Русская линия
Русская линия Анна Долгова20.02.2006 

«Город покидает нас…»
Заметки с конференции, посвященной сохранению исторического облика Санкт-Петербурга

Исторический облик северной столицы, шедевра мирового зодчества, претерпевает ужасающие изменения. Архитектуру старого Санкт-Петербурга разрушает вторжение модернистских агрессий. Проблеме сохранения культурно-исторического наследия Петербурга была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 15 февраля в Российской Академии Художеств.

Обсуждение было посвящено разработке способов защиты архитектурных памятников от варварских действий нуворишей и равнодушия чиновников. Пресс-конференция провел международный культурный проект «Классический город», целью которого является возрождение классической этики в культуре и искусстве.

Проект «Классический город» является инициатором ряда культурно-образовательных программ в Петербурге, а также информирует о происходящих случаях вандализма в отношении объектов культурно-исторического наследия соответствующие российские и международные организации.

Признавая необходимость обновления городской инфраструктуры, участники проекта выступают против происходящего архитектурного загрязнения городской среды. Они утверждают, что классика, понимая в широком смысле как историцизм, — это единственная форма архитектурного творчества, приемлемая для исторического центра Петербурга.

Поводом для конференции послужил приезд в Россию профессора Аркадия Ростиславовича Небольсина, главы Международного общества спасения памятников русской архитектуры и ландшафта, председателя проекта «Классический город».

Потомок русских эмигрантов «первой волны», литературовед и культуролог по образованию, профессор Небольсин постоянно проживает в США, преподает историю искусств в университете Drew (Нью-Джерси). Являясь сотрудником Международного Совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) и советником Фонда Павла Хлебникова, ведет активную деятельность по спасению находящихся под угрозой уничтожения объектов исторического наследия.

Воспитанный в любви и почтении к русской культуре, потомок коренных петербуржцев, профессор Небольсин относится к Санкт-Петербургу не просто как к жилому массиву. Он видит в граде святого Петра заложенную его основателем сакральную идею.

По словам Аркадия Ростиславовича, он приехал в Петербург, чтобы подать голос протеста против варварского уничтожения исторического центра города. «Я приехал прощаться с Петербургом. Это не значит, что я собираюсь навсегда покинуть город. Это значит, что город покидает нас», — сказал профессор.

В пример он привел одно из знаковых мест северной столицы — Новую Голландию. Этому ансамблю по милости чиновников грозит полное исчезновение. Здесь намечено построить супер-авангардное творение заморского архитектора Норманна Фостера.

Вот, например, одна деталь замысла Фостера по коренному преобразованию подлинного уголка петровской эпохи, опубликованная в дайджесте «Петербургские инициативы»: «Архитекторы не имели права менять облик фасада согласно правилам конкурса. Это, однако, не помешало им возвести на территории острова гостиницу — маленький небоскреб, обшитый зеркалами».

Как мило, не правда ли, и вроде безобидно?! Но не верится, что ответственные чиновники «не ведают, что творят». Ни большевики, ни нацистские бомбы не навредили Петербургу так, как нынешние «отцы города».

У Петра I, строившего великую Россию, была концепция архитектурного решения новой столицы как града Духовного. Классический Санкт-Петербург — город горизонталей, архитектурная рамка для неба. Это город Идеи. Город как сакральный объект обязывает нравственно к соответствующим формам строений.

Сейчас идея Духовного града стремительно разрушается. То, что не исковеркала война, разруха, власть Советов — корежит теперь ненасытная мошна. Петербург страдает от всеобщей жажды наживы и некомпетентной реставрации.

В связи с этим профессор Небольсин отметил, что помощь в деле спасения архитектурных шедевров может оказать Русская Православная Церковь. Международное общество спасения памятников русской архитектуры и ландшафта, опираясь на то, что в европейских странах, а в России — особенно, и Церковь, и государство являются феноменами христианской цивилизации, привлекают к совместной работе не только ученых, государственных деятелей, но и духовенство.

На конференции присутствовали деятели культуры, представители администрации города и члены общественных организаций — партнеров проекта «Классический город».

В выступлении Антона Викторовича Вознесенского, директора издательского дома «Коло», была затронута проблема утраты национального самосознания и низкого культурного уровня современных нуворишей, не способных по-сыновнему относиться к культурному наследию своих предков.

Редактор интернет-журнала «Классический город» Анатолий Евгеньевич Погодин, говоря о механизме сопротивления натиску вандалов, отметил необходимость налаживания личных связей среди чиновников всех рангов и подчеркнул важность значения тесного контакта с общественностью в области обмена информацией о готовящихся атаках разрушителей.

Как положительный пример работы с чиновниками он назвал факт приостановки строительства безобразного «золотого купола» для второй сцены Мариинского театра.

Как ответ на призыв более тесного взаимодействия с общественностью в информационной сфере от Всероссийского общества охраны памятников культуры (ВООПИК) поступило конкретное предложение: ходатайствовать об установке на бывшей Знаменской, а ныне — площади Восстания, конной статуи Государя Александра III работы скульптора князя Павла Трубецкого.

Дело в том, что администрацией города запланирована реконструкция площади в связи со строительством там подземных торговых павильонов. Это является хорошим поводом для того, чтобы хотя бы отчасти попытаться вернуть площади исторический облик.

Как известно, памятник Александру III после смерти монарха в благодарность за все его державные труды был установлен перед Николаевским вокзалом в 1909 году. Конная статуя Царя-Богатыря возвышалась на Знаменской площади. Взгляд Императора устремлялся в сторону Восточно-Сибирской магистрали, значительная часть которой была проложена стараниями Царя-Миротворца. Большевики сняли памятник в 1939 году и заточили во дворе Русского музея. 9 ноября 1994 года памятник «временно» установлен во дворе Мраморного дворца на постаменте от известного броневика.

Всероссийское общество охраны памятников культуры предлагает вернуть этот памятник на первоначальное место, но теперь не как Государю — устроителю Сибирского пути, а как Российскому монарху, с чьей деятельностью связано формирование именно этой части Санкт-Петербурга.

Еще одну грань в обсуждении проблемы варварского отношения к историческому облику города открыло выступление специалиста в области экологии, доктора биологических наук, Эрика Иосифовича Слепяна, члена Президиума Российского национального комитета экологической безопасности. Он рассказал о повсеместных нарушениях экологических норм, которые допускаются как при реконструкции памятников архитектуры, так и при строительстве новых объектов в охраняемой зоне. Использование несовместимых строительных материалов, непригодных для данного климата видов зеленых насаждений, во много раз ускоряет коррозию и старение реконструируемых зданий.

Депутат Законодательного Собрания Алексей Анатольевич Ковалев кратко, но эмоционально охарактеризовал две основных проблемы, с которыми приходится сталкиваться при работе по охране культурного наследия. По словам Ковалева, на уровне властных структур эти препоны создают дельцы с низким культурным уровнем и четко выраженной меркантильной сферой интересов и чиновники, более всего берегущие уют своих кабинетных кресел.

Выступавшие внесли свою лепту в выработку плана совместных действий по сохранению эстетической целостности Санкт-Петербурга.

Все участники обсуждения отметили, что глубинная причина искажения внешнего вида города — духовная.

В заключение приведем несколько цитат из работы профессора А.Р. Небольсина «Возвращение к классицизму».

«Размышления по поводу исторической судьбы классицизма помогают определить его роль в излечивании общества от болезни бесстилия, уродства и модернизма. Уже ясно, что модернизм изжил себя, и только чисто коммерческие — мафиозные — интересы, проводимые с помощью средств массовой информации и политиканов, помогают ему удержаться у власти.

Вольно или невольно люди тянутся к классицизму, причем понимаемому в самом глубоком смысле этого слова. Для строителя, архитектора этот путь весьма несложен: простые стены, оконные отверстия. Но он может быть и монументальным,…при сохранении чувства меры, христианского смирения, при условии близкого сосуществования с природой. Все это, в том числе и озеленение, — необходимый шаг к очищению природного ландшафта, воспитанию в себе чувства ответственности перед Божиим творением, малыми братьями!

Классицизм антропоцентричен, более всего соответствует первозданной красоте образа и подобия Божия, раскрытой сотворением первого человека. Коммерческий истеблишмент должен думать о долговременной, а не о кратковременной выгоде (например, культурный туризм). Помещик конца XVIII века сажает аллею, но только через двести лет туристы смогут любоваться мощными деревьями.

Спасти прекрасные ландшафты и культуру страны еще возможно, но при условии возвращения к классическим — христианским — ценностям, которые и мистически, и практически продолжают питать человека».

http://rusk.ru/st.php?idar=104116

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

световые короба екатеринбург