Парламентская газета | Ольга Кулаковская | 04.03.2005 |
С Крымом все оказалось несколько сложнее. У республики есть своя конституция, по которой, к примеру, председателя правительства автономии утверждает Верховная Рада Крыма и снять его можно, только получив согласие большинства депутатов. Та же история и со спикером парламента.
Естественно, официальные крымские власти на последних украинских выборах поддержали Виктора Януковича. Во-первых, потому что он был в то время действующим премьер-министром, а крымские политики уже привыкли относиться к киевской власти с большим пиететом. Во-вторых, что ни говори, а Янукович выступил носителем более близкой, понятной и приемлемой для крымчан пророссийской, а не прозападной идеи.
После того как «оранжевые» буквально «выбили» себе победу, в Крыму появилось много желающих воспользоваться ситуацией и свалить не сориентировавшееся вовремя руководство автономии. Сегодня на полуострове создаются так называемые «народные фронты», призывающие граждан блокировать госучреждения, требовать отставки руководителей Крыма, глав администраций городов и районов. И несмотря на то что широкой общественной поддержки все эти инициативы пока не находят, идет явное расшатывание ситуации. В республике, слегка «завявшей» за годы правления Леонида Кучмы от политического застоя, вновь начинаются разброд и шатания.
Недавно коммунисты и Союз офицеров Крыма собрали митинг и выступили за отставку крымского премьера Сергея Куницына, который, по их мнению, «способствовал расхищению южнобережных земель, развалу сельского хозяйства и промышленности автономии» и вообще не оправдал доверия народа. С таким же требованием выступил и «Народный фронт Крыма», созданный сторонниками президента Виктора Ющенко. Впрочем, часть «проющенковских» сил, а именно незарегистрированная организация крымских татар «меджлис-курултай», выразила сомнение в целесообразности немедленной отставки нынешнего главы правительства республики. А лидер меджлиса Мустафа Джемилев — один из ярых сторонников Ющенко — начал высказывать недовольство новой властью. «У нас вызывают беспокойство те назначения, которые идут по Крымской автономии, — заявил Джемилев. — Пока эти назначения идут без согласования с нами».
Внушающую уважение стойкость продемонстрировал в этой ситуации крымский парламент. В то время как председатель Верховной Рады Крыма Борис Дейч отправился в Киев налаживать отношения с новой украинской политической элитой, часть народных избранников во главе с начальником Крымского pеспубликанского управления Национального банка Украины Анатолием Бурдюговым, являющимся одновременно депутатом крымского парламента и давним другом и соратником Ющенко, попыталась совершить маленький «переворот». Вернувшегося в Крым Дейча просто «попросили» из кабинета. Однако крымский спикер не растерялся и предложил депутатскому корпусу Крыма, а это около ста человек, подтвердить (или не подтвердить) его полномочия. В итоге за доверие Дейчу высказались 83 депутата, то есть большинство. Интересно, что многие в автономии не преминули отметить, что такого высокого рейтинга, пожалуй, не было ни у одного из крымских политиков.
В принципе сегодня крымский спикер может себя чувствовать более или менее уверенно не только благодаря поддержке соратников. Судя по всему, основание для этого дало и общение крымского спикера с новым украинским президентом. И хотя в ходе встречи обсуждались довольно общие вопросы, связанные с «укреплением и сохранением политической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия в регионе», переговорить успели и о перспективах развития Крыма «в русле реализации новой президентской программы». Как сообщил по возвращении из Киева Дейч, «президент Украины особо подчеркнул важность строгого соблюдения в отношениях государства и автономии конституций Украины и Крыма и выразил надежду на понимание этого принципа всеми депутатами Верховного Совета, органов местного самоуправления и представителями исполнительной власти автономии».
Стоит заметить, что новая украинская власть пока не делает никаких резких движений в отношении Крыма. Отчасти, видимо, потому что до всего пока руки не доходят — и у президента, и у премьера Украины полно сейчас других забот. А во многом и из-за того, что Крым — все-таки регион достаточно взрывоопасный и на унитарном теле Украины в общем-то инородный. О праве существования на ее территории автономной республики дискуссии ведутся давно и упорно. В украинских политических кругах настойчиво муссируется идея о необходимости превращения автономии в еще одну область.
Пропагандируют эту идею и некоторые политические силы в самом Крыму. Силы эти пока что весьма слабые, но не исключено, что при энергичной поддержке действующей украинской власти они найдут довольно значительное число сторонников. И сыграть тут можно на всем. В том числе на том, что Крым на сегодняшний день является самым нищим регионом Украины. Почти 45 процентов населения живут за чертой бедности, то есть получают менее 261 гривны (примерно 1300 рублей). Если сравнивать с Киевом, то в столице Украины бедных людей 9,7 процента, средняя зарплата здесь почти в два раза выше крымской и составляет около 1100 гривен (приблизительно 5700 рублей).
Все это дает основания некоторым политикам говорить о неэффективности такого образования, как Автономная Республика Крым, и о необходимости «выравнивания» административно-территориального поля Украины в соответствии с общими правилами. Насколько серьезны эти разговоры, покажет время. Определенно можно сказать лишь одно: ситуация еще не созрела и торопить события, судя по всему, пока никто не собирается. Сегодня на Украине никому не нужен «бушующий» Крым — ни новой украинской власти, ни старому руководству Крыма, ни самим жителям полуострова.