Русская линия
Утро.Ru Юрий Котенок04.03.2005 

«Холодная война» России уже объявлена

Представляем собеседника: Сергей Николаевич Бабурин, заместитель руководителя Фракция «Родина», заместитель председателя Государственной думы, член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

«Yтро»:Сергей Николаевич, накануне вашего визита в Тегеран начать беседу хотелось бы с вопроса: как мы должны строить отношения с Ираном, учитывая все возрастающие претензии США к российско-иранскому сотрудничеству в ядерной сфере?

Сергей Бабурин:Мой визит носит политический характер и был запланирован задолго до того, как в Иране побывал и подписал договоренности наш руководитель «Росатома» Румянцев. Я удовлетворен тем, что мы продолжаем и расширяем сотрудничество с Ираном в самых разных сферах экономики. Надеюсь, что, выполнив все свои обязательства по Бушерской АЭС, Россия продолжит сотрудничество с Ираном в плане строительства атомных электростанций.

Камнем преткновения для Москвы, Тегерана и Вашингтона является возможность строительства Ираном собственного производства по обогащению ядерного топлива. Политизация этой проблемы со стороны США, их выступление против иранских ядерных программ, на мой взгляд, неуместно, потому что этого не делается в отношении других стран, которые имеют атомную энергетику и в которые мы, вместе с европейцами и американцами, поставляем топливо. Дело в том, что прозрачность программы со стороны Ирана обеспечивалась всегда. И я не вижу оснований передачи так называемого досье по иранской атомной энергетике на рассмотрение ООН, как того требуют американцы. Вашингтон поднимает вопрос о санкциях и международных шагах по контролю. Но ведь иранцы не закрываются от МАГАТЭ! Поэтому я уверен, что тема Ирана используется США и рядом их сателлитов в чисто пропагандистских целях, потому что Соединенные Штаты не могут в последнее время жить без внешнего врага.

«Y»:При этом мировая общественность уже получает сигналы по поводу возможных ударов американцев по Ирану…

С.Б.: Если американцы будут форсировать эту тему, то это заставит такие страны, как Иран, приступить к разработке и реализации собственной ядерной программы. Перед нами наглядный пример Ирака, который оказался жертвой агрессии только потому, что у него не было ядерного оружия. А вот Пхеньян предупредил, что располагает ЯО и в случае агрессии будет отбиваться всем, что имеется в наличии; и хоть одна бомба или одна ракета, но долетит если не до Штатов, то до Японии. И американцы утерлись и занялись своими делами! Но неужели они хотят, чтобы с ними разговаривали так все страны? Я не могу понять американскую внешнюю политику…

«Y»:Претензии Вашингтона, предъявляемые Москве по поводу сотрудничества с Ираном, все больше напоминают ультиматум. Правда, несмотря на прессинг накануне и во время саммита в Братиславе, Россия все-таки заявила о том, что продолжит сотрудничество с Тегераном в ядерной области…

С.Б.:Что мы очень ценим в позиции российского президента.

«Y»:Как раз за это уже звучат требования в американском конгрессе исключить нас из «большой восьмерки» и вообще ужесточить позиции в отношении России…

С.Б.:Механизмы шантажа в отношении нашей страны будут только усиливаться. Нас будут все чаще тыкать носом в проблемы Чечни, даже там, где их не будет. Нам будут кричать о проблемах прав человека, вытаскивая или придумывая любые поводы для этого. Все, пора покончить с иллюзиями, что за дружескими похлопываниями по плечу на высшем уровне стоит реальная политика по сближению и желанию понять нас. Этого нет. Я абсолютно убежден, что на Западе в отношении России принято решение о новой «холодной войне». Я могу только сожалеть о недальновидности такого решения. Ставя задачу сокрушить Российскую Федерацию, американцы допускают стратегический просчет. Кто будет регулировать ситуацию на этом огромном пространстве Евразии, что прежде занимал Советский Союз? Китай или Европейский союз? Нет. Американцы стремятся иметь тишину и раболепную покорность, но в итоге получат черную дыру. Я не знаю примеров, чтобы кто-то выиграл битву с черной дырой.

«Y»:Сергей Николаевич, позвольте, но одну «холодную войну» мы уже проиграли — Советский Союз, обладавший колоссальными ресурсами, научным, экономическим и людским потенциалом, распался. Неужели теперь на очереди Россия — с тем же результатом?

С.Б.:Если в танке взорвался боекомплект, то в этом виновата не броня, а какая-то ситуация внутри боевой машины. То же самое произошло с СССР. Гибель Советского Союза не надо объяснять экономической слабостью или идеологическими ошибками. Виной всему комплекс причин. Но это отдельная тема. Надеюсь, что ошибок, которые были допущены на закате СССР, сегодняшняя Россия сможет избежать.

«Y»:Возвращаясь к теме Ирана, можно привести точку зрения, которой придерживаются в Америке и Европе: развитие ядерной инфраструктуры в этой стране существенно повышает риск того, что фундаменталисты и террористические организации получат доступ к компонентам ядерного оружия. Насколько объективны такие опасения?

С.Б.:После 11 сентября 2001 г. в США каждый думающий человек осознал, что риск теракта, катастрофы существует и в его доме, что террористы могут прилететь, приплыть или появиться невесть откуда. В этом особая роль этих трагических событий. Говоря о появлении ядерного оружия в Иране, я, может быть, выражу крамольную мысль, что оно стабилизировало бы ситуацию в этом регионе. Таким арсеналом располагают Пакистан, Индия, Китай, Израиль. Почему мы считаем, что исламские фундаменталисты — люди «без головы»? Я бы не путал фундаменталистов с экстремистами, это разные вещи. Например, либеральные экстремисты, которых у нас сейчас полправительства РФ, может, по своей разрушительной роли более опасны для общества, чем исламские фундаменталисты.

«Y»:Комментируя итоги договоренностей, достигнутых на саммите в Братиславе, министр обороны России Сергей Иванов заявил о том, что иностранцы не будут инспектировать российские ядерные объекты. Такого же мнения придерживается и глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. В то же время, на официальном сайте Кремля на какое-то время появилась информация, где утверждалось несколько иное. В чем, на ваш взгляд, заключается истинный смысл договоренностей, достигнутых на последней встрече президентов России и США?

С.Б.:По моим сведениям, вопрос о взаимном вводе каких-либо контингентов, экспертов, наблюдателей или же военных специалистов планировался к рассмотрению в Братиславе. Но во время предварительной встрече Сергея Лаврова и Кондолизы Райс накануне саммита этот пункт был снят с повестки встречи. Для обсуждения остались вопросы международной безопасности и внутриполитические проблемы России и США, причем, как было оговорено, без темы «ЮКОСа». То, что благодаря или техническому сбою (во что я лично не верю) или какой-то спецоперации мы все смогли увидеть на сайте президента текст, изначально предложенный американцами российской стороне по работе с ядерными объектами, лично меня радует. Потому что мы должны знать, что нам предлагалось. Нельзя такие вещи делать втайне от общества. Пока я удовлетворен теми публичными опровержениями, которые сделали высшие должностные лица Российской Федерации. Вопрос в другом — руководители США, выступая внутри своей страны, взяли обязательства в короткий срок поставить под свой контроль российские ядерные объекты. И опровержений этому не было ни с их, ни с нашей стороны, включая дипломатов и должностных лиц других ведомств. Эта проблема говорит об остроте ситуации. Если даже в Братиславе и не говорилось о появлении американских специалистов на наших АЭС или военных объектах, то эта тема всплывет в ближайшее время. Вызывает озабоченность то, как дружно и руководство ФСБ, и руководство Минобороны стали вдруг обсуждать возможность терактов на ядерных объектах. Если каждое лыко в строку, то мы с вами имеем тенденцию: общество приучают к мысли об обсуждении этой темы.

Если говорить без лишней дипломатии, я считаю, что уступка Владимира Путиным в этом вопросе станет финалом его политической карьеры. Если президент Российской Федерации пойдет на подписание с американцами любого документа о присутствии американских военных на наших мирных или военных ядерных объектах, это станет последним ударом для нашей национальной безопасности и бронебойным ударом по репутации президента. Наше общество не сможет терпеть ситуацию, связанную с тем, что единственный механизм, гарантирующий сегодня возможность жить мирно и спокойно, будет поставлен под контроль чужого государства. И встречные разговоры о том, что наши военные будут присутствовать на ядерных объектах США, оставим для бедных, наивных и глупых.

«Y»:Сергей Николаевич, во многом благодаря вашим усилиям прошлой осенью удалось преодолеть кризис в Абхазии, связанный с президентскими выборами. Ситуация была очень напряженной. Москва действительно «потеряла лицо» в Абхазии, как утверждают некоторые обозреватели?

С.Б.:В Абхазии Россия была на грани потери своего лица. К счастью, этого удалось избежать совместными усилиями. Принципиальной ошибкой стало то, что кто-то в Москве начал интерпретировать выборную ситуацию в этой республике как противостояние пророссийских и прогрузинских кандидатов. Ну нет в Абхазии и объективно быть не может прогрузинских кандидатов, потому что абхазы, русские, армяне, менгрелы, проживающие там, голосовали за мир в республике. Народ хочет, чтобы учитывались последствия войны 1992−1993 гг. Благодаря мудрости Сергея Багапша и Рауля Хаджимбы удалось прийти к парадоксальному решению, необычному в истории, когда два основных соперника объединились и пошли на новые выборы вместе. А мы только способствовали этому. Я сделал все, чтобы в Абхазии не наступил крах. Республика могла погибнуть в гражданской войне. Я бы не идеализировал ситуацию и в январе 2005 г., когда голосование было на грани провала. В республике и за ее пределами оказались силы и связанные с ними группировки во властных структурах Грузии, которые были не заинтересованы в изменении статус-кво и наведении порядка. Я уверен, что эти силы стоят и за покушением на премьер-министра Абхазии Александра Анкваба. Прежде всего, это криминалитет, который привык распоряжаться экономикой Абхазии по своему корыстному усмотрению.

На сегодняшний день положение в Абхазии стабильно. Но, безусловно, там будут проблемы, потому что новые люди, поставленные во главе силовых структур, станут наводить порядок. А значит, неизбежно появятся «обиженные», те, кого лишат незаконно взятой собственности. Но народ поддержал Багапша и Анкваба, потому что устал жить в обстановке произвола. Ведь четыре года прежний президент был недееспособен, и республикой правил круг лиц, использовавших его факсимиле, подписывая документы. Это уже тяготило общество, и большинство жителей Абхазии не могли не выйти на улицы с требованием перемен. Я уверен, что Абхазия по-прежнему обращена лицом к России и искренне хотела бы с Россией взаимодействовать, сотрудничать и быть ее частью. Я уверен, что есть все юридические условия для того, чтобы ставить вопрос о признании ее независимости.

«Y»:На днях командующий войсками США в Европе генерал Джеймс Джонс заявил, что Кавказ является ключевым связующим звеном между коалиционными силами в Азии и базами в Европе. По словам военачальника, Америка будет переводить базы на юг Европы, к Черному морю, Кавказу и возьмет под контроль каспийскую нефть, которая «в ближайшие пять лет может обеспечить до 25% общемирового прироста производства нефти». Если читать между строк, то становится ясно — уже в ближайшее время на Кавказе появятся американские военные базы…

С.Б.:Все это говорит о том, что господин Квашнин поторопился убедить российского президента вывести российские войска и военные базы из Вьетнама и с Кубы. Мы должны присутствовать в тех регионах, чтобы защищать российские интересы на дальних подступах. Если у американцев появился интерес на Кавказе, а затем он появится в Поволжье, то нам надо сказать о наших больших интересах в Мексиканском заливе и в районе Аляски. Потому что невозможно победить, постоянно отступая…

«Y»:Первые лица государства заявляют об укреплении Вооруженных сил, увеличении военного бюджета страны, расходов на безопасность и борьбу с терроризмом, в Минобороны отрапортовали об окончании военной реформы… Как вы оцениваете реальное состояние обороноспособности нашего государства?

С.Б.:За весь прошлый год Россия закупила два (!) танка и три боевых машины пехоты… Но не будем говорить о цифрах, не станем сыпать соль на раны. На мой взгляд, назрел вопрос о парламентском расследовании ситуации с военной реформой в стране. С учетом многих факторов, разговоров о взаимном ядерном контроле, недвусмысленных заявлений США, с учетом того, как плодятся натовские базы на территории бывшего СССР, сжимая нас между Прибалтикой, Закавказьем и Центральной Азией, мы должны немедленно подумать о гарантиях своей безопасности, об обычных вооружениях и особых, новых видах оружия. Я далек от оптимизма, но готов принять участие в выработке мер по изменению ситуации.

«Y»:Спасибо за интервью.

http://www.utro.ru/articles/2005/03/04/413 946.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика