Русская линия
Русская линияПротоиерей Сергий Бельков06.02.2006 

Протоиерей Сергий Бельков: «Делай, как я»
Доклад на секции «Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи» на XIV Международных Рождественских образовательных чтениях

Заседание секции "Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи" в рамках XIV Рождественских образовательных чтений. Москва. 2 февраля 2006 г
Заседание секции «Профилактика злоупотребления наркотиков среди молодежи» в рамках XIV Рождественских образовательных чтений. Москва. 2 февраля 2006 г
Когда мы говорим о проблеме противодействия наркомании и алкоголизму, то должны четко понимать, что алкоголизация и наркотизация распространяется в том обществе, в котором утрачиваются духовно-нравственные ориентиры и высший смысл человеческого существования, когда исчезает понятие греха и насаждается культ примитивных «наслаждений». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров… Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов». И верно: чем бы человека ни развлекала цивилизация, отсутствие духовно-нравственного миропонимания непременно приведет к духовному кризису, к целому комплексу психических и физических расстройств личности. Именно на устранение этих причин и направлена деятельность нашего Отдела.

Опыт показал, что следование традициям Русской Православной Церкви в профилактике и реабилитации наркомании и алкоголизма в нашей стране методологически наиболее обосновано, чем западные методики, которые у нас настойчиво внедряют, так как Православие ближе нашему менталитету и более успешно проявляет себя на уровне генетической памяти. Потому-то именно православный опыт противодействия наркомании и алкоголизму наиболее плодотворен в нашей стране. Пример тому — церковный опыт в Северо-Западном федеральном округа (СЗФО). Он был изучен Окружной антинаркотической комиссией при Полномочном представителе Президента, и было принято решение: «Признать высокую эффективность работы, проводимой Санкт-Петербургской и другими епархиями, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, по реабилитации и постреабилитации нарко- и алкоголезависимых и рекомендовать накопленный опыт к распространению». Кроме того, от Полномочного представителя Президента было обращение к правящему архиерею с просьбой о создании Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму в Санкт-Петербургской епархии. Такой Отдел был создан 1 октября 2003 года.

Создание Отдела в нашей епархии имело, как мы и ожидали, положительное значение в активизации церковной антинаркотической и антиалкогольной работе не только в епархиях, соседствующих с нами, но и других епархиях Русской Православной Церкви. К нам приезжают с Украины, из Белоруссии, Эстонии, Казахстана и других регионов. Мы оказываем консультативную, методологическую, информационную и иную помощь, которая лежит в пределах нашей компетенции и возможностей. По аналогии с нашим Отделом были созданы отделы в других епархиях.

При Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии действует несколько структурных подразделений. Важную задачу по реабилитации наркозависимых выполняет епархиальный реабилитационный центр «Саперное», который начал свою работу в 1996 году при приходе храма Коневской иконы Божией Матери на Карельском перешейке. В основном здесь проходит реабилитацию молодежь в возрасте от 18 до 32 лет.

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании реабилитантов на основе традиционных для России культурных ценностей, нормализации психологического состояния зависимых от наркотиков людей. Принципы, применяемые при душепопечении наркозависимых в нашем центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретение навыков дальнейшей трудовой деятельности в обществе.

Организация реабилитационной среды в епархиальном реабилитационном центре «Саперное» строится по образу правильной большой многодетной семьи, братства или общины монастырского типа. Во главе семьи находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разбираться в духовных и житейских вопросах. Образ женщины-матери несет матушка (жена священника). Она также общается с реабилитантами, показывает пример в работе (на поле, огороде, домашнем хозяйстве), помогает им советом в семейных делах и общении с родителями, оделяет теплой материнской заботой. Помощь священнику оказывают несколько волонтеров (ребят, которые прошли реабилитацию в центре и имеют стойкую ремиссию от 3 до 5 лет). Их задача — быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном идет костяк группы — «старшие дети» — это ребята, которые живут на приходе 3−4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т. п. Новые ребята — «младшие братья» — входят в общину по одному. Жизнь строится вокруг богослужения и церковных таинств.

Дважды в неделю в центре «Саперное» проводятся занятия в Воскресной школе. Кроме того, каждую неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением, так называемый «кинолекторий». Во время обсуждения специально подобранных фильмов происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения. Для наркозависимых просмотр фильмов и их обсуждение в группе является весьма эффективным терапевтическим приемом.

Очень важным инструментом в помощи вторичной профилактики наркозависимых является институт обетов трезвости. Однако пользоваться им нужно очень осторожно. На основе дореволюционного и собственного опыта нами установлено, что обет должен принимать священник с учетом личностных особенностей и степени воцерковленности желающего дать его. Очень важно объяснить, что обет трезвости дается Богу, а не священнику, и то, что нарушение его является сугубым грехом. Первоначальный срок обета должен быть небольшим: 3−6 месяцев. Выдержавшие этот срок могут давать обет трезвости на более длительное время. Обет в основном дается на отказ алкоголя, так как его употребление, как правило, провоцирует наркозависимых на возврат к употреблению наркотиков. Если кто желает дать обет на неупотребление наркотиков, срок может быть только один — на всю жизнь.

В основание всего проекта реабилитации в «Саперном» изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитанту встать на правильный путь. Создание структуры реабилитации, основанной на образе правильной семьи, ведет к дальнейшему формированию у реабилитанта должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит, каким должно быть воспитание детей. Устроение жизни на приходе с одной стороны просто, а с другой требует, если хотите, подвига. Человеку нелегко очиститься от страстей, но ведь очищение человека — это не только отрицание старого, но и приобретение нового, что требует также немало усилий.

В отличие от большинства светских центров реабилитации мы убеждаем воспитанников, что не только наркотики, но все, что негативно влияет на сознание и мешает человеку критически оценивать ситуацию, вредно для их физического, психического и духовного здоровья, поэтому категорически неприемлемо для них. Мы имеем ввиду не только наркотики, но и некоторые виды лекарственных препаратов, алкоголь, табакокурение, а также рок-музыку и религиозные учения деструктивных сект. Кроме этого, мы стараемся показать, что сущность различных страстей, их природа совершенно одинакова, будь то наркомания, игромания или компьютерная зависимость и поэтому одинаково опасна.

Очень важно, чтобы попавшие в зависимость (одержимые страстью) поняли, что за понятием «зависимость» стоит не просто дурная привычка, вызвавшая болезнь, а в реальности существующий инфернальный (адский, демонический) мир, которому противостоять только лишь человеческими усилиями (будь то медицинская или психологическая помощь, и даже их совокупность) без веры в Бога малоуспешно.

Нужно отметить, что реабилитационный центр «Саперное» в нашей епархии не единственный. Имеют те или иные особенности, но осуществляют реабилитацию на основе православного вероучения: братство преп. Серафима Вырицкого, скит при храме «Неупиваемая Чаша» в Покрово-Тервеническом монастыре и другие монастыри.

Подготовку наркозависимых ребят к реабилитации в «Саперном» и других центрах осуществляет епархиальный реабилитационный центр «Воскресение», расположенный на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Там же работает «Школа родителей» и оказывается постреабилитационная поддержка нашим подопечным. Центр «Воскресение» действует с 2002 года.

В нашей работе мы исходим из представления о том, что одним из важнейших составляющих вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. Практика убедительно свидетельствует о том, что у наркозависимых людей, чьи семьи были вовлечены в реабилитационный процесс, срывы происходят значительно реже, чем у реабилитантов, чьи родители уклонялись от программ поддержки родителей. Иными словами, о того насколько успешно строится работа с родителями, зависит, какой станет семья для выздоравливающего наркомана — провоцирующей наркотическое поведение или предохраняющей от наркотизации.

С октября 2004 года в Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при епархиальном Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму открылась Школа трезвения. В ней на специальных курсах оказывается помощь людям, желающим преодолеть алкогольную или табачную зависимость. Также здесь осуществляется психологическая поддержка родным и близким зависимых людей. Большинство преподавателей нашей Школы трезвения имеют многолетний опыт трезвенной работы в приходах Санкт-Петербургской епархии.

С нашей точки зрения опыт работы с семьями наркоманов и самими наркоманами не должен автоматически переноситься на работу с семьями алкоголиков и ими самими, несмотря на то, что в проявлениях этих двух духовно-нравственных болезней существуют общие черты. Именно потому система реабилитации алкоголезависимых людей в Школе трезвения значительно отличается от системы реабилитации в центре «Воскресение».

В Школе трезвения курс по преодолению алкогольной и табачной зависимостей проводится в два этапа. Первый этап курса — подготовительный. Он состоит из нескольких занятий или индивидуальных консультаций. На этом первом, весьма важном этапе преодоления алкогольно-табачной зависимости, наши слушатели получают знания о природе зависимостей, об эффективных способах исцеления, приобретают необходимые сведения для начала трезвой жизни. Человеку предлагается разобраться в том, насколько сильно его стремление измениться, стать лучше. На подготовительный курс принимаются только зависимые люди, а их близкие приглашаются в Школу трезвения на второй, основной этап курса.

На основном курсе слушатели смогут познакомиться с теми, кто уже долгий период ведет трезвый образ жизни. Здесь проходят интересные встречи со священниками, врачами, писателями, общественными деятелями. Цель основного курса — закрепить установку на трезвый образ жизни. Нашим слушателям и их близким мы рекомендуем посещать встречи основного курса хотя бы в течение полугода. Встречи проходят вечером один раз в неделю.

Подавляющее большинство слушателей Школы после завершения цикла занятий ведут трезвую жизнь, сознательно отказавшись от саморазрушения организма алкоголем и табачным дымом. Залог успеха слушателей Школы трезвения состоит в том, что они избрали высокие духовно-нравственные жизненные цели. А эти цели, в свою очередь, вытащили их из привычной обыденности, поскольку наши трезвомыслящие подопечные прилагали усилия и упорство к изменению себя.

Еще одно направление деятельности Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии — профилактика наркомании, алкоголизма и табачной зависимости. Основная цель профилактики — насколько возможно снизить спрос на наркотики, алкоголь и сигареты. В плане профилактической деятельности наш Отдел издает книги, буклеты, плакаты, видеофильмы, аудиокассеты. Нами выпускается альманах «Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму». Сотрудниками Отдела постоянно проводятся обучающие семинары и круглые столы. Мы являемся обязательными участниками всех форумов, в т. ч. международных, касающихся проблем наркомании и алкоголизма.

Отдельная задача нашей профилактической деятельности — это совместная работа с Миссионерским отделом по разъяснению опасности обращения за помощью в сектантские организации, которые, используя западную финансовую и политическую поддержку, расплодились, как поганки по всей России. Особенно вызывает тревогу наступательность такого вредного и духовно опасного сообщества, как «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы» (АА/АН), которые сумели внедриться не только в светские реабилитационные учреждения, но даже в некоторые православные монастыри, в том числе и здесь, в Москве.

Стоит затронуть, прежде всего, вопрос, о том, что в программной литературе АА/АН особо подчеркивается духовный, но не религиозный характер «12 шагов». При этом понятие «духовность» не расшифровывается, оставляя полную свободу для каких угодно истолкований самими членами АА/АН. На практике это приводит к подверженности членов АА/АН влиянию со стороны любых религиозных, философских, псевдо-религиозных и оккультных систем, которые в том или ином контексте употребляют слово «духовность».

Наркозависимые и алкоголезависимые люди, конечно же, нуждаются в духовной поддержке и ищут ее, но «духовность» программы «12 шагов» настолько неопределенна и расходится с традициями Русской Православной Церкви, что люди, попавшие в лукавые программы АА/АН, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа.

Принципиальным различием в православном представлении и положениях программы АА/АН является, например, то, что алкоголизм в понимании АА/АН — такая же болезнь, как диабет, и ответственности за эту болезнь алкоголезависимый почти не несет. Православное же вероучение утверждает, что любая зависимость — изначально грех, а уже потом болезнь. Апостол Иаков пишет: «Похоть (то есть, пожелание, страсть — авт.) же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.: 1; 15).

В последнем номере альманаха «Теория и практика противодействия наркомании и алкоголизму» мы предложили некоторые выводы о личностных особенностях «анонимных» алкоголиков и наркоманов. Позвольте процитировать:

«1. В результате отождествления с программой у участников движения происходит не возвращение в сообщество независимых людей, а формируется принадлежность к особой группе „анонимных“ алкоголиков или наркоманов, что приводит к укреплению чувства собственной исключительности, вплоть до ощущения превосходства над людьми, не имеющими отношения к программе „12 шагов“.

2. У участников движения формируется уверенность в том, что без программы невозможно выздоравливать и сохранять трезвость, что стимулирует страх потери 12-шаговой группы, способствует выработке психологической зависимости от программы.

3. С течением времени у членов движения АА/АН снижается способность к критическому осмыслению всего, что так или иначе связано с программой, мышление становится стереотипным и категоричным.

4. Возникает несоответствие декларируемого и реального поведения, которое зачастую становится манипулятивным, и при этом оправдывается с помощью словесной эквилибристики программными положениями.

5. Усугубляется беззащитность „анонимных“ алкоголиков и наркоманов перед влиянием любых, в том числе явно деструктивных „духовных“ учений и систем. Не осознается внутренняя противоречивость их собственного мировоззрения.

К сожалению, в специальной литературе, посвященной проблемам зависимости, до сих пор уделяется недостаточное внимание критическому анализу программы „12 шагов“ и ее влиянию на „анонимных наркоманов“ и „анонимных алкоголиков“. Очевидно, что кроме трезвости, которая является основной целью программы, участники приобретают такие психологические качества, которые не могут оцениваться как положительные».

В заключение своего выступления мне хотелось бы подчеркнуть, что в Русской Православной Церкви имеется богатейший опыт в деле противодействия наркомании и алкоголизму. Во многих епархиях успешно действуют десятки православных обществ трезвости и реабилитационных центров. Нам нужно больше обмениваться православным опытом помощи наркозависимым и алкоголезависимым людям, перенимать наиболее удачное в работе своих коллег. Я думаю, что у многих участников этой конференции уже сложилось твердое убеждение в том, что, имея чистый источник православной веры, незачем пользоваться духовно и психологически нездоровыми идеями любых сект и псевдо-религиозных систем.
Протоиерей Сергий Бельков, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму СПб епархии

http://rusk.ru/st.php?idar=104082

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  И.Г.Шепелев    07.03.2007 11:51
Блестящее понимание вопроса протоиерем Сергием Бельковым, поэтому у него такой результат. Его опыт требует рапростанение по всей России.
  Священник Игорь Илюшин    29.12.2006 21:45
Спаси Господи отец Сергий!
Я служу в храме "Державной иконы Божией Матери" на пр.Культуры. Наш настоятель о.Сергий Филимонов благословил мне на приходе проводить беседы с игроманами (лудоманами), он говорил, что у вас возможно есть специальная программа по реабилитации подверженных этой греховной страсти. Сообщите пожалуйста мне на E-mail как с вами связаться и получитьб эту программу. Спаси вас Господи и укрепи в вашем святом деле!
  евгения    23.12.2006 11:45
Гангаеву А.С. И что же Вы выбрали?
  Гангаев А.С.    23.12.2006 03:05
По поводу духовности
1. Алкоголик (не член А.А.), как правило не верит не в Бога не в черта поэтому ему предлагается поверить в силу более могущественную чем он сам.
2. Какую религию ему выбрать (когда у него мозги просохнут, у меня это случилось через год) решать ему самому.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика