Русская линия | Виктор Дауров | 10.12.2005 |
Икона сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) |
Спасо-Евфимиев монастырь основан в 1352 году суздальским князем Константином Васильевичем. В XVI веке он вошел в число пяти крупнейших монастырей России. Первым настоятелем монастыря был преподобный Евфимий Суздальский (?1404 г.), сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Одной из главных святынь обители считалась древняя чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунской. У алтаря Преображенского собора располагалась родовая усыпальница князей Пожарских и их родственников Хованских, где в 1642 году был погребен великий сын русского народа, воин-освободитель, князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Старинная русская обитель имела и печальную страницу в своей многолетней истории: в 1764 году по указанию Екатерины II в стенах монастыря была устроена духовная тюрьма для государственных преступников, раскольников и сектантов, хотя первоначально она предназначалась лишь для «безумствующих колодников» (душевнобольных). Однако, по ведомству Тайной канцелярии, среди первых заключенных здесь вскоре оказались многие авторы челобитных, среди которых выделяется фигура Гаврилы Попова, подавшего в 1792 году в Сенат и Синод «Записки» (с ними ознакомилась и Екатерина II) с требованием скорейшей отмены крепостного права.
В 1826 году в тюрьму, по решению Св. Синода, за свое очередное пророчество был заточен монах-прозорливец Авель. В 1829 году сюда же в отделение для секретных арестантов был переведен из сибирской ссылки декабрист Ф.П.Шаховской. Не выдержав условий содержания в одиночной камере (ныне она восстановлена, и напоминает вполне уютный одноместный гостиничный номер), ниспровергатель трона объявил голодовку, от которой на 21-й ее день и скончался. Монах-прозорливец отошел ко Господу естественной смертью по одним источникам в 1831, по другим — в 1841 году (день памяти — 12 декабря).
Сохранились документы, свидетельствующие о том, что правительство и Св. Синод намеревалось заключить в эту же тюрьму и Л.Н.Толстого.
Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале |
«…Вашему Высокопреосвященству, конечно, было известно, что Спасо-Евфимиев монастырь был запущен, но до какой степени дошло разрушение монастыря, это Вы не могли знать достаточно… Пришлось заново устроить двухэтажный братский корпус в 57 саженей длины, начиная с рам, полов, дверей, балок, за невозможностью в нем жить, даже пришлось все это громоздкое здание с четырех сторон вырыть из земли на 1? аршина вследствие того, что оно веками засыпалось мусором, и отдушины нижнего этажа оказались под землей. Необходимо было вновь устроить весь монастырь, а именно: новую ризницу, то есть облачения, шкафы, новую трапезу, новую кухню, хлебопекарню, даже колодезь. Пришлось перерыть всю поверхность столь обширного монастыря, чтобы сделать дороги и поставить балясники, заборы. Необходимо было приобрести новое имущество для братских келий, как-то: кровати, матрацы, столы, стулья и вообще облагородить обитель и затем уже звать жить в нее новых людей. Пришлось устроить для слепых стариков богадельню, для страждущих больницу, для певчих детей — приют, для окрестных жителей — школу, для рабочих и скотниц — новое жилище, для странников и приезжающих — странноприимный дом, для братии и арестантского отделения — две библиотеки, для обширного монастырского архива и громадного архива прежней Суздальской епархии — новое помещение со всеми приспособлениями…» и т. д.
Все это, конечно, требовало от архимандрита Серафима огромной напряженной работы, при ежедневных огорчениях с разболтавшейся братией и поднадзорными, при обширной переписке и ведении множества организационных дел, при почти полном отсутствии жертвователей в Суздале и невозможности в нем заработать. Пришлось будущему святителю из семьи потомственных военных, принадлежавшей к одному из знаменитых дворянских родов, жертвовать не только своим здоровьем, но и последними денежными сбережениями.
В 1902 году в одном из своих частных писем настоятель Спасо-Евфимиева монастыря писал: «Настоящая моя обитель, древняя лавра, лишенная миллионного состояния, без всяких средств, забытая и заброшенная, но первоклассная, представляла из себя громадное разрушенное пространство с оградой в полторы версты и с тринадцатью падающими башнями. Знаменитая страшная крепость, называемая ныне духовной тюрьмой, оказалось, капитально не была ремонтирована около ста лет и вмещала в себя несчастных расстроенных психически священнослужителей, голодных и холодных, частью невинно заключенных и ожидающих такого настоятеля, который мог по своему развитию вызвать рассмотрение их дел…»
Не прошло, однако, двух с половиной лет настоятельства архимандрита Серафима, и обитель было не узнать. Благодаря своим старым связям ему удалось все же собрать более ста тысяч рублей на ремонт как всего монастыря в целом, так и на реставрацию тюрьмы. Сама тюрьма была переделана в скит. «Благодарение Господу, — писал он дальше в письме, — я мне назначенное выполнил». Пастырскими усилиями архимандрита Серафима девять сектантов удалось вернуть в лоно Православной церкви. Это позволило ему просить Святейший Синод об освобождении остальных. По ходатайству архимандрита все они были освобождены, и духовная тюрьма, таким образом, прекратила свое существование.
В 1902 году по инициативе императора Николая II начались подготовка к прославлению Саровского старца Серафима. Значительная часть работ была поручена суздальскому архимандриту Серафиму. В этом же году отец Серафим завершил составление второго издания своей «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» (публикация первого издания этого главнейшего труда его жизни была осуществлена еще в 1896 году). Помимо этого он составил акафист и житие преподобного Серафима Саровского, а также разработал торжественный церемониал открытия мощей святого старца и написал «Слово в день прославления преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца». Это слово было произнесено в храмах в дни прославления преподобного Серафима Саровского 17−19 июля (по ст. ст.) 1903 года. Труды суздальского архимандрита получили высокую оценку императора Николая II, который лично наградил его драгоценной митрой.
В 1904 году исполнялось 500 лет со дня преставления первого настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря великого угодника Божия и чудотворца преподобного Евфимия Суздальского. К этому юбилею, давно ожидаемому жителями богоспасаемого града Суздаля и всей православной России, архимандрит Серафим провел также большие подготовительные работы и осуществил издание составленного им самим жития преподобного Евфимия. На этом архимандрит Серафим завершил пятилетие своей подвижнической деятельности в должности настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря.
А через год в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был возведен в сан епископа. Период архипастырства владыки совпал со временем, когда Россия переживала предреволюционную смуту, была ввергнута в Первую мировую войну, Октябрьский переворот 1917 года, Гражданскую войну, испытала неслыханные доселе гонения на Православную веру и Церковь со стороны богоборческой власти.
В 1918 году так называемая ликвидационная комиссия закрыла возрожденное детище владыки Серафима — Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
В 1920 году святейший патриарх Тихон возвел владыку Серафима в сан митрополита.
С 1923 и по конец 30-х годов в стенах бывшего мужского Спасо-Евфимиева монастыря, теперь уже целиком во всем его громадном комплексе, расположилась Суздальская тюрьма особого назначения, сокращенно — СТОН.
В ноябре 1937 года владыка Серафим был арестован и заключен в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года на полигоне в подмосковной деревне Бутово митрополит Серафим (Чичагов), в возрасте 81 г., был расстрелян.
С 1940 года на территории Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря были размещены интернированные чехи, среди них будущий президент Чехословакии Людвиг Свобода и первый среди иностранцев герой Советского Союза Отакар Ярош. Здесь же, после разгрома немцев под Сталинградом, находился плененный штаб немецкой армии во главе с Паулюсом.
После войны в монастыре разместилась детская колония. В конце 60-х годов постановлением правительства она была расформирована, а весь архитектурный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря — передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. В монастыре начались комплексные ремонтно-восстановительные работы…
23 февраля 1997 года Архиерейский Собор Русской православной церкви прославил митрополита Серафима (Чичагова) в лике святых священномучеников Российских.
http://rusk.ru/st.php?idar=103933
|