Русская линия | Людмила Ильюнина | 26.11.2005 |
Из больших святоотеческих текстов она выбирала то, что можно назвать афоризмами. Эти краткие поучения она вставляла в многочисленные письма, которые были ее ответом на сетования о различных скорбях, постигших ее друзей.
Особенно Анна Васильевна любила и почитала святителя Иоанна Златоустого. И, хотя на ее книжной полке всю жизнь стояла многотомное дореволюционное издание трудов Учителя Церкви (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.1−12, СПБ, 1898−1906), она почти каждый день старалась делать в свои тетрадки выписки из его многогранного наследия. Так составлялись афоризмы — из пространных поучений Златоустого Проповедника матушка Анна выбирала что называется «перлы» мудрости и красноречия.
В день памяти свт. Иоанна мы предлагаем перечитать некоторые из них, и пусть это будет не только данью почитания святого, но и данью памяти о тех подвижниках и подвижницах, которые сохранили для нас веру в трудные времена.
* * *
Троякого рода были деревья в раю. Одни даны были человеку, чтобы он жил; другие — чтобы хорошо жил; третьи — чтобы всегда жил. Он мог жить от деревьев, от которых было позволено есть; мог жить хорошо, не касаясь деревьев запрещенных; мог жить хорошо, касаясь того, что было не запрещено ему, и, не касаясь того, что запрещено. Жить хорошо — значило повиноваться Богу. Дерево жизни находилось среди рая, как награда; древо познания — как предмет состязания подвига.
Древо было познанием добра и зла, не потому, что доставляло человеку знание, а потому, что учило его чрез преступление. Опыт всегда учит неведущего, что преступление есть зло.
* * *
Здесь, братие, не волны моря, готовые кого задушить, а волны любви, могущие освятить.
* * *
Бурю производят не обстоятельства, но состояние нашего духа. Следовательно, если мы настроим душу так, чтобы она все легко переносила, то не будет для нас ни бури, ни потопления, а будет всегда благоприятная тишина.
* * *
Христос часто говорил не ясно, чтобы побудить слушателей к вопросам и сделать их более внимательными.
Ясно сказанное нередко проходит мимо слуха, а неясное делает слушателя внимательнее и усерднее.
* * *
Наставники не все говорят так, как бы хотели сами, но как требует состояние немощных.
* * *
Великое благо — быть в состоянии сносить обличения; великое благо уметь обличать, — это последнее есть признак величайшей заботливости о ближнем.
* * *
Ничто из настоящего не ужасно.
* * *
Справедливость есть необходимая форма любви.
* * *
Многое попускал Бог для того, чтобы показать немощь человеческой природы. Например, Моисей был косноязычен, часто впадал в скорбь и уныние, и не вошел в землю обетованную.
* * *
Молитва — это не доступная никаким врагам сокровищница всякого блага, безопасная от бурь пристань, основа спокойствия, врачебница души; молитва — это псалмопение, освящающее душу и тело; коротко сказать — молитва открывает двери неба, приближает к Богу всякого человека — и большого и малого, и богатого и бедного, а того, кто каждый день молится от всей души, она делает выше ангелов.
* * *
Никакой нет человеку пользы, хотя бы он и тело и дух очищал, если вместе с тем он забывает о милостыне. Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. Милостыня убеляет души и уготовляет вечные наслаждения. О, милостыня, жизнь душ, водительница души, прекраснейшее оружие.
* * *
Обширное слово о Кресте, но сила его не поддается изъяснению. Те, кто с верою и любовью поклоняются Кресту, знают присущую ему силу и пользуются ею для победы над диаволом.
* * *
Конечно, стопы слабых жен славнее апостольских. Те, разбежавшись, со страхом прятались по домам; а эти мужественно устремившись ко гробу, оплакивали свободного среди мертвых, с благоговейной верою доказывая на деле свою преданность Христу.
* * *
Не должно никогда оставлять падших, хотя бы мы наперед знали, что они не послушаются нас.
* * *
Мы должны так заботится друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог.
* * *
Не освобождение только от грехов делает святым, но также присутствие Духа и богатство добрых дел.
* * *
Не может ни один человек быть столь злым, чтобы не иметь какого-нибудь, хотя малого, добра.
* * *
Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей.
* * *
Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная.
* * *
Как станешь просить о будущем тот, кто не умеет благодарить за прошедшее?
* * *
Где вера, там и сила; а где неверие, там и немощь.
* * *
Вера — начало благ; вера — источник благ. Примем же это оружие спасения.
* * *
Христос заповедал нам не то, чтобы не иметь врагов — это не в нашей власти, но не ненавидеть их; в этом мы властны, а в том — нет.
В заключении к этим выпискам хочу добавить: та, кто их заносила в тетрадки, и жила так, как учил, особенно почитаемый ею, св. Иоанн Златоуст. Дай Бог и нам, не только читать и знать творения святых отцов, но и сверять по ним нашу жизнь, и каяться в том, что мы далеки от того, чтобы на деле исполнить их поучения.
http://rusk.ru/st.php?idar=103901
|