Русская линия | Владимир Казарин | 15.02.2006 |
— Владимир Павлович, кто, когда и зачем создал Крымское общество русской культуры?
— Общество учредила группа профессоров Таврического национального университета (в ту пору он назывался Симферопольский госуниверситет им. М. Фрунзе) и ряд деятелей культуры. Это было в феврале 1991-го года. Тогда, в последний год существования Советского Союза, у крымчан, казалось, еще не было особых причин беспокоиться за русскую культуру. Но это лишь на первый взгляд. Будущий первый президент Украины Леонид Кравчук уже возглавлял Верховный Совет УССР, и мы, вузовские работники, первыми почувствовали приближающуюся опасность. Ведь украинизация Крыма началась именно с попыток украинизировать высшее образование. Сокращали учебные часы, отведенные на изучение русистики, стали принимать меньше студентов на специальность «русский язык и литература». За наш счет увеличили прием на отделение украинского языка. От преподавателей потребовали сдавать экзамены на знание украинского. Дошло до того, что начали закрывать некоторые научные журналы, посвященные вопросам русского языка и литературы.
В ответ на эти попытки и было учреждено Крымское общество русской культуры. Его цель — защита, пропаганда и развитие русской культуры и языка.
— Как именно вы достигаете этих целей? Что конкретно было сделано за пятнадцать лет работы?
— Мы установили около 60-ти памятников, памятных знаков и памятных досок. Самые известные — посвященные Пушкину. Их можно найти по всему Крыму — от Керчи до Евпатории и Перекопа. Кроме того, мы создали несколько мемориалов, посвященных Гражданской войне: на Максимовой даче в Севастополе, на Перекопе, в Ялте, Феодосии, Керчи. Установили ряд памятных досок к 50-летию Ялтинской конференции.
Каждый год мы проводим более 30-ти международных конференций и чтений: Пушкинские, Толстовские, Бунинские, Ахматовские, Набоковские, Шмелевские, Горьковские… Мы возродили чтения Максимилиана Волошина и Александра Грина. Наши конференции посвящены русской культуре в широком понимании. Поэтому в их числе чтения Исмаила Гаспринского, Леси Украинки, дни Адама Мицкевича в Крыму. Мои коллеги задумали и создали музей выдающегося русского писателя И.Шмелева. Помогали создавать музей Сельвинского в Симферополе, музеи сестер Цветаевых в Феодосии и Константина Паустовского в Старом Крыму. Сейчас работаем над тем, чтобы открыть музеи Ахматовой в Евпатории и Набокова в Ялте.
Ежегодно в день смерти Пушкина мы проводим в Гурзуфе день памяти поэта, а в день рождения Александра Сергеевича — Международный Крымский праздник поэзии. На это мероприятие в последние годы съезжаются три Союза писателей: украинский, российский и белорусский. Отношения между Союзами непростые, и Крым — единственное место, где они собираются вместе.
Кроме того, каждый год мы проводим Международный форум русистов Украины. В Ялте, в Ливадийском дворце. На этом Форуме собираются ведущие филологи со всех концов нашей страны: от Львова до Донецка, от Сум до Симферополя. Приезжают преподаватели вузов и школ, директоры русскоязычных издательств, редакторы журналов и газет, журналисты, музейные работники, библиотекари, краеведы. Прошло уже пять Форумов. Три из них приветствовал лично президент России Владимир Путин, четыре — Леонид Кучма. Мы получали приветствия от мэра Москвы Юрия Лужкова, от депутатов Госдумы России, министров образования и культуры наших стран, президентов Академий наук.
Мы издаем журналы «Крым», «Черное море», «Алые паруса», «Крымский архив», «Филологические студии», «Вопросы русской литературы». Выпускаем монографии и сборники научных работ — более тридцати каждый год.
— Вы упомянули, что Общество было создано в ответ на первую волну украинизации. Что изменилось за 15 лет, и какова, по-вашему, нынешняя ситуация с русским языком и культурой в Крыму?
— Вы не хуже меня знаете: украинизация продолжается. Продолжаются попытки ограничить в правах русский язык, вытеснить русскую культуру. Мы пытаемся противостоять этому. Ведь, заметьте, Крымское общество русской культуры было создано через месяц после референдума о воссоздании Автономной Республики Крым. Мне кажется, эти события связаны друг с другом. Референдум дал нам автономию, дал Конституцию, которая защищает наш — особый — статус. А активная общественная деятельность (ведь сейчас в Крыму существует около 30-ти национально-культурных обществ) привела к тому, что народы Крыма имеют возможность защищать свои интересы, формулировать свою позицию, соглашаясь или не соглашаясь с политикой Киева. В результате, мы можем, например, с гордостью сказать: 94 процента школ Крыма — русские. Между тем, во многомиллионном Киеве остались только 4 русские школы, а в Донецке и Луганске их не более 25-и процентов. Так что Крым пока остается территорией русской культуры.
— Объясните, почему Вы, известный защитник русской культуры, выбрали из многих политических сил, заявляющих о своей пророссийской направленности, именно «Блок Куницына»?
— Я почти четыре года проработал в правительстве Куницына. За это время я, можно сказать, прикипел к Сергею Владимировичу. Во-первых, именно его правительство было по-настоящему коалиционным: в него входили и коммунисты, и члены НДП, и эсдеки, и «правые». А главное, все эти люди были профессионалами. Их и подбирали по профессионализму, а не по политическим предпочтениям, как сегодня. Кроме того, Куницын трудоголик, он как проклятый работает, когда нужно вытащить Крым из критической ситуации. Такого масштаба фигур в Крыму сегодня практически нет. Было бы расточительством отправить на отдых этого 45-летнего политика и государственного деятеля. Пусть он работает на благо Крыма и крымчан.
Беседовал Александр Авербух
http://rusk.ru/st.php?idar=104103
|