Русская линия
Русская линия Марина Михайлова,
Протоиерей Игорь Филин
14.01.2006 

Пламенный Серафим
15 января — преставление (1833) и второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Преподобный Серафим СаровскийНе счесть небесных заступников у Святой Руси, каждый из них дорог нам по-своему и особенно. Так, не ошибемся, сказав, что душа любого православного человека умиляется при одном упоминании имени великого русского святого — преподобного Серафима Саровского. Особая милость оказывается нам преподобным в последнее время. Вся православная Россия чествовала в 2003 году столетие прославления святого, на следующий год благодаря новым историческим исследованиям стало известно о 250-летии со дня его рождения. Так после десятилетий глухого молчания это имя вновь звучало по всей России, и кто-то открыл для себя святого, другие укрепились в любви к нему.

«Образ преподобного Серафима — это образ святости русского народа. Он близок нам так, потому что мы в нем чувствуем лучшее, что есть в самом русском народе. Преподобный Серафим — наш национальный русский святой. Ни в одном угоднике Божием так не воплощается дух нашего Православия, как в образе убогого Серафима, молитвенника, постника, умиленного, всегда радостного, всех утешающего, всем прощающего старца всея Руси. Он близок нам, потому что он кровь от кровей наших и плоть от плоти нашей. Он — это мы сами, но поднятые из грязи, очищенные подвигом, просветленные благодатью Божией. Он не только близок нам, он нам родной», — сказал о преподобном Серафиме протоиерей Валентин Свенцицкий.

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Машнин) родился в курской семье посадских людей. В детстве он упал с колокольни, но остался невредим. Дважды в юности удостаивался явления Пресвятой Богородицы, исцелявшей его от тяжелых недугов. В 1778 году по благословению известного старца того времени Досифея пришел в Саровский монастырь Тамбовской губернии, став послушником обители. Часто уходил для молитвы в лес. Через восемь лет Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим, что означает по-древнееврейски — пламенный.

В 35 лет иеромонах Серафим удалился в лесную келию в пяти верстах от монастыря, где, храня строгий пост, тысячу дней и ночей молился, стоя на коленях на камне. Здесь на него напали разбойники, они изуродовали преподобного. Пресвятая Дева, вновь явившись ко святому, исцелила его. Вернувшись в монастырь, о. Серафим дал обет молчания и ушел в затвор. А в последние годы жизни по велению Божией Матери принял на себя подвиг старчества, став принимать, наставлять и утешать приходивших к нему людей. К каждому он обращался со словами «Радость моя». Почил святой во время молитвы, стоя на коленях…

Тридцать лет отшельничества, три года столпничества, подвиг безмолвия, затворничество, старчество были в этой святой жизни.

Прославление святого и обретение его мощей в 1903 году стало для всей России большим духовным торжеством. Это событие предвидел сам преподобный: «Среди лета запоют Пасху! А народу-то со всех сторон, со всех сторон!» Император Николай II, сам ныне прославленный, лично нес раку с мощами. Тогда произошло множество чудесных исцелений. В разгар безбожных гонений на святую Церковь мощи преподобного Серафима были увезены из Саровской обители в антирелигиозный музей, открытый в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Здесь они были обретены вновь в 1991 году и торжественно перенесены в Серафимо-Дивеевскую обитель, основанную преподобным.

Русский богатырь духа, с благочестивых детских лет избранный Самой Божией Матерью, он, претерпев болезни, голод и холод, избиение от лихих людей, искушение от бесов, превратился в согбенного, но удивительного старца, духоносного наставника всей России. «Облекаясь во Христа», уподобляясь Ему, он явил высокие образцы целомудрия, бдения, поста, непрестанной молитвы, кротости, смирения, послушания, совершенного незлобия.

Стяжав дар пророчества, он предсказал последующие скорбные времена. Революции, войны, голод, репрессии, разорение церквей, осквернение святынь, в том числе Саровского монастыря и собственных мощей, даже исчезновение самого названия города Саров, ставшего засекреченным Арзамасом-16 — родиной советской атомной бомбы… Но и — второе обретение мощей, торжественное их возвращение в Дивеево.

Всем нам дорог этот дивный старец, готовый, как и прежде, прийти на помощь каждому.

Сегодня мы публикуем проповедь о преподобном Серафиме протоиерея Игоря Филина, настоятеля Серафимовской церкви в пос. Песочный под Санкт-Петербургом, — одной из первых в России, посвященной преподобному Серафиму Саровскому.

Дивный угодник Божий — преподобный Серафим явлен был в последние времена перед тяжелейшими испытаниями, которые предстояло выдержать нашему народу. Но и в дни его земного бытия Россия не пребывала в мире и тишине. Были и Отечественная война 1812 года, и декабрьское восстание в 1825 году, и много другого трагического происходило при жизни преподобного. Но, как мы знаем, святой Серафим не подвизался ни на военном, ни на государственном, ни на торговом или строительном поприще, как его родители и брат. Он был монахом, он ушел спасать свою душу…

Сегодняшние люди, не имея правильного представления о монашестве, нередко полагают, что монахи — это либо бездельники, не желающие работать, либо эгоисты, бегущие из этого мира для того, чтобы подальше от греховных соблазнов спасать свою душу. Людям нерелигиозным вообще трудно понять, что молиться Богу, как говорил преподобный Антоний Великий, — самое тяжелое, что есть в жизни. В ответ на вопросы учеников он объяснял, что делом этим нужно заниматься непрестанно. Любое другое дело рано или поздно будет закончено, но молитвенное делание не может быть окончено никогда.

Всякий из нас, худо-бедно молящийся, знает, как непросто поставить себя на молитву. Знает, как это трудно — молиться без отвлекающих помыслов и как еще более сложно добиться того, чтобы молитва была сердечной, чтобы и ум, и чувства участвовали в молитве. Поэтому монах — это человек, который, избегая многообразных искушений мира, ищет единения с Богом. Достигнув этого единения, он становится спасителем человечества, потому что молится уже за весь мир. По свидетельству святых, мир потому и жив, что есть еще праведники, которые за него молятся. И если таковых не будет, то и мир устоять не сможет из-за обилия того зла, которым он переполнен. Только умилостивляющая молитва праведников, живущих среди нас и испрашивающих оживотворяющую благодать Божию для этого умерщвленного грехом мира, еще продлевает наше бытие. Одним из таких заступников за род человеческий и является преподобный Серафим Саровский.

Мы знаем, что если обратиться в своих молитвах к какому-нибудь святому, то этот святой будет иметь о нас попечение. А преподобный Серафим обладает какой-то особенной благодатью у Бога. Стоит только поусерднее помолиться к нему, как он не только откликается на наши молитвы, но и начинает участвовать в нашей жизни, он помогает нам стать ближе к Богу, он постоянно присутствует в нашей жизни и меняет ее.

Христоподобную любовь, которую стяжал преподобный Серафим, он очевидным образом изливает на нас. Уподобившись, став пре-подобным Самому Христу, Который распялся за нас с вами, Серафим распинается в своих монашеских подвигах, распинается от приема многих сотен и тысяч людей, каждый день приходивших к нему за благословением, за советом, испрашивавших его молитв. Для каждого из них находилось благословение, для каждого находилась молитва. В келье преподобного всегда горело множество свечей, потому что, не имея возможности часто поминать всех, кто оставлял ему свои записки с многочисленными именами, он, единожды помянув, зажигал свечу и веровал, что покуда свеча горит, молитва об этих людях возносится ко Господу.

Надо сказать, что пожар в день его кончины случился именно из-за того, что в келье горело множество свечей. Жар в келье по свидетельству очевидцев был всегда так велик, что было удивительно, как она не занимается огнем. Огонь — этот символ горячей молитвы к Богу, огонь, который материализовался и стал причиной пожара, был знаком того, что душа преподобного отошла к Тому, Кому он всю жизнь служил — ко Господу.

По заповеди любя Господа, он служил и ближнему во исполнение заповеди любви. Мы и сегодня, дорогие братья и сестры, испытываем на себе эту необыкновенную благодать, которую дает нам молитва преподобного Серафима. Он вымаливает каждого из нас. Бывает, он решительно меняет наше бытие, поворачивая его от смерти к жизни, потому что, следуя Христу, как говорит Господь, человек может совершать даже больше чудес, чем Сам Господь, когда Он был во плоти на земле.

Известно, что преподобный Серафим подражал своей жизнью древним отцам, которые подвизались в первые века христианства в египетской пустыне, совершая там удивительные подвиги. Подвиги преподобного Серафима нередко вызывали у братии удивление. Они недоумевали порой, зачем нужно так выделяться среди прочих, беря на себя какие-то особые подвиги. Не является ли это, думали они, проявлением духовной гордости или прельщения?

Но Серафим Саровский объяснял, что мы не можем понести таких подвигов лишь только потому, что у нас не хватает решимости следовать за Христом. Именно это является причиной того, что мы не можем стать настоящими христианами. Нередко мы отступаем от Бога, оправдываясь слабостью, немощью, неспособностью. А на самом деле необходима только решимость следовать за Христом. Тогда можно не смотреть ни на что и не бояться ничего, Господь все нам даст. Ведь силу-то мы имеем не свою, а получаем ее от Господа.

Преподобный Серафим, когда жил в лесу, в дальней пустыньке, нередко зимой свою келью не топил, а уж питался, действительно, как птичка небесная. И был, однако, здоров и полон сил.

Все наши немощи, все наши болезни, все наши скорби — результат греха. Мы согрешаем каждый день, согрешаем во множестве. Грехов у нас столько, что мы уже перестаем их видеть. И часто наших сил хватает лишь на то, чтобы только повздыхать о том, какие мы безнадежные грешники. И все… А изменить себя мы уже не в состоянии.

Давайте же, дорогие, взирая на мужество, на горячую молитву к Богу святого Серафима, попросим у него, чтобы он вымолил у Господа мужество, упорство, терпение в вере и для нас. Чтобы мы стали не номинальными христианами по факту своего крещения, а христианами истинными, дела которых позволили бы стяжать у Бога дарования Святого Духа, и чтобы все видели, глядя на нас, что христианство — это иной образ жизни, иное качество бытия — богоподобное. Мы все должны являть такое богоподобие. И если мы не имеем его и не стремимся к нему, то грош цена и нам, и нашей вере, и нашему христианству.

Преподобный Серафим в своей жизни взирал на Господа, и если брал кого-то в пример, то не духовно слабых и немощных людей, а прославленных подвижников и святых. Поэтому и силы имел от Господа и стяжал великую любовь, питаясь которой мы сегодня и живем, и веру имеем, и в храме собираться можем на молитву Богу. И то, что мы сегодня молимся в нашем восстановленном храме, свидетельствует о продолжении духовной жизни по молитвам преподобного. Понемногу, но после десятков лет мерзости и запустения наш храм, по молитвам батюшки Серафима, обретает прежнее великолепие. И к празднику столетия со дня своего освящения он и снаружи, и изнутри стал соответствовать тому светлому, радостному, молитвенному облику, который имел сам святой, в честь которого и освящен. С праздником, дорогие, призываю на вас благословение Божие по молитвам преподобного Серафима. Аминь.

http://rusk.ru/st.php?idar=104037

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru