Русская линия | Владимир Мельник | 31.12.2005 |
Уже в самой былине об Илье Муромце не случайно путь Илии из села Карачарово в Киев изображается в рамках христианского осмысления человеческой жизни. Илия утреню отстоял в родном своем селе, а к вечерне поспел во Киев-град. Чудесные события его жизни народ измерял по-церковному. Среди былин об Илье есть одна под названием «Святогор и Илья Муромец». Здесь Илья Муромец меняется со старшим богатырем Святогором золотыми крестами. Весьма долго не затрагивался вопрос об исцелении Илии Муромца. По преданию, Илья Муромец родился в селе Карачарово близ Мурома. Его родители, Евфросиния и Иоанн, были крестьянами. Еще в младенческом возрасте Илия был поражен тяжкой болезнью и стал недвижим. Однако он со смирением нес свой крест. Господь не только исцелил Илию, но и наделил его огромной силой. Исцеление Илии Муромца несло на себе отпечаток несомненного чуда, что нашло отражение и в былинах. Среди былин об Илье Муромце некоторые варианты (например, в сборнике П.В.Киреевского) показывают, что «калики перехожие», исцелившие богатыря, были Сам Христос и апостолы. Естественно, что советская наука не могла принять такой версии и выдавала ее за сказку: «Рассказу о превращении Ильи из калеки-сидня в богатыря придан характер… до некоторой степени чуда, т. е. дана окраска религиозная: эта окраска могла возникнуть под влиянием религиозной настроенности певца-перелагателя, знакомого с аналогичными случаями в житийной легенде (например, о Туровском Мартине-поваре или об Авраамие Ростовском, — жития, в которых есть кое-что напоминающее об исцелении Ильи)…»
Среди былин, записанных от знаменитой сказительницы А.М.Крюковой, есть вариант, повествующий именно о чудесном исцелении. Однажды мать с отцом ушли в поле работать, а Илью оставили одного дома:
Ай сиди ты до нас, нешевелимой будь,
Не пади-ко-се ты, да не убейся ты.
Недолго посидел Илья, пришли к нему калики перехожие. Узнав, что Илья уже 30 лет недвижим, они обращаются к нему:
Ты сойди, сойди, Илья, со печки со кирпичною,
Растяни-ко ты, расправь свои-то ножки резвые,
Ты сойди теперь со печки — они понесут тебя.
Калики наделили Илию силою великою и велели катать коня в трех росах:
Во первой росы катай катай все в Иваньскую,
Во второй росы катай ты во Петровскую,
Во третьей росы катай коня в Ильинскую.
Нетрудно увидеть, что Илья должен катать своего коня в росе последовательно: 8 /21 мая — в день св. апостола Иоанна Богослова, 12/29 июля — в день св. апостола Петра и 20 июля/2 августа — в день св. пророка Божиего Илии. В день своего Небесного покровителя Илия становится вполне готовым к своему духовному служению. Именно так, ибо его богатырские подвиги в защиту Святой Руси от недругов зачлись ему за великое духовное делание: судя по всему в монастыре Илия пробыл совсем недолго, а между тем он удостоился нетления телесного вместе со всеми, кто многими духовными подвигами вошел в Царствие Небесное.
Таким образом, уже фольклорные источники, отразили ту несомненную связь, которая существует между легендарным богатырем Ильей Муромцем и преподобным Илией из Киево-Печерской лавры. Это хорошо почувствовал знаток русского фольклора Владимир Иванович Даль. В сказке «Илья Муромец», которую сочинил автор «Толкового словаря», Илья Муромец рождается в ночь с Великой Субботы на Святую Пасху, встает на ноги — тоже в Светлое Христово Воскресение, а его дед Тимофей принимает схиму в Киево-Печерской лавре с именем Иллариона. Сам же Илия «сидит сиднем сидячим», «сидит с твердой верой, со смирением, кроме молитвы присной, слова не вымолвит», «по зарям шепотом молитвы начитывает»", «а поклоны кладет, словно в воду ныряет». По сказке Даля, Илия «отродясь постится, а скоромного куска у него душа не принимает». Не только недюжинную силу чувствовал народ в Илье Муромце, а святость его подвига.
Говорят, что преподобный Илия часто проливал слезы и когда его спрашивали: «Что ты, отче, плачешь?» — он отвечал, что, будучи воином, много пролил крови, а теперь сожалеет об этом.
ТРОПАРЬ, глас 8
Постом душу твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие, тем же вся вражия ополчения крепко посрамил еси и, яко победоносец истинный, воздаяния получил еси от Христа Бога, тому помолися о душах наших.
КОНДАК, глас 8
Христовою любовию уязвив душу, преподобне отче наш Илие, в пещернем мраце свет спасения обрел еси и, яко чадо избранное великих отцев Печерских Антония и Феодосия, вкупе с ними обитель райскую унаследовал еси, отонудуже призирай ныне на обитель земную, в ней же подвизался еси, и молися о чтущих память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, молитвенниче о душах наших.
http://rusk.ru/st.php?idar=104021
Страницы: | 1 | |