Русская линия | 15.02.2006 |
По его словам, последствия публикации «датских» карикатур на пророка Мухаммеда были вполне предсказуемы: «одни мусульмане искренне обиделись и выразили своё возмущение», для других же они «стали подарком». «Палестинским боевикам, — отмечает Л.М.Жаржевский, — пришлось бы выдумывать повод для угрозы взорвать христианские церкви — повод им принесли на блюдечке западные СМИ массовой перепечаткой карикатур. И никто уже на этом фоне не вспомнит, что их иракские, пакистанские и филиппинские коллеги взрывают христианские церкви или расстреливают прихожан, не затрудняя себя изобретением поводов…». При этом, как резонно добавляет казанский публицист: «Регулярные взрывы церквей мусульманскими активистами не становятся поводом для слёта министров иностранных дел стран с преобладанием христианского населения. Не то что слёта министров, даже следов совместного или единоличного осуждения такой практики, ставшей обыденной для многих мусульманских стран, я не мог найти ни в одном источнике. Другое дело — наши мусульманские братья по разуму».
Как замечает Л.М.Жаржевский, посольства мусульманских стран в Европе, в отличие от европейских посольств в исламских странах, почему-то не горят, «хотя церкви в мусульманских странах взрывали гораздо чаще, чем печатались карикатуры на Мухаммеда». «Мало того, — указывает он, — церковные деятели, солидаризируясь с воинствующими мусульманами в реакции на злополучные карикатуры, как-то обходят стороной вопрос о действиях самих мусульман». При этом Жаржевский уточняет, что имеет в виду «не только западные церкви, но и наше священноначалие, выразившее сочувствие обижаемым мусульманам, но не вставшее на защиту поругаемого Христа в своей собственной стране». В качестве местного примера он, «преодолевая естественное отвращение к кощунству», приводит несколько откровенно богохульных анекдотов, напечатанных в казанской газете «Восточный экспресс», а также ссылается на аналогичную грязную «продукцию», помещённую на страницах столичного «Московского комсомольца», редактируемого демонстрирующим свою воцерковлённость «влиятельным членом Общественной палаты при президенте» Павлом Гусевым.
«Скажите, — обращается Л.М.Жаржевский к своим читателям, — чем публикация этих анекдотов в «Восточном экспрессе» отличается от публикации в «Юлландс постен?» И сам же отвечает: «НИЧЕМ АБСОЛЮТНО». И действительно, после прочтения небольшой подборки этих мерзопакостных анекдотов, с утверждением казанского публициста может не согласиться разве что самый отъявленный циник или негодяй. Но в современном Татарстане считается «хорошим тоном» не замечать подобные вещи, если, конечно, они не имеют отношение к исламу. «Так, — уточняет Жаржевский, — «Восточный экспресс» под редакторством Рината Вагизовича Билалова внёс свою лепту в поддержание межконфессионального согласия в шаймиевском Татарстане. Думаю, что читателю не надо объяснять, что ни один русский редактор в Татарстане, независимо от направления газеты, даже в страшном сне не поместит таких шуточек по отношению к Аллаху и его пророку. И не из-за боязни: просто помешает воспитание. Редакторам-татарам оно не мешает. Ни один мулла, ни один татарский журналист (как, впрочем, и русский) не произнёс НИ ЕДИНОГО слова осуждения. Эти слова нашлись в избытке, когда датские дураки напечатали неуместные и оскорбительные карикатуры на Магомета».
Одновременно с этим казанский публицист выражает и недоумение по поводу позиции, занятой по данному вопросу архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным). Так, он, в частности, сообщает, что, воспользовавшись возможностями местного епархиального сайта «почтительно известил» казанского владыку о возмутительных анекдотах, но «реакция была нулевая». «Кротость епархиального начальства, — пишет Л.М.Жаржевский, — была бы мало уместна даже в том случае, если бы героем издевательских анекдотов был архиепископ Анастасий. Здесь же печатному осмеянию подвергался Сам Господь…».
Конечно, гневная озабоченность Жаржевского по поводу откровенного осквернения в местной прессе христианства и Имени Самого Господа Бога весьма понятна, но делать «крайним» в этой истории казанского архиерея, немало способствовавшего укреплению во вверенной ему епархии православия, занятие также малопочтенное. Его современное положение — в силу известных обстоятельств — и без того во многом напоминает положение главы православной миссии в ставке золотоордынского хана, прогневить лишним словом которого — значит навлечь неприятности не только на себя, но и на всю церковь. Другое дело — местная православная общественность, молчание которой (особенно на фоне активности общественности мусульманской) действительно немало удивляет и даже пугает, ибо уже начинает напоминать «молчание ягнят». Может быть уже и ей настала пора обрести свой голос?
Русская линия