землёй. Деникинская комиссия три дня извлекала их из земли для передачи родственникам и перезахоронения. Оставшаяся часть узников была вывезена в качестве заложников. Среди них находились и А.С.Вязигин, профессор-протоиерей Н. Стеллецкий, Я.А.Денисов.
Ещё в Сумах часть заложников (22 человека) была зверски казнена. Оставшихся харьковских заложников в Орле вначале поместили в центральной тюрьме, а потом в концентрационном лагере. По свидетельству нескольких чудом спасшихся заложников, на допросах в тюрьме, лагере А.С.Вязигин «держал себя с достоинством, с непоколебимым мужеством, как герой» и был зарублен в Орле в ночь на 11 сентября (24 сентября — А.К.). Из ставших известными фактов последних месяцев жизни А.С.Вязигина перед нами предстаёт стойкий православный христианин.
Накануне своей кончины, с 3 по 10 сентября, А.С.Вязигин вёл дневник («несколько маленьких листков, исписанных, карандашом, твёрдым, убористым почерком, самая большая запись — под роковым 10 сентября»), где излагал свои мысли о Боге, науке, семье.
Ещё в одной из статей 1899 г. А.С.Вязигин высказал убеждённость в том, что «только вера даёт силу жить, зарождает упование на милость Творца, не оставляя человека беспомощным и одиноким». Эту веру и пронёс А.С.Вязигин до последних земных дней.
13 (26) октября 1919 г. была отслужена панихида в Николаевской церкви (одной из красивейших в центре Харькова, впоследствии разрушенной) «по зверски убитом большевиками проф. Вязигине». А 17 (30) октября в Крестовой церкви харьковского Покровского монастыря «была отслужена торжественная панихида по замученным в Орле членам церковно-приходских советов в г. Харькове профессорам о. протоиерее Н.С.Стеллецком, А.С.Вязигине и Я.А.Денисове».
3. См.: Шевченко Т.Г. Бiблiографiя лiтературi про життя i творчiсть. Т.1. 1839−1916. Киiв: Вид-во Акад. наук. УРСР. 1963. 422 с.
Знакомый Т.Г.Шевченко, скульптор М.О.Микешин (1836−1896), хотел поместить его барельефный портрет на памятнике в Новгороде «Тысячелетие России», но разрешения получено не было. Также не увенчались успехом в дореволюционной России попытки установить памятники на родине поэта (в Кирилловке) и в Киеве.
4. Квитка-Основьяненко (настоящая фамилия Квитка) Григорий Федорович (1778−1843), малороссийский писатель.
5. Котляревский Иван Петрович (1769−1838), малороссийский писатель.
6. Кобзарь — народный певец. Такое название Т.Г.Шевченко дал первому сборнику своих стихотворений объёмом в 114 страниц.
7. Сумцов Николай Федорович (1854−1922) — профессор кафедры русского языка и словесности Императорского Харьковского университета, автор целого ряда работ о Т.Г.Шевченко, в том числе «Религиозность Т.Г.Шевченко» (Харьков, 1914) и др.
8. Стихотворение традиционно датируется среди произведений 1850 г., временем пребывания Т.Г.Шевченко в Оренбурге. Впервые опубликовано в первом посмертном издании собрания сочинений (тираж 3000 экз.): Кобзарь Тараса Шевченка. СПб., 1867. С.578−579.
9. Н.Ф.Сумцов неточно цитирует отрывок из письма к С.С.Гулак-Артемовскому от 15 июня 1853 г., где это место написано так: «Эх! то-то было б, дурний Тарасе, не писать було б поганих вiрш та не впиваться почасту горiлочкою, а учиться було б чому-небудь доброму, полезному, — от би тепер як нахiдка. А то посивiв, оголомозiв, дурню <…> я от природы вышел какой-то неконченный…». См.: Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у шести томах. Т.6. Киiв, 1964. С.85;
«…посивiв, оголомозiв…» — поседел, полысел.
10. Н.Ф.Сумцов неточно цитирует письмо к Я.Г.Кухаренко от 22 апреля 1857 г.: «Вiн («курiнний Лазаревський» — А.К.) пише, що добрий цар наш уже дав приказ розбивать моi кайдани. I плачу, i молюся, i все-таки не вiрю. Десять лiт неволi, друже мiй eдиний, знiвечили, убили мою i вiру i надiю, а вона була колись чиста, непорочна, як те дитятко, взятее од купелi, чистая i крiпкая, як той самоцвiт, камень ошлiфований! Але чого не зробить риторда химська! Я трохи-трохи не одурiв на сiм тижнi. Та й тиждень же удався! Не дармо я його виглядав десять лiт. Десять лiт! Друже мiй eдиний! Вимовить страшно.» См.: Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у шести томах. Т.6. Киiв, 1964. С. 153.
11. Н.Ф.Сумцов неточно излагает запись в дневнике Шевченко. 14 апреля 1858 г. Шевченко встретился с «приличным юношею, с В.П.Энгельгардтом», с сыном его «бывшего помещика». Именно после этих слов Шевченко записал: «Забвение прошедшему. Мир и любовь настоящему». См.: Шевченко Т.Г. Дневник. 1857−1858. Киев, 1963. С. 201.
12. Поэма «Мария» написана в октябре-ноябре 1859 г. в Петербурге после возвращения с Украины. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С.215−235. В Российской империи впервые опубликована в «Кобзаре» (СПб., 1907) а затем и в Харькове (1910).
13. Стихотворение «Юродивый» датируется приблизительно декабрем 1857 г. Впервые опубликовано в «Записках Наукового товариства iменi Шевченка» (1901. Кн.1. С.3−6).
14. Стихотворение «Я не нездужаю, нiвроку…» датируется 22 ноября 1858 г. Имеет немало разночтений. Впервые опубликовано: Поезii Тараса Шевченка. Львiв, 1867. Т.1. С. 65. Один из переводов на русский язык: «Я на здоровье не в обиде…». См. Шевченко Тарас. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1955. С.284;
«… не нездужаю…» — не болею.
15. «Осiя. ГЛАВА XIV. Подражанiе». Написано в декабре 1859 г. С чернового автографа И.М.Лазаревский переписал под названием «Осii глава XIV. Подражанie». Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С.236−237.
Осия — пророк, живший в VIII в. до Рождества Христова.
16. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С. 238.
17. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С. 241.
18. Первая публикация по неизвестным ныне источникам: Партицький О. Провiднi iдеi в письмах Тараса Шевченка. Львiв, 1872. С. 29.
19. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С. 243. Архимед (около 287−212 до Рождества Христова) — древнегреческий математик, изобретатель. Галилей Г. (1564−1642) — итальянский астроном, физик.
20. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С.244−247.
Саул (конец XI в. до Рождества Христова) — первый царь Израильский (I Цар. 9, 2).
21. «Хоча лежачого й не б`ють…». Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С. 256.
Гнев и ненависть поэта обращены на императрицу Александру Федоровну (+ 20 октября 1860 г.), вдову императора Николая I. Стихотворение написано в день её кончины.
22. Кат — палач (перен. — мучитель, изверг).
23. «О люди! Люди небораки!…». Впервые опубликовано в журнале Основа. 1861. N1. С.2−3. Один из переводов на русский язык: «О люди! Бедные, слепые…». См. Шевченко Тарас. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. М., 1955. С.352;
небораки — горемыки, бедняги.
24. Название «Якось-то йду я уночи» в первой публикации: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С. 259. Иное название по другим публикациям: «Якось-то йдучи уночi…».
25. Галаганы — малороссийские помещики, происходившие из казацкой старшины.
26. Кисель Адам Григорьевич (1580−1653) — брацлавский кастелян (с 1646 г.), киевский воевода (с 1651 г.).
27. Кочубей Василий Леонтьевич (1640−1708) — генеральный судья Левобережной Украины. Вместе с полтавским полковником И. Искрой пытался раскрыть подготовку измены И. Мазепы, гетмана Левобережной Украины, казнен Мазепой.
28. «Бували войни й вiйськовii свари…». Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С.259−260.
29. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С.260−261.
30. Бибиков Дмитрий Гаврилович (1792−1870). В 1837 г. назначен киевским генерал-губернатором, а в 1852 г. — министром внутренних дел.
31. Стихотворение «Слава» записано в Дневнике Т.Г.Шевченко 9 февраля 1858 г. Впервые опубликовано в журнале Основа. 1862. N5. С. 5.
32. Великий князь Владимир — святой равноапостольный великий князь Владимир (? -1015), креститель Руси. За его добро народной памятью назван «Красным солнышком».
33. Стихотворение «Розрита могила» написано в октябре 1843 г. Первая публикация в сборнике: «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки». Лейпциг, 1859. С.19−21.
34. «Якби-то ти, Богдане п`яний…». Датируется: 18 августа 1859 г. Переяслав. Написано во время посещения Украины. Первая публикация: Т.Г.Шевченко. Кобзарь с додатком споминок про Шевченка Костомарова i Мiкешина. Прага, 1876. С. 213.
Богдан — Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (около 1595−1657) — гетман (1648−1657), руководитель освободительной войны украинского народа, инициатор воссоединения Украины с Россией.

http://rusk.ru/st.php?idar=104129

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru