Русская линия | Протоиерей Сергий Бельков | 21.02.2006 |
Наркомания и алкоголизм — характерные признаки духовно и нравственно больного общества, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры, высший смысл человеческого существования, исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных «наслаждений». О том предельно ясно сказал в конце 2005 г. На Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество — против наркомании» Святейший Патриарх Алексий II: «Сегодня в обществе господствует гедонистическая парадигма сознания, нацеливающая человека на получение удовольствия, материального комфорта и развлечений при забвении духовных ценностей».
Когда мы говорим о проблеме исцеления от наркомании и алкоголизма, то мы должны иметь представление о том, что таковое исцеление возможно при изменении образа жизни человека, зависимого от наркотиков. Под изменением образа жизни мы понимаем в первую очередь активную работу зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится покаяние (метанойя греч.), то есть формирование нового сознания и поведения человека. Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой страсти (в том числе алкогольной и наркотической) решается только там и тогда, когда человек поднимается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, меняет себя и своё мировоззрение. Святыми отцами уже давно отмечена тесная связь между верой и нравственностью. Только лишь в плоскости телесной, материальной и психической проблема алкоголизма и наркомании не разрешима. Её можно преодолеть, только поднявшись на высший, духовно-нравственный уровень понимания человеческого бытия. Именно с этого уровня возможно конструктивное отношение к проблеме выхода из зависимости. Эта неотъемлемая сфера человеческой сущности даёт свободу изменяться к лучшему, быть иным, придти в себя, обрести радость трезвой жизни.
Изменение образа жизни наркозависимого и алкоголезависимого человека проходит через несколько этапов духовно-нравственного выбора. Первая духовно-нравственная задача для зависимого человека — признание своей болезни как одной из главных жизненных проблем. Если осознание личной проблемы под названием «зависимость» имеется, то можно встать на путь спасения. То есть проявить твердую решимость отказаться от отравления души и тела алкогольными или наркотическими ядами. Затем следует другая духовно-нравственная задача — убедиться в том, что не возможно собственными силами преодолеть страсть. Одной из первых ловушек на пути человека к спасению нередко оказывается убеждение в том, что «я справлюсь сам». Не стоит надеяться отстать от какого-либо дурного пристрастия, опираясь лишь на собственные силы, поскольку легко убедиться, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан. 8, 34). Вот тут-то по мере осознания невозможности спастись собственными силами, по мере понимания того, что зависимость — это смертельная болезнь души, по мере переживания за свое гибельное состояние человек может обрести веру в Спасителя, почувствовать нужду в Нём. Такая вера действительно спасает. Подчеркнём, что когда мы говорим, что человеку невозможно спастись собственными силами от алкоголизма или наркомании, то это не означает его пассивность и безответственность. Наоборот, твёрдая решимость изменить свой образ жизни подразумевает активное включение человека в борьбу со своими пагубными привычками — а это уже следующая духовно-нравственная задача, которую зависимому человеку необходимо решить.
Нужно помнить, что лечение страстей не является только человеческим или Божиим делом. Должна быть синергия Бога и человека. То есть Бог и человек должны быть соработниками в борьбе против страстей. Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской Епархии, созданный в 2003 г. помогает с Божией помощью решать духовно-нравственные проблемы зависимым людям и их близким. На этом я хотел бы чуть подробнее остановиться. Наш отдел имеет несколько структурных подразделений, но основную задачу по реабилитации наркозависимых выполняет епархиальный реабилитационный центр «Сапёрное», расположенный на Карельском перешейке. В основном здесь проходит реабилитацию молодёжь в возрасте от 18 до 32 лет. Основа комплексной духовной психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменении мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании реабилитантов на принципах христианской этики и традиционных для России культурных ценностей, а так же нормализации психологического и физического состояния зависимых от наркотиков людей. Принципы, применяемые при душепопечении наркозависимых в нашем центре, строются с учетом психологии, физиологии, этики, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, педагогической и психологической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развития у подопечных трудолюбия и приобретения навыков дальнейшей трудовой деятельности в обществе. Усвоение наркозависимыми взгляда на труд как на начальную ступень на лестнице духовного совершенствования человека. Организация реабилитационной среды в реабилитационном центре «Сапёрное» строится по образу правильной многодетной семьи или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством её, понимающий чувства и нужды реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она так же общается с реабилитантами, показывает пример в работе, помогает им советом в семейных делах и общении с родителями. Помощь священнику оказывают и несколько волонтёров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет) их задача — быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу «делай, как я». Вся жизнь общины строится вокруг богослужения и церковных Таинств. Дважды в неделю проводятся занятия в Воскресной школе. Кроме того, раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением, так называемый кинолекторий. Во время обсуждения специально подобранных фильмов происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения. Для наркозависимых просмотр фильмов и их обсуждение в группе вырабатывает способность к правильным нравственным оценкам и является весьма эффективным терапевтическим приёмом. Во главу всего проекта реабилитации в «Саперном» изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитанту встать на путь спасения. Создание структуры реабилитации, основанной на образе правильной семьи, ведёт к дальнейшему формированию у реабилитанта должного отношения к родителям, учит каким должно быть воспитание детей и осмыслению цели семейной жизни. На формирование правильного взгляда на семью у нас направлен особый акцент. Ибо очень правильно отметил И.А.Ильин что: «Человеческая семья в отличие от „семьи“ у животных, есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала: великие крушения и исчезновение народов возникает из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи…». Устроение жизни у нас на приходе с одной стороны просто, а с другой требует, если хотите, подвига. Человеку не легко очиститься от страстей, но ведь очищение человека- это не только отрицание старого, но и приобретение нового, что требует так же немало усилий.
В отличие от большинства светских центров реабилитации мы убеждаем воспитанников, что не только наркотики, но всё, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Мы имеем ввиду не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, табакокурение, алкоголь, рок- музыку и даже некоторые жанры фильмов, например, оккультные, а так же религиозные учения деструктивных сект. Кроме этого, мы стараемся показать, что сущность различных страстей, их природа совершенно одинакова, будь то алкоголизм, наркомания, игромания или компьютерная зависимость и поэтому одинаково опасна.
Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием «зависимость» стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь и даже их совокупность) без веры в Бога мало успешно. Все специалисты согласны в том, что духовная составляющая в проблемах наркомании и алкоголизма самая существенная, но при обсуждении вопросов профилактики наркомании и алкоголизма никогда не фиксируется внимание на этом важном вопросе. Фактор христианской духовности всегда остаётся вне рассмотрения вопросов профилактики. Например, введение Основ Православной культуры в школе, встречает большое противодействие, а ведь это тоже профилактическая работа, потому что через культуру можно возделывать духовность человека, который будет знать, что есть добро, совесть, закон. Общеизвестно, что основной момент профилактики — это информация. Но добиться только того, что бы дети знали, что табак, алкоголь и наркотики — плохо, этого мало. Нужно научить подростка сказать «нет» своему приятелю, предлагающему сигарету, пиво, наркотик. Но очень трудно отказаться от спиртного или таблетки, когда тебя высмеивают. Необходимо проявить мужество, нужно иметь веские внутренние доводы, что бы совершить такой психологический прорыв. Но это возможно верующему человеку, так как всегда такую устойчивую мотивацию может дать понятие сущности греха и его последствий.
Все основные проблемы, как уже отмечалось выше, начинаются в семье. Отцы и матери часто не понимают, или не хотят понимать своего статуса, своего места в жизни сына или дочери и это отторгает от них детей. Где-то роковую роль играет полное невнимание, а где-то гиперопека. Есть ещё одна опасная категория родителей — это те, которые откупаются от возникающих у детей проблем, задаривая их. Нельзя не согласиться с тем, что фактор риска стать зависимым накапливается в течение всей жизни. От генетической предрасположенности и поведения матери во время беременности., от момента родов и того, как родители общаются с ребёнком, какие книги ему читают, какие фильмы позволяют смотреть, и кончая социальными факторами в процессе социализации. Если мы в серьёз предполагаем создать действенную профилактику различных зависимостей среди молодёжи, то должны безусловно совершить возврат к традиционным религиозным методам воспитания детей и молодёжи.
И в заключении мне хотелось бы сказать. Вся жизнь, которую проживает каждый человек, состоит из нравственных вопросов и ситуаций. Их приходиться постоянно разрешать, а главным инструментом разрешения является интуиция и правда, обогащенная обретённым христианским сознанием. Православие содержит в себе глубочайшие нравственные принципы, хотя вовсе не отожествляет себя с общественной этикой, которая постоянно меняется согласно с духом времени. Нам кажется, что наша совместная задача и православной интеллигенции, и священства, и просто верующих православных состоит в том, чтобы являть собой не только в словах, но и в делах образец христианской жизни и через то, привести как можно больше людей к вере в Бога, а через неё к преображению человека чтоб он мог быть наследником жизни будущего века.
http://rusk.ru/st.php?idar=104121
|