Русская линия | Анатолий Степанов | 03.01.2006 |
Священномученик Макарий (Гневушев) (1858−1918) |
Михаил Васильевич получил известность не только на педагогическом поприще, но и благодаря своей активной миссионерской деятельности. Вскоре его труды были замечены, и в 1890 году он был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. В 1902 году, как один из самых известных педагогов, Гневушев стал инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».
С самого начала М.В.Гневушев принимал активное участие в монархическом движении. К 1906 году он был уже членом Совета Киевской Русской монархической партии, а также членом Киевского отдела Русского Собрания (РС). 3 июля 1906 года в отделе РС он сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных областях. Доклад было решено напечатать, так как, по утверждению председателя Киевского отдела РС Бориса Михайловича Юзефовича, он «вызвал единодушное сочувствие и одобрение слушателей правдивым, кратким и ясным изображением общественного настроения в пределах обильно населенных евреями западных окраин России».
Автор пришел к выводу, что главным виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения является еврейство. «В течение многих веков, образовав при помощи кагала могущественный союз, евреи, в конце концов, захватили в свои руки главные нити политической, экономической и общественной жизни европейских народов, не исключая и русского. Завладев почти всею печатью, они настойчиво влияют на общественное мнение, слагают его согласно своим интересам, нисколько не стесняясь средствами к достижению намеченных целей», — утверждал М.В.Гневушев. Именно пагубная деятельность евреев, а отчасти и поляков, по его убеждению, привела к распространению революционных идей, под влиянием которых «значительная часть учащейся молодежи стала в ряды „освободителей“ и, выйдя из условий нормальной жизни, превратилась в послушное орудие революционных и анархистских партий. Современное состояние высших и значительной части средних учебных заведений крайне безотрадно и ничего не обещает не только в ближнем, но и в более или менее отдаленном будущем».
Однако главная вина в распространении крамолы, по убеждению докладчика, лежит не на евреях, а на правительстве и местных властях, прежде всего на главе правительства — Витте, ибо «как центральное правительство, так и большинство местных органов его оказались настолько терпимыми в отношении к разрушительным левым партиям, что мирное, на почве закона живущее общество > попало как бы под иго этих левых партий». Власти, напротив, подвергают незаслуженным стеснениям и ограничениям правые партии, «отменяются, в угоду евреям, освященные обычаем и установленные Церковью, крестные ходы, отбираются произведения так называемой „черносотенной литературы“, обличающие клевету и ложь еврейской печати».
В докладе даже содержалась вполне определенная угроза в отношении власти. Если сохранится «терпимое отношение правительства к революционным партиям», то монархическая партия, предупреждал докладчик, будет вынуждена искать поддержки «со стороны народных масс». Автор доклада от имени киевских монархистов потребовал от властей укротить деятельность революционеров и навести порядок. Времени на раскачку, говорил он, нет, ибо доверие к правительству колеблется, «во многих местах народное озлобление против местных властей, охраняющих еврейские интересы преимущественно перед всеми другими, сдерживается с великим трудом». Отставка правительства Витте породила у черносотенцев надежды на изменение политики — «монархическая партия надеется, что нынешнее правительство своим открытым и прямым образом действий, на основах русской исторической жизни, спасет современную Россию от угрожающих ей ужасов внутренних междоусобий», — заявил в заключение своего доклада Гневушев.
Осенью того же года Михаил Васильевич принимал участие в работе 3-го Всероссийского съезда Русских людей (или Всероссийский съезд Людей Земли Русской), который проходил в Киеве 1−7 октября 1906 года. На съезде он был делегатом от Киевского Союза русских рабочих. По окончании съезда от имени хозяев — киевлян — он сказал прощальное слово приезжим депутатам. Как делегат рабочей монархической организации Гневушев участвовал также в работе 4-го Всероссийского съезда Русских людей (или Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), который проходил в Москве с 26 апреля по 1 мая 1907 года. На этом съезде он выступал с речью о необходимости объединения монархистов. Мы стоим перед смертельной опасностью, пред нами раскрывается пропасть, говорил М.В.Гневушев, и указывал на «язвы нашего времени», особенно на тот позорный факт, что многие русские сделались предателями своего народа, забыли все русское и относятся к нему хуже врагов. «Русским людям нужно серьезно приняться за объединение всех духовных сил народа для спасения родины и для устройства ее дальнейшей жизни на исконных патриотических началах».
В 1907 году Михаил Васильевич был избран председателем только что созданного Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа (впоследствии, после переезда в Москву, он оставался почетным председателем отдела). В это же время он был назначен на ответственную должность наблюдателя церковных школ Киевской епархии.
Архимандрит Макарий (Гневушев) |
Однако и враг не дремал. В 1908—1909 монархическое движение Москвы потряс целый ряд расколов и скандальных заявлений. Группа деятелей монархического движения предприняла попытку отстранить от руководства правыми союзами Москвы протоиерея Иоанна Восторгова и архимандрита Макария. В июне 1908 года в результате интриг и внутренних распрей они вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете Союза Русского Народа. На рубеже 1908−1909 годов их недоброжелатели предприняли новую атаку, добиваясь их ухода с руководящих постов в Русском монархическом союзе и Русском монархическом собрании. Причем, в целях дискредитации о. Иоанна и о. Макария в ход пускалась даже откровенная клевета.
В этих условиях группа сторонников протоиерея Восторгова и архимандрита Макария решила провести монархический съезд, который бы снял все вопросы и подтвердил легитимность этих видных деятелей правого движения. О. Макарий был членом организационного комитета по созыву Съезда Русских людей, который проходил в Москве с 27 сентября по 4 октября 1909 года. Вместе с Иваном Георгиевичем Айвазовым он готовил материалы к обсуждению, выступал с приветственной речью при открытии Съезда, принимал активное участие в обсуждении вопросов повестки дня, был избран членом исполнительно-редакционной комиссии, которая создавалась для завершения работ с принятыми резолюциями.
Несмотря на чинимые препятствия Съезд прошел довольно успешно. Форум монархистов приветствовал Государь, написавший, что знает готовность монархистов «верно и честно служить Мне и родине в строгом уважении законности и порядка». Почетным председателем Съезда был тогдашний епископ Орловский священномученик Серафим (Чичагов). В заседаниях Съезда приняли участие митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский), епископ Могилевский Стефан (Архангельский), а также два будущих архиерея иеромонах Нестор (Анисимов) и протоиерей Епифаний Кузнецов (будущий священномученик епископ Селенгинский Ефрем). На Съезд собралось большое число представителей духовенства. В его работе участвовали также депутаты Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич и Георгий Алексеевич Шечков, известные правые деятели Николай Николаевич Родзевич, Клавдий Никандрович Пасхалов, профессор Владислав Францевич Залеский, Рафаил Федорович Еленев, Клавдий Петрович Степанов и другие видные монархисты.
Съезд принял ряд актуальных для монархического движения документов, а также решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя протоиерея Восторгова и архимандрита Макария.
А еще до открытия Съезда в 1909 году архимандрита Макария назначили настоятелем Московского Ново-Спасского ставропигиального монастыря — одной из крупнейших русских обителей.
В апреле 1912 года архимандрит Макарий был избран в состав Устроительного совета Всероссийских съездов. Он участвовал в работах Пятого Всероссийского съезда Русских людей, который проходил в Петербурге 16−20 мая 1912 года. На форуме о. Макарий был избран одним из товарищей председателя Съезда. В день открытия Съезда он выступил с речью, в которой призвал всех монархистов к объединению «в плотную, несокрушимую рать». На Съезде он был членом Комиссии по церковным вопросам наряду с депутатом Государственной Думы Г. А.Шечковым и киевским профессором Петром Васильевичем Никольским. От имени Комиссии он выступил 16 мая с докладом, в котором для противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» комиссия советовала повсеместно учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ. Комиссия также выступила против частых перемещений епископов, которые из-за этого не успевают толком ничего сделать, высказывалась за изъятие церковных вопросов из ведения Государственной Думы, где решения принимают в том числе и иноверцы. В последний день работы Съезда архимандрит Макарий произнес проникновенное слово, обращенное к русской женщине, которая может «внести свою любовь в монархическое дело, чтобы смягчить остроту борьбы, чтобы ободрять уставших в борьбе». Завершил он свою речь снова призывом к объединению, напомнив, что враг не дремлет.
В 1912 году архимандрит Макарий был избран председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Государственную Думу. 1 октября 1913 года на собрании членов Русского монархического союза он выступал с речью на тему значения расследовавшегося в Киеве ритуального убийства отрока Андрея Ющинского. После его речи собрание послало приветственные телеграммы гражданским истцам на процессе по «делу Бейлиса» Алексею Степановичу Шмакову и Георгию Георгиевичу Замысловскому и приняло решение, осуждающее газету «Киевлянин» за «предосудительное отношение к киевскому процессу», выразившееся в поддержке евреев.
Архимандрит Макарий большое внимание уделял положению в западных областях России. 9 марта 1909 года, вернувшись из Вильны со съезда православных братств, он выступил с речью в многолюдном собрании московских монархистов. Он говорил о «горьком чувстве», которое вынес из этой поездки, в связи с тем, что «православное население сдавлено польскими тисками и должно отрекаться от своей веры; русские угнетаются и евреями, сосредоточившими в своих руках всю торговлю и ремесла». Монархисты Москвы после его доклада приняли решение поддержать русских людей в Западной Руси, которые ведут неравную борьбу с еврейским и польским засильем.
В начале 1914 года о. Макарий вновь пытался привлечь общественное внимание к бедственному положению православного белорусского населения, опубликовав в «Московских ведомостях» цикл статей под названием «Форпосты русские». Он обратился к русскому народу с призывом: «Спешите все, у кого еще бьется сердце русскою кровью, у кого сознание не затуманено разными космополитическими бреднями, для кого Русь и в прошлом и в настоящем дорога, — спешите на помощь все более и более ослабевающей Белой Руси? Нужно спешить с материальной помощью, чтобы избавить белоруса от хищничества евреев; нужно торопиться с просветительской помощью, чтобы ободрить, поднять измученный и приниженный дух народа"…
Епископ Макарий (Гневушев) |
28 января 1917 года, буквально за месяц до начала беспорядков, результатом которых стал государственный переворот, святитель был назначен на самостоятельную кафедру — епископом Орловским и Севским.
Вскоре после февральской революции начались преследования архиереев-монархистов, в числе гонимых за монархические взгляды и черносотенную деятельность оказался и Орловский архипастырь. 26 мая 1917 года владыка был уволен на покой с определением места проживания в Спасо-Авраамиевом монастыре в Смоленске. В январе 1918 года уже после захвата власти большевиками он был переведен в Вяземский Спасо-Преображенский монастырь. Скупой на похвалы митрополит Мануил (Лемешевский) называл епископа Макария «прекрасным проповедником, оратором и администратором», и неудивительно, что своими яркими проповедями опальный святитель быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися.
Большевики подослали к нему наемных убийц. Однако когда злоумышленники ожидали выхода епископа, между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого. 22 августа 1918 года владыка был все-таки арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». Он мужественно переносил глумление и побои. 2 сентября его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.
По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Обреченные в числе 14 человек были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
Прославлен святитель Макарий в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. IV съезд Объединенного Русского Народа в Москве // Киевлянин. 1907. 1 мая;
2. Гневушев М.В. Доклад члена Совета Киевской Русской Монархической Партии М.В.Гневушева, читанный в Киевском отделе Русского Собрания 3 июля 1906. Киев, 1906;
3. Гневушев М.В. Константин Петрович Победоносцев. Киев, 1907;
4. Краюхин Д.А. Основы русского консерватизма в работах епископа Макария (Гневушева) // Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности. Материалы межд. Научно-практической конференции 18−19 мая 2000. Орел, 2000;
5. Макарий (Гневушев), архим. Крепостное право на Руси и освобождение крестьян от крепостной зависимости. СПб., 1911;
6. Макарий (Гневушев), архим. Общенародное церковное пение и его значение для Православной Церкви вообще и в особенности для западнорусского Православия. Вильна, 1912;
7. Макарий (Гневушев), архим. Форпосты русские // Московские ведомости. 1914. N 20, 26, 62, 69, 78;
8. Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993;
9. Правые партии. 1905−1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю.И.Кирьянова. М., 1998;
10. Святители земли Нижегородской / Авторы-сост.: иг. Тихон (Затёкин), О.В.Дёгтева Н. Новгород, 2003;
11 Степанов А. Макарий (Гневушев), сщмч., еп. Орловский и Севский // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003;
12. Die Russischen Orthodoxen Bisch? fe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Leme?evskij). Т.4. Erlangen, 1986.
http://rusk.ru/st.php?idar=104024
Страницы: | 1 | |