Русская линия | Владимир Мельник | 19.12.2005 |
Существует фундаментальное исследование А. Вознесенского и Ф. Гусева о почитании св. Николая Угодника в России.[1] В этом исследовании одна из глав называется «Святитель Николай в русской народной поэзии». Правда, указанная глава носит скорее обзорный, нежели аналитический характер, что объясняется общими задачами издания.
Образ св. Николая Чудотворца явлен в русском фольклоре многообразно и в различных фольклорных жанрах, начиная с пословиц. Вот некоторые из пословиц, взятых из сборника Вл. Даля: «Лучше брани: Никола с нами», «На поле Никола общий Бог», «Бог не убог, а Никола милостив», «Нет за нас поборника супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает».[2]
Встречается образ святителя Николая и в былинах. Наиболее значима роль святого в цикле новгородских былин о богатом и удачливом купце по имени Садко. В этих былинах действует Никола Можайский, чей образ, очевидно, был особенно чтим в Великом Новгороде.
В былине «Садко» св. Никола Можайский выступает как защитник христианской веры и явно противопоставлен языческому божеству: морскому царю. Между св. Николаем и морским царем идет борьба за человеческую душу. Садко в начале былины предстает перед читателем человеком небогатым. Он всего лишь гусляр, которого время от времени зовут развлекать гостей в тот или иной богатый дом. Интрига, двигающая сюжет былины, завязывается на мотиве бедности Садко:
Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир
По том Садке соскучился.
Морской царь выступает в типичной роли беса-соблазнителя, якобы помогающего человеку, а на самом деле покупающего его душу. Сначала он подсказывает Садко, как можно обогатиться, «ударив о велик заклад» с новгородскими купцами, а после того, как Садко становится богатым, морской царь требует, так сказать, возвращения долга. Морской царь радуется, что Садко «нонь весь пришел ко мне». Только теперь открывается, что Садко, по его собственным словам, действительно «заложил свою буйну голову» (т.е. душу) морскому царю (дьяволу). Таким образом, перед нами едва ли не первый в русской литературе сюжет о закладывании души дьяволу, сюжет, который многократно встречается в истории мировой литературы.
Любопытно, что «отрабатывает» свой долг Садко тем, что в буквальном смысле «веселит беса», т. е. морского царя. При этом морской царь угрожает уже всему Новгороду, так как на море поднимается буря, достигающая города.
Стоит обратить внимание на немаловажный факт: наперекор общепринятой в советское время точке зрения, трактовка отношений морского царя и Садко в былине дана сугубо христианская. Ведь морской царь (или попросту — бес) своими советами привел героя к таким грехам, как тщеславие и похвальба неправедно нажитым богатством. Садко, не имея духовного взгляда на жизнь и не понимая причин своего внезапного обогащения, простодушно похваляется:
У меня золота казна не тощится,
Цветно платьице не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать — не похвастать бессчетной золотой казной…
Садко, разбогатев, ведет себя не по-христиански. Он продолжает добывать деньги не трудом, а тем, что «бьется об заклад». Он неразумно, с духовной точки зрения, употребляет огромное состояние. Садко и не думает послужить людям и Богу, а думает лишь об одном: как бы увеличить свое богатство. Все это дело рук беса, имеющего доступ к душе Садко. Морской царь «поймал в сети» грешную человеческую душу. Когда кажется, что Садко находится в двух шагах от обещанного бесом счастья, морской царь решает, что настало время посчитаться с героем.
Лишь христианская традиция спасает героя. Перед тем, как покинуть корабль и оказаться у морского царя, Садко пишет завещание, по которому, между прочим,
Кое именье отписывал Божиим церквам,
Иное именье нищей братии…
В решительный момент, перед неизбежной, как считает герой, кончиной, все-таки он вспоминает и о Божьей церкви, о христианском долге. Важно, что герой остается в лоне Церкви. Но испытания для него еще не кончаются. Морской царь действует как и положено действовать бесу. Он не только губит самого Садко, но и хочет через него погубить многие души. Садко играет на гуслях в подводном царстве уже третьи сутки подряд. Морской царь пляшет не переставая:
В синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных…
И вот здесь-то на помощь народу и погибающему Садко, по молитвам новгородцев, приходит св. Николай Угодник.
Он подсказывает герою, как избавиться от дьявольских сетей. И если советы морского царя вели Садко к умножению грехов, то святитель научает героя истинно христианскому житью, что и спасает героя от ловушек морского царя. По совету св. Николая Угодника Садко отказывается творить блуд, а «на свою бессчетную золоту казну» строит соборный храм Миколы Можайского.
Почему же именно этот святой явился в былине спасителем души героя? Известные комментарии к указанной былине об этом умалчивают по той простой причине, что сюжет о Садко вообще трактовался в советский период с сугубо социальной точки зрения: как отражение «своеобразия жизни средневекового вольного города в ее противоречиях». По мнению Ф.М.Селиванова, «былина могла возникнуть как объяснение способа обогащения реального новгородского торговца"[3]. Между тем содержанием былины совершенно очевидно является борьба язычества и христианства в Северо-западной Руси, ибо если речь идет всего лишь о «способах обогащения», то к чему в былине вообще нужен образ Николая Угодника, занимающий в ней ключевое место?
Из всего великого сонма христианских святых на помощь погибающей душе Садко является святитель Николай — прежде всего потому, что Садко погибает на море, а св. Николай Угодник, как известно из его жития, первый помощник погибающим на море и вообще на воде. В акафисте святителю Николаю так и сказано: «В пучине морстей сущим изрядный правитель». Во-вторых, из всех святых Николай Угодник был особенно почитаем в Новгороде, что и нашло отражение в былине. В монографии А. Вознесенского и Ф. Гусева читаем: «Одним из первых мест, вслед за Киевом оглашенных христианским учением, был великий Новгород, с своею областью. Поэтому после Киева о чудесах и почитании святителя Христова Николая мы прежде всего слышим также в этом древнем славном городе. Здесь до нашего времени сохранились древнейший храм Чудотворцу на Руси и, может быть, вторая по своей древности явленная чудотворная икона Святителя"[4]. Новгородская былина о Садко, возможно, действительно имеет реальные исторические корни, но не только те, которые упоминаются Ф.М.Селивановым, а и другие, опять-таки наводящие на мысль о сугубо христианском характере этого произведения. Речь идет о том, что оно явно перекликается с известным в истории фактом чудесного излечения явившимся во сне Николаем Угодником в 1108 г. новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Чудо исцеления тоже было связано с ужасной бурей, разыгравшейся на Ильмень-озере. Таким образом, былина «Садко» имеет, несомненно, и духовный смысл, раскрывающийся лишь в контексте христианских идей.
http://rusk.ru/st.php?idar=103953
|