Русская линия
Русская линия Тимур Кальченко,
Анатолий Степанов
23.11.2005 

Студент-черносотенец
Владимир Степанович Голубев (1891−1914)

Владимир Степанович ГолубевВладимир Степанович Голубев родился 28 августа 1891 года в семье выдающегося русского церковного историка С.Т.Голубева — профессора Киевской Духовной академии, экстраординарного профессора Императорского Киевского университета св. Владимира, члена-корреспондента Российской Академии наук по отделению русского языка и словесности и почетного члена Петроградской Духовной академии.

Первоначальное образование Владимир получил в 1-й Киевской гимназии, по окончании которой в августе 1910 года он поступил на юридический факультет Киевского университета св. Владимира. В это время Голубев наряду с другими студентами университета Петром Вихровым, Петром Деконским, Николаем Мандровским, Николаем Михайловым, Николаем Петровым, Леонидом Кильчевским, Николаем Шибаевым, Николаем Чоколовым и студентами Киевского политехнического института Императора Александра II Петром Свиргуновым и Игорем Сикорским (известным в последствии авиаконструктором) стал учредителем Киевского отдела Всероссийского национального студенческого союза.

Его студенческие годы пришлись на тот момент, когда в Киеве возникло и активно функционировало Патриотическое общество молодежи «Двуглавый орел» (Устав был официально зарегистрирован в начале 1907 г.), целями которого были: противодействие всеми законными средствами влиянию лиц, обществ и союзов, ведущих Россию своим учением к анархии и нравственному растлению; проведение в сознание и жизнь населения Российской Империи начал Православия, Самодержавия, Народности, «выработанных историей Русского Народа»; содействие всеми средствами «споспешествованию торжества русских начал в русской школе»; объединение молодежи, согласной с основными идеями общества, в правильную организацию.

Идея учреждения молодежного монархического общества принадлежала дворянину Г. И.Вишневскому — первому председателю Совета «Двуглавого орла». Затем, в 1912 году его сменил священник Ф.Н.Синькевич, а секретарем общества стал студент Владимир Голубев. Приход в «Двуглавый орел» Синькевича и Голубева (до этого участвовавших в деятельности Союза Русского Народа) способствовал тому, что общество, при их непосредственном руководстве, вскоре превратилось в одну из самых активных и деятельных монархической организацией Киева.

Особенно это проявилось в ходе громкого судебного процесса по делу иудея Менделя Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве христианского отрока Андрея Ющинского. Ряд провокационных антирусских выступлений и отсутствие определенности в действиях полиции побудили членов «Двуглавого орла» принять ответные меры. Так, когда 20 апреля 1912 года в зале Дворянского Собрания состоялось торжественное собрание, посвященное памяти сщмч. младенца Гавриила Белостокского и всех «от жидов умученных», студент Голубев выступил на нем с речью, в которой подверг деятельность полиции жесткой критике за ее «преступную бездеятельность» в расследовании убийства А.Ющинского.

В это же время, в газете «Двуглавый орел» одна за другой публикуются статьи Голубева, в которых резкой критике были подвергнуты действия киевского полицмейстера, виновного, по мнению Голубева, в том, что он «самым энергичным образом воспрещал представителям православной печати писать, что дело Ющинского — ритуальное убийство».

«Жиды, конечно, делали все от них зависящее, чтобы затереть это вопиющее дело. В наличности имеется и подкуп полицейских властей, „загадочная“ смерть многих свидетелей и не менее загадочный пожар завода жида Зайцева, где произошло ритуальное убийство… В данном деле Ющинского ритуальность убийства установлена данными предварительного расследования, как то: судебно-медицинским вскрытием трупа замученного мальчика…, экспертизой всемирно известного психиатра проф. И.А.Сикорского», — писал Голубев в одной из своих статей. Впоследствии в качестве официального свидетеля он выступал на процессе Бейлиса, будучи абсолютно убежденным, что дело об убийстве Ющинского — дело, вне всяких сомнений, «жидовское».

Активность студента-черносотенца не осталась незамеченной. 28 апреля 1912 года. Он был принят министром внутренних дел А.А.Макаровым для ходатайства о «рассмотрении и прекращении административного полицейского произвола, направленного в угоду жидам».

Кроме того, студент Владимир Голубев принимал участие в издании монархической газеты «Киев», ставшей одним из главнейших печатных органов киевских правых. А сам он, благодаря своей неуемной деятельности довольно скоро превратился в настоящего лидера киевской монархически настроенной молодежи. Патриотически настроенная молодежь во главе с В. Голубевым чутко реагировала на малейшие ущемления прав русского народа, оскорбления его национального достоинства. После одной из антирусских выходок поляков во Львове, сторонники студента-черносотенца организовали 14 мая 1912 года митинг у памятника святому князю Владимиру, на котором с яркой речью выступил сам Голубев. После прошедшего митинга, собравшего немало народу, состоялась манифестация правых студентов, которая направилась к памятнику Императору Александру II на Царской площади, а затем к зданию Городской думы, где молодежь пыталась организовать еще один митинг, но полиция воспрепятствовала этому. Проходя по Крещатику, под крики «долой поляков» часть толпы ворвалась во двор, где помещалась редакция польской газеты, и под громкое «Ура!» стала громить редакцию бутылками с чернилами и камнями. Затем студенты отправились по новому адресу и, спустя некоторое время, побили стекла в «либерально-еврейской» газете «Киевская мысль». При этом из здания редакции «Киевской мысли» по русским манифестантам был открыт огонь (!), но, слава Богу, никто не пострадал.

События мая 1912 года показали, что энтузиазм патриотически настроенных «орлят» слабо поддается контролю. Они действовали стремительно и решительно, но им не хватало ни жизненного опыта, ни выдержки. Этим решили воспользоваться их противники, задумавшие задушить общество руками власти. В дело включились профессиональные провокаторы из числа журналистской братии, которые должны были подтолкнуть «орлят» на противоправные действия, а затем потребовать от власти навести порядок. Так, 23 мая 1912 года в редакцию «Двуглавого орла» прибыл сотрудник либеральной газеты «Последние новости» И.М.Пугач. Его беседа с молодыми монархистами закончилась потасовкой, в результате которой Пугач был сильно побит, а в либеральной печати началась кампания о «беззакониях», творимых черносотенцами.

Отдавая себе отчет в легкой возбудимости В. Голубева и его соратников и уповая на безнаказанность, либеральные газеты забавлялись тем, что регулярно помещали карикатуры на членов «Двуглавого орла» и, в особенности, на студента Голубева. Возмутившись одной из таких карикатур, помещенной в газете «Южная копейка», Владимир Голубев в июне 1912 года явился в редакцию газеты. Его беседа с главным редактором Ларским была недолгой и закончилась тем, что «Голубев встал и вдруг, не говоря ни слова, развернулся и с такой силой ударил г. Ларского по лицу, что тот в первое время от неожиданности не мог опомниться и только, когда Голубев направился к выходу, крикнул, чтобы позвали полицию и задержали Голубева».

После этих громких скандалов Киевскому генерал-губернатору А.Ф.Гирсу пришлось поручить полицейским чинам предпринять меры к обузданию членов общества «Двуглавый орел». Первым вынужден был уйти священник Ф.Н.Синькевич, который 9 июня 1912 года передал обязанности председателя Владимиру Голубеву. Но он, утомленный нападками и уставший от несправедливых обвинений, 31 августа 1912 года бросил университет и поступил вольноопределяющимся на военную службу. С конца 1912 года деятельность Общества пошла на спад. В 1913 г. «Двуглавый орел» активных действий уже не проводил, хотя по-прежнему выходил его еженедельник, который вскоре даже расширился иллюстрированным приложением.

Через год 25 августа 1913 года унтер-офицер из вольноопределяющихся 5-го гренадерского Киевского полка Голубев восстановился на 3-й курс юридического факультета Киевского университета. Однако получить высшее образование ему так и не довелось. Менее чем через год грянула война. С началом Первой мировой войны он вновь оставил учебу в университете и добровольцем ушел на фронт. Также поступили и многие другие «орлята». В 1916 году еженедельник общества «Двуглавый орел» писал: «Часть членов нашего Общества призвали, другие сами вступили в ряды армии и, сознавая, что деятельность на пользу родины в мирное время так нередко проводившаяся ими, в дни войны в полной мере может быть проявлена на полях сражений».

Молодой офицер, прапорщик Владимир Голубев достойно проявил себя на полях сражений. Командир его полка В. Гаврилов впоследствии вспоминал: «Когда В.С. пришлось назначить командовать в полку 1-й ротой вместо заболевшего ротного командира, я был спокоен за роту и за полк. Первая рота была вверена не прапорщику, а Голубеву — или точнее сказать — прапорщику по погонам, но сильному идейному вождю масс».

19 августа 1914 года Владимир Голубев был ранен в голову под Львовом и отправлен на лечение в Киев, но уже 8 сентября, толком не долечившись, он вновь выехал в действующую армию. А 5 октября офицера-героя уже представили к ордену св. Георгия за смелый прорыв из окружения. Однако получить свою награду Владимир Голубев так и не успел — через месяц, 6 октября 1914 года, он был смертельно ранен в сражении при местечке Рудник близ Кржемова Белгорайского уезда. После смертельного ранения вражеской пулей Голубев прожил еще полчаса и тихо скончался на руках одного из солдат своей роты. Первоначально он был похоронен на погосте деревни Липины-Дольни Холмской губернии, но позже его отец добился разрешения на перенесение праха сына на родину, и тело Владимира Голубева было предано земле в Киеве в ограде Флоровского монастыря.

Архиепископ Ермоген (Голубев)Примечательна также и судьба младшего брата Владимира Голубева — Алексея (1896−1978), в иночестве Ермогена — архиепископа Калужского и Боровского. Он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, в московском Свято-Даниловом монастыре принял монашеский постриг с именем Ермогена и здесь же был рукоположен в иеродиакона. В 1920 году сам Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) рукоположил его в иеромонахи с определением членом духовного собора Киево-Печерской Лавры. Всего лишь через два года о. Ермоген стал уже архимандритом. За твердость в вере и высокую духовную жизнь в 1926 году братия избрала 30-летнего монаха настоятелем Лавры, и митрополит Сергий (Страгородский) утвердил его в этой должности. А уже в 1931 году его арестовали и оправили в лагерь. После освобождения он долго служил в Среднеазиатской епархии и в марте 1953 года был хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского (с 1958 года — архиепископ). В хрущевское время за свою твердую церковную позицию владыка Ермоген (с 1963 года — архиепископ Калужский и Боровский) вновь подвергся гонениям, был уволен с кафедры и сослан, как и его предшественник сщмч. Гермоген (Долганов), в Жировицкий монастырь, где он и отошел ко Господу в праздник Благовещения.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Безбородов А. Архиепископ Ермоген (Голубев). Очерк жизни // Православный христианин. 1999. N3.
2. Голубев В.С. Отрок-мученик. (Замученный жидами ученик Киево-Софийского училища Андрей Ющинский). Киев, 1911.
3. Голубев В.С. Трехсотлетие великого воспоминания (300-летие избрания на царство Михаила Федоровича Романова). М., 1913.
4. Кальченко Т., Степанов А. Голубев Владимир Степанович // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003.
5. Некролог // Исторический вестник. 1914. Кн. 12.
6. Омельянчук И.В. Черносотенное движение на территории Украины (1904−1914). Киев, 2000.

http://rusk.ru/st.php?idar=103894

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru