Русская линия | Андрей Вязигин | 23.02.2006 |
ОСОБОЕ МНЕНИЕ О ЧЕСТВОВАНИИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО
Столетняя годовщина рождения (25 февр. 1914 г.) известного «украинского» поэта Т.Г.Шевченко ознаменовывается рядом торжественных чествований в разных городах России и освящением места для постановки ему памятника в Киеве[3]. В повременной печати уже раздались, однако, голоса, горячо протестующие против этих торжественных поминок и указывающие на запрещенные произведения «Кобзаря», как на причину такого протеста. А потому на каждом общественном деятеле и самостоятельно мыслящем гражданине лежит прямая обязанность посильно разобраться в этом спорном и жгучем вопросе. Выполняя этот долг, я пришел к иным выводам, чем харьковская городская дума, уже постановившая отметить торжественным чествованием столетие рождения Т.Г.Шевченко, и считаю своей нравственной обязанностью во всеуслышание сказать то, что мне говорит властный голос моей совести.
Как потомок чугуевских казаков и уроженец Харьковской губернии, я ещё в раннем детстве с увлечением и наслаждением читал произведения Квитки[4], Котляревского[5], Шевченко и моему сердцу милы и дороги, как малороссийские «думы», так и песни бродячих лирников, с которыми у меня связано столько отрадных, незабываемых воспоминаний…
Поэтому мое «особое мнение» вовсе не является выпадом против малорусской литературы, а плодом мучительного перелома в моей душе, вызванного ближайшим знакомством с полным «Кобзарем"[6] Т.Г.Шевченко. Оно разрушило взлелеянный с детства образ поэта-народника, страдающего за малых, слабых и обиженных, но среди несчастий сохранившего «теплое религиозное чувство и страх Божий», которые, по мнению проф. Н.Ф.Сумцова[7], «проникают весь «Кобзарь». Конечно, я и раньше знал о существовании запрещенных стихотворений Т.Г.Шевченко, но до последнего времени не был с ними лично знаком и смотрел на них, как на «ошибки» и увлечения молодости, искупленные раскаянием поэта и уже прощенные Самодержавным Царем. Одним словом, я стоял на такой же точке зрения, какую и ныне защищает проф. Н.Ф.Сумцов в своей последней статье «Т.Г.Шевченко и его зарубежная литература» («Южн.[ный] Край» 24 января 1914 г.), где, между прочим, говорится: «Т.Г.Шевченко давно уже прощен за свои зарубежные произведения; он отбыл за них десятилетнюю ссылку и прощен самими властями; ныне эти зарубежные стихотворения остаются снова только зарубежными; не стоит о них и вспоминать, тем более, что сам поэт неоднократно в письмах к друзьям и в стихах сожалел, что подчас писал необдуманно и накликал на себя много горя и лишений. Так в стихотворении «Чи то недоля та неволя"[8] 1850 г. Шевченко бросил глухой укор тем, которые внушили ему мысль писать «погани вирши». «Вы, говорит он, положили на пути моей жизни тяжкий камень и разбили на нем мое маленькое убогое сердце», а немного позднее, в 1853 году, в горестно-шутливом письме к одному своему другу Т.Г.Шевченко говорит: «Ех, та то-б було Тарасе не писать поганих вiрш, а то посивiв, оголомозiв"[9]…
Таким образом, проф. Н.Ф.Сумцов и теперь изображает Т.Г.Шевченко «раскаявшимся грешником», который еще в ссылке, прослышав о Высочайшем помиловании, писал Кухаренко: «Добрый царь уже дав приказ разбивать мои кайдани, i плачу, i молюсь, i все-таки не вiрю. Десять лiт! Вимовить страшно"[10]. А, вернувшись из ссылки, уже в Петербурге Т.Г. записал в своем дневнике: «одно воспоминание о прошедшем приводит меня в трепет… Но мимо, пройдем мимо, забудем и простим, обратимся к светлому и тихому"… «Забвение прошедшему», пишет он в другом месте Дневника, «забвение прошедшему, мир и любовь прошедшему"…[11]
Увы, действительность не оправдывает этих уверений Т.Г.Шевченко, как показывают его же произведения, вошедшие в состав полного «Кобзаря», выдержавшего с 1907 по 1911 год четыре издания и беспрепятственно расшедшегося по всей России в десятках тысяч экземпляров. В 1911 году все четыре издания были объявлены запрещенными и это обстоятельство побудило меня вновь обратиться к творениям любимого поэта моего детства. Тяжко мне было перечитывать страстную проповедь ненависти к «поганим москалям», братьям по вере и крови, призывы к дикой кровавой расправе с власть имущими и даже цареубийству, но невыразимым гнетом на мою душу легли кощунственные выходки Т.Г.Шевченко против самых заветных святынь христианства: богохульная поэма «Мария"[12] заглушила во мне всякие колебания и последние сомнения, ибо для моей совести не всуе звучат непререкаемые евангельские глаголы: «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я от того перед Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 33). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36)…
Узнав мучительным путем правду, я не смею ее утаивать, ибо верую, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1, 18) и памятую назидание Спасителя: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновый камень на шею и бросили его в море» (Мрк. 9, 42).
Для каждого искренне верующего человека грозным предостережением является апостольское назидание: «Если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам — да будет анафема"…
Между тем Т.Г.Шевченко в целом ряде своих произведений подрывает главные устои христианства и совершенно расходится с евангельским благовествованием, причем самые кощунственные и богохульные произведения написаны им не до ссылки, а именно после возвращения из нее, что совершенно разрушает построение проф. Н.Ф.Сумцова. «Раскаяние» и «умиротворение» Шевченко существовали на показ в его «Дневнике», а в действительности Высочайше помилованный в 1857 году Шевченко, будучи уже в Нижнем Новгороде, пишет в том же году полное злобы, глумления над Царем и богохульства стихотворение «Юродивий"[13].
Революционное настроение пропитывает грубые «вирши» «Я не нездужаю…"[14], написанные в ноябре 1858 г. в Петербурге. К 1859 году относятся переполненное ненавистью и зовущее к кровавой расправе подражание «Осии гл. XIV"[15] и самое мерзкое и богохульное из произведений Шевченко — поэма «Марiя», гнуснейшим образом искажающая евангельское повествование о Благовещении и Рождестве Христовом, равно как изображающая Успение Божией Матери так, что должно содрогнуться от негодования и омерзения сердце не только всякого верующего христианина, но и просто уважающего чужие верования человека. Каждый, культурный «интеллигент» после знакомства с этой, действительно, «поганой» поэмой Шевченко не сможет забыть его наглое глумление над священными церковными и народными верованиями, ибо истинная культурность развивает в людях взаимную терпимость и уважение к исповедуемой другими вере, тогда как только грубый духовный дикарь может позволить себе издевательство над «святая святых» целых миллионов людей.
Наконец, последний (1860) год жизни Т.Г.Шевченко особенно богат произведениями, изъятыми ныне, по государственным соображениям, из свободного обращения. Так, в мае от пишет «Молитви"[16], в коих резко выступает против царей, в июне составляет кощунственный «Гимнъ Черничий"[17] и в стихотворении «Свiте ясний, свiте тихий…» предлагает «з багряниць онучi драти, люльки з кадил закуряти, «явленними» пiч топити, кропилами нову хату вимiтати"[18]. В сентябре следует новый выпад против царей («I Архимед i Галiлей"[19]); в октябре те же мысли проводятся в «Сауле"[20] и в стихотворении «Хоча лежачого…"[21], где воспевается, как «люди тихо, без всякого лихого лиха царя до ката[22] поведуть"… В ноябре «благодарный» за помилование Шевченко опять обрушивается на царскую власть («О, люди, люди небораки»)[23], отрицает бытие Божие («Якось то йду я у ночi»)[24] и высмеивает Галагана[25], Киселя[26] и Кочубея[27], выражая надежду на наступление времени, когда «розтрощить трон, порве порфiру"… («Бували войни»)[28].
Одним из последних произведений Шевченко является отвратительное ругательство над женской чистотой в известном стихотворении «Великомученице куме"[29], призывающем к блуду хранившую «цiломудрiе» девушку, которая, якобы «гнiвiла Матiрь Божiю своiм смиренiем лукавим».
Таким образом, хронологическая справка показывает полную несправедливость утверждения проф. Сумцова, будто Т.Г.Шевченко, подобно Пушкину, отрекся от своих «зарубежных произведений» и окрестил их в письме к другу «погаными виршами»: письмо это написано еще в 1853 году, а громадное большинство запрещенных и ныне стихотворений падает на 1857−1860 годы, тогда как из ранних произведений остается под запретом лишь стихотворение «Царi», написанное еще в ссылке в 1848 году. Стоит его сопоставить с указанными выше творениями Шевченко и тогда каждый беспристрастный читатель убедится, что проф. Сумцов жестоко ошибается, ставя рядом «отречение» Пушкина и «раскаяние» Шевченко, который, очевидно, не мог предшествующей ссылкой искупить последующие оскорбления им религиозных чувств своих соотечественников.
При таких условиях чествование Т.Г.Шевченко приобретает характер нового оскорбления, бросаемого в лицо верующей и верноподданнической России. Верные алтарю, престолу и семейному очагу люди, без различия в оттенках своих общественных и политических взглядов, не могут примириться с мыслью, что в стольном граде святого Владимира сооружается памятник кощуннику и богохульнику, который забросал грязью многие страницы нашего славного прошлого.
К сожалению, по цензурным условиям, нет возможности раскрыть всю омерзительную пошлость выпадов Шевченко, но все-таки необходимо отметить, что он издевался над известным киевским генерал-губернатором Бибиковым[30] («Юродивий»), над императором Николаем I (см. также «Слава"[31], «Я не нездужаю…»), Великим князем Владимиром[32] («Царi»), Богданом Хмельницким («Розритая могила"[33], «Як би то ти Богдане пьяний"[34]), т. е. именно над теми историческими деятелями, чьи памятники уже воздвигнуты в Киеве. Среди них не место изображению того, кто глумился над ними, кто является разрушителем их исторического подвига и предтечею мазепинства, вносящего рознь и вражду в единую великую семью русского народа. Нет места памятнику хулителю Пречистой Девы Марии в городе, где издревле высится славная обитель печерская. Ее храмовый праздник, день Успения Пресвятыя Богородицы, дерзко поруганного Шевченко, сугубо чтится всем православным людом, во множестве стекающимся из разных мест России в старый Киев, именно к 15 августа. Неужели же необходимо вливать отраву в души многочисленных богомольцев, воздвигая среди вековых религиозных и исторических святынь памятник тому, кто попирал их ногами? Не будет ли это чествование посевом ветра, сулящего бурю, источником вечных насмешек и издевательством для еретиков, сектантов и евреев над святой православной верой и русской государственностью?
Святый апостол увещевает нас «не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13). Но чествование богохульного и кощунственного писателя, при участии православного духовенства, несомненно, будет опаснейшим соблазном, чреватым неисчислимыми последствиями. Нельзя в месте святе ставить «соблазн нечестия», нельзя трусливо и малодушно молчать, когда ввергаются в великое искушение сонмы слабых, неосведомленных, неготовых к отпору братий по вере и крови. И я потерял бы всякое уважение к себе самому, если бы заглушил голос своей свободной совести, которая немолчно повелевает мне открыто и гласно протестовать против соблазнительного, легкомысленно принятого одними и тонко задуманного другими празднования столетней годовщины рождения врага главной опоры Святой Руси — христианской веры.
ПРИМЕЧАНИЯ
Статья «ОСОБОЕ МНЕНИЕ О ЧЕСТВОВАНИИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО» публикуется по тексту из журнала «Мирный Труд». — 1914. N1−2. — С.75−80.
Названия поэтических произведений Т.Г.Шевченко и цитаты из них, а также из писем и дневника сверены по изданиям:
Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у шести томах. Том перший. Поезii. 1837−1847. Киiв: Вид-во Академii наук, 1963.- 483 с.
Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у дванадцяти томах. Том другий. Поезiя. 1847−1861. Киiв: Наукова думка, 1990.- 590 с.
Тарас Шевченко. Повне зiбрання творiв у шести томах. Том шостий. Листи. Нотатки. Фольклорнi записи. Киiв: Вид-во Академii наук, 1964.- 661 с.
Шевченко Т.Г. Дневник. 1857−1858. Киев: Молодь, 1963.- 276 с.
Тарас Григорьевич Шевченко родился 25 февраля (все даты по старому стилю) 1814 г. в семье крепостного крестьянина в Звенигородском уезде Киевской губернии. Грамоте он учился у местного дьячка. Когда Тарасу было девять лет, у него умерла мать. А после того, как в доме появилась мачеха со своими тремя детьми, то, по словам самого Т.Г.Шевченко, наступил «ад в самом отвратительном торжестве». Когда Тарасу было 11 лет, умер и отец.
После трёх трудовых лет, занятий рисованием, в том числе и у дьячков-иконописцев, Тарас попадает в слуги («комнатным казачком») к молодому пану П.В.Энгельгардту, с которым немало попутешествовал.
Желая иметь своего домашнего художника и увидев в подростке талант, пан, пребывая в Вильно, отдал его в обучение преподавателю Виленского университета Яну Рустему. В Вильно Шевченко пробыл около полутора лет. Шестнадцатилетним увлёкся полькой, швеёй, благодаря ей научился бегло разговаривать по-польски и познакомился с польской литературой (к русской литературе его приобщала жена П.В.Энгельгардта).
Осенью 1830 г. началось восстание в Варшаве, П.В.Энгельгардт был переведен в Петербург. Сюда же, сопровождая хозяйский обоз, в начале 1831 г. прибыл и Тарас Шевченко. Через год он был отдан на обучение живописному мастеру, достаточно известному декоратору Василию Ширяеву, расписывал с ним Сенат, создал множество эскизов для росписи Каменного театра и т. д.
Т.Г.Шевченко хорошо изучил Петербург и его знаменитые окрестности, посещал выставочные залы Академии художеств, познакомился со многими известными художниками, писателями, заботами которых (особенно В.А.Жуковского и К.П.Брюллова) 22 апреля 1838 г. был отпущен П.В.Энгельгардтом «вечно на волю».
Т.Г.Шевченко поступает в Академию художеств, где его учителем становится К.П.Брюллов, благодаря которому он глубже знакомится с шедеврами мирового искусства. И всё большое место в его жизни и творчестве начинает занимать литература, молодой художник начинает писать стихи.
Есть основания предполагать, что свои первые стихотворения юный Шевченко писал по-русски, а в виленский период и по-польски. Первое из сохранившихся произведений (до 1835 г.) — баллада «Порченая» (по-украински «Причинна»), стала впоследствии одной из любимых народных песен («Реве та стогне Дніпр широкий…»)
Друзья настоятельно советуют издать книгу его поэтических произведений. И уже в апреле 1840 г. увидел свет его сборник «Кобзарь», где главным действующим лицом оказывается простой народ. Через четыре года в Петербурге выходит второе издание «Кобзаря», но уже вместе с поэмой «Гайдамаки» (отдельное издание которой состоялось в 1841 г.). В этой поэме речь шла о народно-освободительном движении против польского панства на правобережной Украине.
В начале 1840-х гг. Т.Г.Шевченко пишет и другие поэтические произведения, в том числе пробует себя в драме. Немало работает и как художник, иллюстратор.
Весной 1843 г. он приезжает на Украину, а в феврале 1844 г. вновь возвращается через Москву в Петербург. Здесь же в 1845 г. он окончил курс занятий в Академии художеств и получил звание «неклассного художника».
В конце мая 1845 г. Шевченко приезжает в Киев и поступает на службу в Комиссию для разбора древних актов, занимавшуюся также археологическими и этнографическими исследованиями. В ноябре 1846 г. он подаёт прошение о поступлении на должность преподавателя рисования в Киевском университете.
Осенью того же года Т.Г.Шевченко входит в так называемое «Кирилло-Мефодиевское общество». Впоследствии один из его членов так выразил «главное правило Шевченко: кто предан государю, тот подлец, а кто борется за свободу, тот благородный человек».
5 апреля 1847 г. Шевченко был арестован, 17 апреля доставлен в Петербург, а 30 мая 1847 г. был объявлен окончательный приговор, который гласил: «Художника Шевченку за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус, с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений» с добавлением императора Николая I: «Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать». Такая резолюция объясняется тем, что Т.Г.Шевченко дал карикатурно-сатирическое изображение императрицы Александры Фёдоровны в поэме «Сон».
Правда, это предписание не имело практически никакого воздействия и его никто не выполнял. Прибыв в июне 1847 г. в Орск, Т.Г.Шевченко с первых дней имел возможность жить не в казарме, а на квартире, переписываться, выходить из крепости. Он записывает свои стихи в маленькие тетради из почтовой бумаги.
Используя Библию, Шевченко начинает писать обличительные произведения. Но ему была доступна и обширная художественная литература. Немало он и рисовал, ему были присланы акварельные краски, кисти, карандаши, бумага.
С 11 мая 1848 г. до поздней осени 1849 г. Т.Г.Шевченко участвовал в работе Аральской экспедиции, выполняя обязанности художника. Им было создано свыше 700 акварелей и рисунков, не считая официальных альбомов и служебных зарисовок. Здесь он написал и много поэтических произведений.
Вернувшись в Оренбург, он располагается на частной квартире, читает новинки периодики, пишет стихи, ходит в штатском, рисует портреты оренбуржцев, сближается с ссыльными польскими революционерами.
В конце июня 1850 г. Т.Г.Шевченко оказался на гауптвахте, а затем отправлен в Новопетровское укрепление на Мангышлаке.
Летом 1851 г. вместе с приятелями-поляками Т.Г.Шевченко участвует в экспедиции в горах Каратау, где сделал более ста акварелей и зарисовок. Впоследствии он играл в театральном кружке, часто гостил у нового коменданта крепости, ночевал вне казармы, занимался рисованием, вёл переписку и получал от знакомых деньги, встречался с останавливающимися в Новопетровском путешественниками, в том числе с К.М.Бэром, Н.Я.Данилевским и др., отлучался из крепости, посещал казахские кочевья и рыбацкую станицу…
В Новопетровске Т.Г.Шевченко постоянно читал газеты и журналы, в том числе «Новины русской литературы…», создал около двух десятков повестей на русском языке, 12 июня 1857 г. начал он писать на русском языке и дневник.
Получив разрешение выйти в отставку и благодаря ошибке батальонного начальства он получает пропуск прямо в Петербург, куда и направляется 2 августа через Астрахань, по Волге до Нижнего Новгорода, прибыв сюда 20 сентября 1857 г.
8 марта 1858 г. он отправляется из Нижнего Новгорода через Москву в Петербург, прибыв в столицу 27 марта и поселившись в Академии художеств. В Петербурге Т.Г.Шевченко рисует, пишет поэтические произведения, знакомится со многими писателями, художниками, посещает театры, делает многочисленные визиты.
В 1859 г. в Лейпциге выходят его запрещённые произведения. В мае-сентябре 1859 г. он побывал на Украине, где за неподобающие высказывания о вере и царе был арестован и доставлен в Киев под надзор полиции.
После возвращения в Петербург Т.Г.Шевченко ещё более тесно сближается с революционерами (в том числе польскими). В январе 1860 г. выходит 3-е издание его «Кобзаря» и затем целый ряд его других произведений. Он участвует во многих коллективных начинаниях и выступлениях, получает звание академика гравюры.
Утром 28 февраля 1861 г. Т.Г.Шевченко скончался в своей мастерской от паралича сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище Петербурга, а 10 мая 1861 г. перезахоронен на Чернечьей горе под Каневом.
Литература: Шевченко Т.Г. Бiблiографiя лiтературi про життя i творчiсть. Т.1. 1839−1916. Т.2. 1917−1959. Киiв: Вид-во Акад. наук. УРСР. 1963.
http://rusk.ru/st.php?idar=104129
|