Русская линия | Константин Грамматчиков | 21.11.2005 |
При всей своей мелководности Орловщина находится на водоразделе трех водных артерий, по которым при желании можно попасть в Каспийское, Азовское, Черное или Балтийское моря. Само основание города Орла и дальнейшая его история связаны с удобным расположением на слиянии двух рек. По воде сплавляли лес для постройки Орловской крепости; по большой воде уходили грузы и товары вплоть до Коломны, Москвы и Нижнего Новгорода со струговой пристани на Оке, о чём ещё недавно напоминала стоящая на этом месте часовня.
Как ни удивительно, Орел дал России целый ряд морских династий. К примеру, одним из первых членов Адмиралтейств коллегии, учреждённого царём Петром I, был уроженец села Красное Орловской губернии Г. И.Чернышев. Его сын И.Г.Чернышев генерал-фельдмаршал от флота возглавлял Адмиралтейств-коллегию, под его командованием начинал служить будущий Святой адмирал Федор Ушаков. Родственник Чернышевых, болховский дворянин Ржевский участвовал в Трафальгарском сражении.
Одним из первых капитанов кораблей, построенных царем Петром I, был адмирал В.Я.Римский-Корсаков. Его правнук адмирал Воин Андреевич Римский-Корсаков, известный мореплаватель, именем которого назван ряд географических пунктов на Дальнем Востоке, с 1861 по 1871 годы возглавлял Петербургский морской корпус, первым выпускником которого 1706 года был его прадед. В историю корпуса он вошел как один из самых выдающихся его директоров. Младший брат адмирала, будущий композитор Н.А.Римский-Корсаков, также служил на флоте. Память об этой прославленной фамилии хранят села Скарятино и Корсаково Орловской области. Сыновья Воина Андреевича Петр и Федор участвовали в Русско-японской и Первой мировой. Капитан II ранга Федор Воинович после революции 1917 года возглавлял Союз взаимопомощи моряков в Эстонии. Старший брат адмирал Петр Воинович служил инспектором на красном флоте. Его сын Воин Петрович, названный в честь деда, был начальником училища командного состава флота, первого советского военно-морского учебного заведения.
Всего морской корпус закончили и стали моряками 18 представителей этой фамилии, из них четверо были директорами корпуса. При въезде в Орел с севера у троллейбусного депо сохранились остатки строений усадьбы Остен-Сакенов. Сюда для написания «Севастопольских рассказов» приезжал Л.Н.Толстой к одному из руководителей героической обороны Севастополя генерал-адъютанту Дмитрию Ерофеевичу Остен-Сакену. Многие представители этой фамилии служили на флоте. Эту фамилию на своём борту носил эсминец «Капитан Сакен» в память о Христиане Ивановиче Остен-Сакене, который в 1888 году в боях у Очаковского лимана взорвал себя с кораблём, потопив четыре галеры турок, пытавшихся взять его на абордаж. Вместе с последними Сакенами, служившими в Императорском флоте до 1917 на кораблях «Аврора» и «Новик», описанных в разной литературе, на Балтике воевал выпускник Орловского реального училища морской инженер-механик, старший лейтенант Николай Георгиевич Стэрко, в эмиграции казначей и член правления Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже (сын управляющего орловским имением Сакенов).
В Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее среди реликвий российского флота можно увидеть шпагу с орденом Святой Анны, принадлежавшую орловскому губернскому воинскому начальнику Фёдору Ивановичу Дарогану, полученную им за героическую оборону Севастополя. Здесь же со шпагой деда хранится морская офицерская сабля с орденом Святого Георгия Победоносца его внука, сына начальника Орловско-Рижской железной дороги капитана I ранга Дмитрия Осиповича Дарогана. Георгиевский кавалер, участник Моонзундского сражения, описанного Пикулем, в 1916—1917 гг., сразу после окончания морского корпуса Д.О.Дароган начинал службу в боях у Порт-Артура на броненосце «Цесаревич» в 1904 году (умер в эмиграции в Финляндии, в Хельсинки в 1976 году).
Ранним утром 31 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура неравный бой с японцами принял миноносец «Страшный» со своим экипажем, возглавляемый уроженцем Болховского уезда капитаном II ранга Константином Юрасовским и его помощником, орловцем лейтенантом Иваном Малеевым. Они погибли с кораблём, но сумели вывести из строя три миноносца японцев. После Русско-японской войны их именами были названы два эскадренных миноносца «Константин Юрасовский» и «Иван Малеев». В этот же день погиб броненосец «Петропавловск», на котором находился весь штаб Тихоокеанской эскадры и его командующий адмирал С.О.Макаров. В посёлке Хомутово на Аллее Славы находится мемориальная плита с надписью «За Веру, Царя и Отечество живот свой положившего в войне с Японией в 1904—1905 гг., уроженца села Верхней Барановки, матроса I статьи Степана Васильевича Чугунихина, погибшего на броненосце „Петропавловск“, упокой, Господи».
Среди погибших на «Петропавловске» немало уроженцев Орловской губернии. Среди них представитель известной орловской фамилии мичман Р.Д.Бодиско, приходившийся родственником капитану «Петропавловска» Николаю Матвеевичу Яковлеву, чудом оставшемуся в живых и дослужившемуся впоследствии до адмирала, расстрелянному в Орле в сентябре 1919 года. Его жена Анна Михайловна Бодиско скончалась в 1920 году, а в 1922 году в Ботавии умер её брат, выпускник морского корпуса полковник Андрей Михайлович Бодиско. До недавнего времени принадлежавший им дом стоял напротив дома Союза писателей в самом начале улицы Салтыкова-Щедрина.
Сын капитана II ранга К.К.Юрасовского Дионисий закончил Морской корпус, стал георгиевским кавалером, воевал в Белых войсках Северного фронта, скончался в 1962 году в Брюсселе.
Сразу после Русско-японской войны первым начальником и организатором Морского генерального штаба стал вице-адмирал Лев Алексеевич Брусилов, орловский дворянин, младший брат генерала от кавалерии А.А.Брусилова, много сделавший для реорганизации и модернизации флота. Его сын Георгий, полярный исследователь, пропал без вести в одно время с другим орловцем В.А.Русановым. В начале 1904 года Русанов предлагал российскому правительству провести 2-ю Тихоокеанскую эскадру Северным морским путём, что возможно могло повлиять на исход не только Цусимы, но и всей войны.
В Цусимском сражении японцами были захвачены два корабля, носившие имя «Орел" — броненосец и госпитальное судно, названное именем нашего города, построенное в 1890 году в Англии добровольным флотом. Но уже в 1909 году со стапеля в Данциге (Германия) сошёл новый «Орел», средства на который собирала вся губерния через комитеты поддержки и возрождения флота.
До первой мировой войны «Орел» в составе Добровольного флота выполнял коммерческие рейсы в районе Тихого океана, а в 1914 году был переделан под вспомогательный крейсер. В 1915 году команда «Орла» приняла участие в первой в истории войны союзной десантной операции в Сингапуре. Моряки участвовали в подавлении мятежа полка Сипаев. На самом корабле во время этих событий были размещены женщины и дети дипломатических консульств. Половину англо-франко-русско-японского десанта составляли моряки с «Орла», высадившиеся на берег 5 февраля. Уже к 14 февраля мятеж был подавлен. За помощь, оказанную британскому союзнику, весь личный состав десанта с крейсера «Орел» получил награды: ордена и медали.
После прихода на базу Сибирской флотилии в порт Владивосток «Орел» стал использоваться как основная учебная база Петроградского морского корпуса. На «Орле» прошел самый продолжительный поход этого учебного заведения, начавшийся 6 ноября 1917 года во Владивостоке и закончившийся в августе 1920 года в Югославии в Дубровнике. Из экипажа кадет и гардемаринов «Орла» в 1918 году во Владивостоке было образовано Владивостокское морское училище, возглавленное капитаном «Орла» георгиевским кавалером, героем-подводником Первой мировой войны Михаилом Александровичем Китицыным, известным своими дерзкими атаками на Черном море в 1915—1916 гг., проведшим единственную в мировой истории подводного флота надводную абордажную атаку против турецкого судна «Родосто» возле Босфора на подлодке «Тюлень», приведшего его за нос в Севастополь.
В 1921 году в Бизерте в Тунисе гардемарины «Орла» составили первую роту морского корпуса, а ранее произведенные из корабельных гардемарин в мичманы на «Орле» в 1920 году во время перехода из Владивостока в Порт-Саид стали младшими офицерами корпуса и служили на кораблях русской эскадры в Бизерте. Позже они образовали кружок «Звено» в Европе, а после Второй мировой войны — Орловское морское братство выпускников 1920 года в США. В списке моряков, ходивших на «Орле», рассеянных по всему миру, были изобретатель первого китайского самолета и автомобиля Константин Захарченко, основатель советской морской пехоты Иван Кожынов (расстрелян в 1937 году); капитан польского флота Антон Дорошковский, прорвавший немецкую блокаду Гдыни и уведший отряд миноносцев в Англию; организатор партизанского движения против японцев в Индокитае Игорь Буланин, посмертно награжденный французским правительством орденом Почетного Легиона; создатель первого военно-морского учреждения в Королевстве сербов, хорватов и словенцев подполковник Петр Бунин, сотни других известных фамилий, перечислить которые не представляется возможным, так как для этого необходимо было бы написать не одну книгу. В этом списке выпускники Орловского Бахтина кадетского корпуса Георгиевский кавалер Борис Афросимов и Вячеслав Узунов, работавшие вместе с авиаконструктором И.И.Сикорским в США и построившие дом для престарелых «орлов». Братья авиаконструктора Сикорского Алексей и Вадим также ходили на «Орле» и были во Владивостоке и Бизерте.
Правнук основателя Орловского Бахтина кадетского корпуса Александр Николаевич Бахтин — выпускник ОБКК и Морского корпуса — провел первый бой советского подводного флота. За атаку 31 августа 1919 года, в котором руководимая им подлодка «Пантера» потопила английский эсминец «Виктория», поставив своеобразный рекорд того времени: моряки в походе провели под водой 75 часов, А.Н.Бахтин был награжден орденом Боевого Красного Знамени (в 1931 году он умер в Ленинграде после ссылки). Кстати, этот орден в его истории вторым после Блюхера получил уроженец Орловщины Василий Лукич Панюшкин, известный широкому зрителю по советской кинокартине «Мичман Панин».
В годы Великой Отечественной войны на Орловско-Курской дуге сражалось несколько бригад моряков-тихоокеанцев, тысячи из которых сложили головы при освобождении Орловской области. В канун 60-летия Великой Победы на поле матросской битвы у д. Крупышино Дмитровского района был открыт памятный знак морякам-тихоокеанцам. В наши дни на Тихом океане несет службу пограничный сторожевой корабль «Орел», а на северном флоте — атомный ракетный крейсер «Орел», по традиции названные именем города Орла.
Всего в Российском флоте было построено около 40 кораблей- «Орлов». Первый «Орел» спустили на воду в 1668 году на Оке у села Дединово, на нем находился отряд из 35 стрельцов, который считают предтечей морской пехоты.
В год 310-го юбилея российского флота и 440-летия города Орла инициативной группой ряда общественных организаций, общероссийским движением Поддержки флота, Федерацией парусных видов спорта Орловской области, клубами «Юных моряков», «Диво», Апостола Андрея Первозванного, ПМБ Св. Георгия Победоносца намечено проведение ряда мероприятий, посвященных этим памятным датам: закладка памятника-часовни всем морякам-орловцам на месте струговой пристани; организация выставки-конкурса, посвященной российскому флоту, морякам — уроженцам Орловщины, кораблям, носившим имя «Орел», которая может включить: живопись, графику, фото, модели кораблей и т. д.; организацию соревнований водно-моторного спорта, дайвинга, парусных регат городского и областного уровня.
Давно уже назрел вопрос о возрождении в Орле, а возможно и в других районах области, морского клуба (морской клуб в Орле в 1950−80 годы находился рядом с центральной спасательной станцией), где могли бы развиваться на стационарной основе вышеперечисленные виды спорта для подготовки молодежи к службе в армии и на флоте на духовных, нравственных и патриотических началах нашего Отечества.
Константин Борисович Грамматчиков, издатель журнала «Истории русской провинции» (Орел)
http://rusk.ru/st.php?idar=103887
|