Русская линия | Вячеслав Клыков, Тамара Антипенко | 12.01.2006 |
Первое, что бросилось в глаза, когда я переступила порог мастерской, — модель памятника киевскому князю Святославу. Того самого памятника, который вызвал не слишком лестные отзывы в СМИ — сама лично я читала статью Анны Мартовицкой «Отмстили неразумным хазарам» в газете «Культура». Тогда, в конце ноября, ее автор вопрошала: поставят ли в Белгороде памятник князю Святославу? Теперь он, вопреки сомнительным прогнозам, установлен рядом с Холтинским монастырем в Белгородской области, а на момент нашей встречи с В.М.Клыковым там был сооружен постамент. С памятника и начался наш разговор.
Тамара Антипенко: Вячеслав Михайлович, вокруг памятника князю Святославу бушуют нешуточные страсти. Самое большое неприятие у ваших оппонентов вызывает то, что конь князя, на котором Святослав сидит верхом, попирает копытами хазарского воина, на щите коего изображена шестиконечная звезда. Дескать, эта звезда, несмотря на то, что в Хазарском каганате исповедовали иудаизм, не являлась ни государственным, ни военным символом этого государства. Но это символ современного Израиля и вообще иудаизма, который исповедуют сотни тысяч граждан РФ…
Вячеслав Клыков: Для начала я бы хотел коснуться замысла памятника и истории его создания.
В 2005 году исполнилось 1040 лет со дня разгрома Хазарского каганата великим князем Киевским Святославом в результате похода, состоявшегося в 965 году. В ряду наших побед, это событие занимает особое место — без него не было бы вообще России — ни как Московской Руси, ни как православного государства, ни как Российской империи. И вот, из всех памятных дат, которые широко отмечались в 2005-м году (625-летие Куликовской битвы, 60-летие разгрома фашистской Германии), об этой важнейшей дате, об этой победе почему-то умолчали.
Не забывайте о том, что Святослав — сын святой равноапостольной Великой княгини Ольги, отец святого равноапостольного Великого князя Владимира, крестившего Русь. Святослава я считаю крупнейшим полководцем мирового уровня. Защищая интересы русского государства Киевской Руси, он не проиграл ни одного сражения. Мы помним Александра Македонского, но не чтим Святослава, нашего русского полководца, не ведавшего поражений.
По каким причинам разгром Хазарии не отмечался на государственном уровне, — это уже другой вопрос. Но мы решили отметить эту великую победу хотя бы силами патриотических общественных организаций. В разных городах России прошли конференции и вечера. Было решено увековечить память великого полководца в двух местах. Первый памятник был открыт 15 октября в Запорожье напротив острова Хортица, где злодейски был убит наш национальный герой. Это — памятник пешему князю, на нем Святослав изображен, как бы передающим меч потомкам, в этом и состоит смысл композиции — «Возьмите меч мой…». Открытие памятника превратилось в полном смысле всенародное торжество. Вот где были продемонстрированы взаимная любовь, наша историческая дружба с украинским народом. Никаких сепаратистских настроений в этот день не было. Все средства массовой информации Украины дали положительные материалы. На открытии были представители церковного клира, Верховной Рады Украины, правительства страны, мэр города, руководители многих крупных промышленных предприятий, приехала большая делегация из Москвы. Все это вылилось в радостный праздник духовного единства русского и украинского народов.
Второй памятник, конный, мы решили поставить на белгородской земле, и губернатор Евгений Степанович Савченко любезно предоставил нам такую возможность. Как раз в конном монументе мы и хотели выразить суть победы Святослава.
Надо понять, что такое Хазарский каганат? Это было паразитическое государство, которое жило исключительно за счет работорговли, контроля над торговыми путями и за счет наемных воинов. И уже где-то в VII веке сначала тайно, а затем явно Хазария приняла иудаизм.
Т.Антипенко: А где географически располагалась Хазария?
В.Клыков: Она находилась в низовьях Волги, растянувшись на запад и на восток вплоть до Мордовии, включая такие территории, как Северный Афганистан, Крым (Тмутаракань — один из ее городов). Хазарский город Семендер находился на Северном Кавказе, Саркел — в междуречье Волги и Дона, нижнего их течения. Столица Итиль находилась как раз в устье Волги, примерно на месте современной Астрахани.
Князь Святослав совершил поход против Хазарии, предприняв искусный маневр — он не пошел по степи, в лоб, на Хазарию, а обошел ее, достиг Рязани, по Оке спустился до Волги и далее двинулся на ладьях с небольшим количеством войска и сразу же осадил столицу Итиль. Взял ее штурмом и, как пишут летописи, не оставил камня на камне. По пути разбил Семендер, Саркел, Тмутаракань, и таким образом Хазарский каганат рухнул и дал возможность Руси развиваться как государству. Одновременно были спасены славянские и многие другие племена, проживавшие вокруг. В результате на много веков вперед было определено их развитие.
Я думаю, что славянская карта Европы сегодня выглядела бы по-другому, не будь этой победы над Хазарией. Не говоря уже о России, — для ее истории и становления как государства эта победа имеет важнейшее историческое значение. Вот почему мы хотели привлечь к ней внимание, как общественности, так и правительственных кругов. А то порой складывается такое впечатление, что все это было не в реальности, а только в былинах.
Т.Антипенко: А что касается протеста еврейских общественных организаций против памятника?
В.Клыков: Еврейские организации пытаются доказать, что шестиконечная звезда якобы не являлась символом Хазарского государства. На самом же деле государство, которое приняло иудаизм и последние два века своего существования исповедовало Талмуд, это и есть иудейское Хазарское государство, и символом его и в то время, и всегда была как раз шестиконечная звезда.
Это подтверждают находки, которые встречаются во время археологических раскопок. Такие экспонаты есть в Эрмитаже.
Но самое главное для нас, я думаю, заключается в том, что это — наша история, и мы должны ее знать. Мы должны понимать суть победы князя Святослава.
А что касается протестов еврейских организаций — это их проблемы.
Т.Антипенко: А без этого символа на памятнике можно было обойтись?
В.Клыков: Нет! Тогда теряется смысл победы. Кто повержен? Какой воин? В данном случае конкретно показано, что это — победа над иудейским Хазарским каганатом.
Т.Антипенко: А какое отношение к этой победе имели Белгород или Запорожье? Почему решено установить памятники именно там?
В.Клыков: На острове Хортица князь Святослав нашел свой последний приют. Возвращаясь домой с одного из походов, по какой-то причине, о которой история умалчивает, он пошел с небольшой дружиной отдельно вверх по Днепру на ладьях. Остановился на острове Хортица, напротив теперешнего Запорожья передохнуть. Воровским образом большое войско печенегов окружило ночью русских воинов. В этом последнем сражении вместе со своей дружиной и погиб князь Святослав.
Что касается второго памятника, князь Святослав мог проходить из Киева через белгородские земли. Белгородский памятник установлен по соседству с Холтинским монастырем на одном из холмов — это создает ощущение древнего пейзажа той земли, по которой проходили не только Святослав, но и другие русские князья.
Оба памятника Святославу — наш дар Запорожью и Белгородской области.
Т.Антипенко: Чем же вы зарабатываете? Я смотрю, все в дар приносите…
В.Клыков: Поясню: сделал я, допустим, какую-то работу по заказу, деньги остались… Я их не коплю, и никогда не копил. Отдаю на какие-то благотворительные дела. Иногда друзья помогают, единомышленники. Слава Богу, что белгородцы технические расходы оплатили, например, перевод памятника в бронзу.
Т.Антипенко: Что у вас сейчас в работе, какие проекты?
В.Клыков: Разные. Например, памятник основателям Славяно-греко-латинской академии в Москве греческим братьям-монахам Лихудам. Пока он в гипсе и находится здесь в мастерской. Он должен быть установлен в центре Москвы недалеко от той академии, где учился М.В.Ломоносов, напротив Богоявленского храма.
Т.Антипенко: Я давно не была в Москве и сегодня, наконец, увидела памятник Жукову перед Кремлем. Какие еще ваши памятники установлены в столице?
В.Клыков: Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию на Славянской площади, великой княгине Елизавете Федоровне напротив Марфо-Мариинской обители, в Центре международной торговли на Красной Пресне мой Меркурий стоит как символ торговли — семиметровая статуя на колонне…
Т.Антипенко: Кроме того, что вы активно занимаетесь профессиональным делом, вы еще и общественный деятель. Конкурс Плевицкой курируете, возглавляете Фонд славянской письменности и культуры, курское землячество в Москве…
В.Клыков: Эти организации уже поставлены на ноги. В 2006 году мы будем отмечать 20-летие Фонда славянской письменности и культуры. Первым его президентом был академик Никита Ильич Толстой, правнук Льва Николаевича, потом избрали меня. Ведем постоянную работу согласно нашему уставу, поставленным целям и задачам. А цели простые: пропаганда наследия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. То есть, это и защита русского языка, и внедрение в образовательную систему основ православной культуры — мы были одними из инициаторов этого. И, слава Богу, в Курской области удалось на государственном уровне ввести обязательное обучение основам православной культуры. Это единственная область, где распоряжением губернатора Руцкого впервые был явлен такой пример. Надеюсь, что это войдет в практику повсеместно, хотя все не так просто.
Также мы исповедуем единство славянских народов. Помогаем братским государствам. Делаем все, чтобы как можно скорее исправить преступление, совершенное в Беловежской пуще.
Т.Антипенко: А как дела в Курском землячестве?
В.Клыков: Здесь тоже, слава Богу, механизм налажен, землячество существует уже 9 лет. Хотелось бы, чтобы больше помогали из Курской области. Я сам стараюсь подавать пример, помогаю, чем могу. И в культурном отношении, и в экономическом.
Т.Антипенко: Вячеслав Михайлович, вы один из первых лауреатов Международной премии Андрея Первозванного, которую вручают одноименный Фонд и Центр национальной славы России. Кстати, вы с этими организациями находитесь на Большой Ордынке по соседству. Как-то сотрудничаете?
В.Клыков: У каждого свой круг программ. Слава Богу, что они справляются со своими, мы — со своими, хотя идем в одном направлении. Они уже стараются вовлечь в свою деятельность правительственные органы, благодаря чему многие в правительстве и администрации президента приходят к пониманию, что нужно считаться, прежде всего, с нашими историческими традициями.
Это — православные традиции. Нельзя ставить на одну доску все религии и даже ереси, в том числе, и законодательно. Нельзя! Православие должно быть государственной религией. Это — основа. Конечно государство должно уважительно относиться и к традиционным религиям России, каковыми являются ислам и буддизм. Сейчас к традиционным религиям причисляют по недоразумению и иудаизм, который никогда в России не был традиционной религией. Сейчас нам стараются вдолбить противоположное, и это прискорбно. Мы должны понимать, что иудаизм — религия антихристианская, иудаизм всегда был враждебен Православию, это по сути христоненавистническая религия.
А что касается Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России, у нас, повторяю, одни задачи. Эту работу надо вести и сверху и снизу. Мы ведем снизу, они — сверху. В их позиции есть свои преимущества, но и свои недостатки. Я считаю, что политика нашего правительства и президента, как бы помягче выразиться, не работает на пользу народа и на укрепление государства Российского. Напротив, мы видим и разрушение государства, и ущемление прав коренных народов, русского, прежде всего. Идет вытеснение русских с их территории. Естественно, мы не можем с этим мириться, нередко выступаем против тех законов, которые принимаются. Пишем и Президенту, и в Думу… Естественно, такая организация, как наша, которая не идет в ногу с политикой власти, вызывает, мягко говоря, опасения.
Т.Антипенко: Против чего конкретно вы выступали?
В.Клыков: Да, Боже мой, это противостояние длится уже 20 лет! Мы были против Беловежского соглашения, разоблачали его инициаторов и вдохновителей. Тогда разделили по живому народы, у которых общая многовековая судьба!..
Т.Антипенко: Но ведь не только три славянских народа входили в СССР, много было народов…
В.Клыков: Мы говорим об основном государствообразующем ядре, а это великороссы, малороссы и белорусы, составляющие единый русский народ.
Т.Антипенко: Кстати, на торжественной церемонии вручения премии Андрея Первозванного часто звучало такое выражение, как «Диалог цивилизаций». Как вы понимаете его? Здесь у вас нет расхождений с Центром национальной славы?
В.Клыков: Есть, конечно. Раньше мы говорили об интернационализме. Сейчас это подменяют общечеловеческими ценностями, суть которых в двойных стандартах. «Общечеловеческие ценности» навязывают, прежде всего, нам, русским, другим славянским народам. А те, кто нам эти «ценности» диктует, сами живут по своим собственным законам. Какой же тут может быть диалог? Тут может быть только противостояние цивилизаций. Другое дело, что Земля у нас одна? Но решать вопросы надо основываясь на Истине, а не на разновидностях лжи и фальсификации.
Т.Антипенко: Вячеслав Михайлович, когда-то вы баллотировались в курские губернаторы. Нет ли у вас сегодня мысли повторить попытку?
В.Клыков: Не собираюсь и пробовать. Тогда моя цель была — убрать Руцкого, и с этой задачей я справился. А так я никогда бы не пошел на выборы — ни в Думу, ни в губернаторы. Я слишком хорошо знаю ходы и коридоры, по которым вынуждены ходить те, кто решается на это. У меня поле деятельности в этом смысле гораздо шире, и потом я человек творческий — я не зависим ни от кого.
Вот 21 ноября мы провели съезд Союза русского народа…
Т.Антипенко: Скажите несколько слов о Союзе. У многих ведь об этом, как и у меня, еще школьные «познания».
В.Клыков: Мы объявили себя как бы правопреемниками того Союза, который был создан в 1905 году для борьбы с международными террористическими организациями.
Сегодня мы должны использовать и положительный опыт того Союза, и учиться на их ошибках. В состав Союза входили лучшие представители духовенства, аристократии и простого народа, лучшие люди, понимавшие, что грозит России.
Мы только сейчас осознаем весь масштаб той страшной трагедии, которая разразилась в России в 1917 году, а ее готовили не один десяток лет. И готовили, прежде всего, международные террористические организации. По сути, не было ни одной страны, включая США, Канаду, Японию, где бы не готовили террористические группы для засылки в Россию. Они разные были — и идеологического толка, и просто откровенные убийцы, взрыватели, бомбометатели… Вся Россия наводнялась этими организациями.
Мы ставим целью сделать все возможное, чтобы объединить людей в понимании того, что происходит сейчас в России, сохранить ее целостность, помогать русским людям по всем направлениям нашего бытия. Для этого надо создавать ячейки нашей организации везде, потому что пришло время, когда русский народ, о котором не хотят заботиться ни правительство, ни президент, должен позаботиться о себе сам.
Т.Антипенко: Простите мне мое невежество, но просветите относительно «Черной сотни», которая в массовом сознании ассоциируется с Союзом Русского Народа…
В.Клыков: В 1905 году, когда террористы убивали не только патриотов, но даже и священников, когда имели место случаи надругательств над святынями, над иконами, была создана «Черная сотня» — организация для защиты крестных ходов от вандализма.
Т.Антипенко: Последний вопрос, Вячеслав Михайлович. Что бы вы делали, если бы вас все-таки выбрали курским губернатором? Этого ведь нельзя исключать…
В.Клыков: Я знаю, что инерция велика и властвует так называемый замкнутый номенклатурный круг, в котором в принципе действуют одни и те же люди. Бывают только рокировки, как в шахматах. И в этот круг нового человека, будь он хоть семи пядей во лбу, никогда не допустят. Единственный прорыв сделал Евдокимов, но вы видите, чем это закончилось. Но, тем не менее, это положительный пример, потому что народное сознание подходит к пониманию: хватит замыкаться на этом номенклатурном круге, он изжил сам себя давно, еще с коммунистических советских времен.
Т.Антипенко: Ну что ж, значит, у вас еще есть надежда.
В.Клыков: Нет, у меня есть понимание, а возможности, повторяю, другие.
Т.Антипенко: Я тоже так думаю: Клыков есть Клыков. Зачем вам отдельно взятая область, когда вы принадлежите всей России!..
Тамара Антипенко, редактор отдела культуры газеты «Курская правда», почетный работник культуры и искусства Курской области
http://rusk.ru/st.php?idar=104047
|