Русская линия | Людмила Ильюнина | 18.11.2005 |
В этот день нелишним будет вспомнить о том, что сказал Святейший Тихон в обращении к соборному посольству, известившему его об избрании на патриарший престол: «…Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (2, 10; 3, 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа — Моисею, и мне придется говорить ко Господу: „Для чего мучаешь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня“ (Числ. 11, 11−14). Отныне и на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим, кто доволен, даже из креплих мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно прошло помимо меня и даже помимо человеков, по избранию Божию».
В словах этих с пространной цитатой из Библии пророчески выразился подвиг Патриарха Тихона, — он страдал за народ русский до последнего издыхания, он брал на себя его грехи, скорби и молился об очищении и спасении русских людей.
Приведем также отрывок из речи Патриарха Тихона, сказанной в день интронизации в Успенском соборе Кремля: «…патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и смертоносной орудийной пальбы. Вероятно, и само оно не раз будет вынуждено прибегать к мерам запрещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку явился Господь не в буре, не в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне слышится веяние словес Твоих: „Еще семь тысяч мужей не преклонили колени пред современным ваалом и не изменили Богу истинному“. И Господь как бы говорит мне так: „Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля. Но не оставляй и заблудившихся овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких. Паси их и для сего возьми жезл сей, жезл благоволения. С ним потерявшуюся — отыщи, угнанную — возврати, пораженную — перевяжи, больную — укрепи, разжиревшую и буйную — истреби. Паси их по правде“. В сем да поможет мне Сам Пастыреначальник, молитвами Пресвятыя Богородицы и святителей Московских».
Этот слово, как и первое Патриаршее обращение, веет богодухновенностью, его так же можно назвать «программой действия» для каждого Предстоятеля Русской Православной Церкви, программой, которая выполняется и в наши дни.
Святейший Тихон также дал нам — мирянам — программу жизни в современном безбожном мире. 11 июня 1918 года, когда он прибыл в Петроград, в ответ на приветственные исповеднические речи, он сказал: «Я слышал, что ваше братство объединяет людей, готовых на подвиги исповедничества, мученичества, готовых на смерть. Русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать не умеет. Задача братства не в том, чтобы воодушевлять людей на мучения и смерть, но их наставлять, как надо жить, указывать, чем должны руководствоваться миряне, чтобы Церковь Божия возрастала и крепла. Наши упования — это жизнь, а не смерть и могила».
В этот памятный день также следует вспомнить, что он был началом нового порядка избрания Патриархов Русской Православной Церкви, которого она придерживается доныне. Сначала на Поместном Соборе выбирают трех кандидатов, если при этом один из претендентов наберет треть голосов, то отдельно за него голосуют епископы — члены Собора. Если голосование епископов так же даст треть голосов, то кандидат считается избранным патриархом.
В том случае, если ни один из кандидатов не наберет три четверти голосов, тогда Патриарх избирается из трех кандидатов по жребию, как было со Святейшим Патриархом Тихоном.
Недолго пришлось стоять у кормила церковного Святейшему Патриарху Тихону. Всего семь лет. Но эти годы определили многое в бытии русского народа. Как сказал преемник свт. Тихона митрополит Петр (Полянский) на погребении, Святейший Патриарх Тихон был и остается нашим отцом и молитвенником до скончания века: «…трудна была его жизнь. Тяжелый жребий выпал на его долю — править Русскою Церковью в такое бурное время. Труды и подвиги его закончились: он предстоит престолу Божию. Осиротели мы, для молодых он был отцом, для взрослых мудрым наставником и руководителем, а для всех вообще — другом. Помолись же, отец наш, за нас осиротелых…»
http://rusk.ru/st.php?idar=103880
|