Русская линия | Владимир Мельник | 22.11.2005 |
Светлый и радостный даже поздней осенью и зимой Симферополь — это прежде всего Свято-Троицкий кафедральный собор. А Свято-Троицкий собор — это прежде всего рака с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого). У святителя Луки побывать мне хотелось давно, да все не представлялось случая (добраться до Крыма ныне нелегко) — и вот наконец долгожданная встреча. Божественная Литургия только что окончилась. Пока без конца подходят к раке и благоговейно прикладываются к ней прихожане собора, стою рядом и читаю акафист святителю, ведь я у него в первый раз:
«Радуйся, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый».
С Крымом связана значительная часть жизни святителя Луки. Он родился 27 апреля 1877 г. в Керчи. В миру носил имя Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Закончив в 1903 г. медицинский факультет Киевского университета, он мечтал быть участковым земским врачом. Но Бог готовил ему совсем иной путь. Он стал необыкновенно талантливым хирургом, блестяще делавшим самые различные операции. Одним из первых в России он делал сложнейшие операции на желчных путях, кишечнике, желудке, почках, оперировал сердце и мозг. Но в особенности стоит отметить то, что он в буквальном смысле слова возвращал зрение слепым людям. Когда он еще оперировал в сельской больнице в Курской губернии, к нему собирались люди даже из соседних губерний. В своей автобиографии святитель описывает случай: «Молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».
Всю свою жизнь святитель одинаково относился к больным людям: богатым и нищим, знаменитым и безвестным. Строго он воспринимал только воинствующих безбожников, болезни которых он считал справедливой Божьей карой.
В мирской жизни как знаменитый хирург Войно-Ясенецкий достиг известности и славы. В 1915 г. в Петрограде вышла его книга «Регионарная анестезия» (о методах местной анестезии, основанных на временном прерывании проводимости нервов оперируемой области тела). Варшавский университет присудил книге престижную премию имени Хойнацкого. Свою монографию молодой ученый-врач защитил как докторскую диссертацию. За книги «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов», оказавшуюся столь необходимой во время Великой Отечественной войны, уже будучи архиепископом, он получает в 1944 г. Сталинскую премию первой степени. Из двухсот тысяч рублей этой премии Владыка перечислил 130 тысяч детям, пострадавшим от войны.
Пишутся портреты прославленного архиепископа-врача, скульптор лепит его бюст, о нем пишут за рубежом, у него берут интервью.
Однако мирская слава и «все что в мире» — никогда не прельщало этого человека. Он всегда рассматривал свою жизнь как служение людям, и Бог вел его по совершенно иным, поистине Небесным, путям. «Кого люблю, того наказываю». Своему избраннику Господь посылал скорби, очищая его душу для высокого архиерейского служения. Испытания начались рано, еще в 1917 году, когда после ложного обвинения в адрес Войно-Ясенецкого и скоротечной чахотки умерла его 38-летняя жена Анна Васильевна, оставившая на его руках четверых детей. В то время семья жила в Ташкенте. Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал церковь, выступал на богословских собраниях на темы Священного Писания. В 1920-м году одно из таких выступлений услышал епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский). Выступление настолько поразило владыку, что он тут же обратился к Войно-Ясенецкому: «Доктор, вам надо быть священником!» В своих воспоминаниях святитель Лука пишет: «У меня и мысли не было о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и, минуты не размышляя, сказал: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»
Это произошло промыслительно в тот момент русской истории, когда некоторые священнослужители, убоявшись репрессий, снимали с себя сан.
Всю последующую жизнь святитель Лука был не только образцом любви к пораженному телесными и духовными болезнями человечеству, но и образцом исповедничества Христа — в новых, ранее не виданных условиях страшных гонений. Можно представить себе раздражение представителей советской власти при виде того, как профессор медицины читает лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди. Священник Войно-Ясенецкий всю неделю работал главным хирургом Ташкентской городской больницы, а по воскресным дням служил в соборе. В углу его операционной висела икона, и он никогда не начинал операции без молитвы. И все это властям приходилось терпеть ввиду необычайной талантливости хирурга! К тому же, будучи непоколебимым в вопросах веры, он категорически запретил своей пастве посещать храмы, занятые «живоцерковниками». В труднейшие для Церкви времена отец Валентин проявил необычайную решимость, свойственную только великим подвижникам. В 1923 г. из Ташкента исчез правящий епископ Иннокентий. Опередив приезд назначенного обновленческого архиерея, отец Валентин объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и созвал съезд духовенства. В необычайно тревожный для Церкви момент народ Божий и духовенство, как в первые века христианства, сами поставили над собой архиерея. В то время в Ташкенте находился епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский), который одобрил его избрание и тайно постриг его в монахи с именем Луки. Для хиротонии решено было отправиться в город Пенджикент, где отбывали ссылку еще два православных архиерея: епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Во время литургии на клиросе пел и читал ссыльный священник Валентин Свенцицкий. Ясно, что продолжаться долго это не могло.
Против Владыки было выдвинуто обвинение: епископ Лука подозревался «в связях с оренбургскими контрреволюционными казаками и в шпионаже в пользу англичан через турецкую границу». Всем была ясна абсурдность обвинения, но властям важно было любой ценой упрятать ненавистного архиерея за решетку. Первая ссылка началась с Таганской тюрьмы в Москве, откуда святитель по этапу был отправлен в Енисейск. Затем был Туруханск. Владыка все дни своей ссылки (три года) ясно чувствовал на себе Божью руку; он не только не впадал в уныние, но и всеми силами старался поддерживать и укреплять окружающих его людей. Где ни появлялся Владыка, там оживлялась церковная жизнь. Кроме того, Владыка много работал как врач, оперировал больных, причем настолько удачно, что список больных к нему составлялся на три месяца вперед. Однажды он вернул зрение целой семье слепых людей. Из семи человек шестеро стали видеть. Его популярность и его деятельность вызывали раздражение не только у властей, но и у местных врачей, терявших свои привычные заработки. Все это приносило Владыке дополнительные скорби и искушения. Владыка вспоминает, что однажды, впав в уныние, он вылил в молитве свой ропот и нетерпение: «И вдруг я увидел, что изображенный на образе Иисус Христос резко отвернул Свой пречистый лик от меня. Я пришел в ужас и отчаяние и не смел больше смотреть на икону. Как побитый пес вышел я из алтаря и пошел в летнюю церковь, где на клиросе увидел книгу Апостол. Я машинально открыл ее и стал читать первое, что попалось мне на глаза. К большой скорби моей, я не запомнил текста, который прочел, но этот текст произвел на меня чудесное действие. Им обличалось мое неразумие и дерзость ропота на Бога, и вместе с тем подтверждалось обещание нетерпеливо ожидавшегося мною освобождения. Я вернулся в алтарь Зимней церкви и с радостью увидел… что Господь Иисус Христос опять смотрит на меня светлым и благодатным взором. Разве же это не чудо? Приближался конец моей туруханской ссылки».
Освобождение пришло в 1926 году. Однако спокойная жизнь продолжалась недолго. Вскоре последовала вторая ссылка — в Архангельск — где Владыка снова работал как врач и даже разработал новый метод лечения гнойных ран. Его вызвали в Ленинград, где сам Киров уговаривал его снять с себя сан и стать директором института. Однако верный исповедник Христов не согласился на это и, более того, не дал согласия печатать свою книгу без указания сана. Удивительно ли, что вскоре за второй ссылкой (она закончила в конце 1933 г.) последовали новый арест и новая ссылка, на этот раз под Красноярск. В Красноярск постоянно прибывали эшелоны с ранеными на фронте. В октябре 1941 г. епископ Лука назначается консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом одного из эвакогоспиталей. Владыка продолжал работу над своими «Очерками гнойной хирургии». Как всегда, его хирургическая деятельность была отмечена блестящими результатами.
В середине 1942 г. закончилась его ссылка, и Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий возводит его в архиепископский сан и назначает на Красноярскую кафедру. В операционной архиепископ Лука повесил икону, всегда совершая перед операциями молитву. На врачебных совещаниях всегда сидел в президиуме в рясе, клобуке и с панагией. Много сил отдавая устройству Красноярской епархии, шестидесятилетний Владыка работал и как врач по 8−9 часов в сутки, делая ежедневно 4−5 операций! Как ни раздражал он власти, но они вынуждены были терпеть его как блестящего хирурга и консультанта, лауреата Сталинской премии! Так Господь и в гонениях не оставляет верных своих слуг.
В 1944 г. архиепископа Луку переводят на Тамбовскую кафедру, а через два года — на Крымскую. Именно здесь, в Крыму, наиболее полно раскрылись все Богом данные своему избраннику дары, в том числе дары прозорливости и чудотворения. Свидетельств тому очень много. Анастасия Демидова, забыв о том, что работать в большие праздники нельзя, попала в беду: обварила в кипящем на кухне баке обе ноги. Консилиум хирургов постановил ампутировать ноги. Молитвами владыки и его хирургическим мастерством дело обошлось без ампутации. Сейчас женщина жива и вполне здорова, полностью владеет ногами и с благодарностью поминает в молитвах своего спасителя.
Безнадежно больной Семен Трофимович Каменской попросил Владыку присутствовать на его операции.
— Веруешь ли ты в Бога? — спросил святитель Лука.
— Верую, Владыка, но в Церковь не хожу.
— Молись, благословляю тебя и отстраняю от операции. Пятнадцать лет ты не будешь иметь никакой болезни.
Так и случилось по молитвам святителя.
Однажды привели к Владыке двенадцатилетнего мальчика, у которого опухоль с шеи свисала на грудь. Владыка сказал его матери:
— Никаких операций. Приведете его ко мне через три дня.
Сильна была молитва святителя: через три дня мать привела к нему сына без всяких следов опухоли.
Инокиня Александра рассказала мне во время пребывания в Свято-Троицком Соборе Симферополя, как она получила дважды исцеления у мощей святителя Луки. Первый раз — у нее распухла рука. Она пошла в Троицкий собор к отцу Леониду, который обычно несет дежурство у раки и благословляет каждого, подошедшего поклониться мощам святителя.
— Вот, отец Леонид, перелома руки нет, а все распухло и болит. Дважды уже обращалась в Республиканскую больницу. Ничего не могут определить.
— Так подойди к мощам святителя.
И вот я подошла, приложила руку — и уже через полчаса вся опухоль спала.
Во второй раз очень сильно простыла. Подошла к раке с мощами, взяла лепестки цветов, которые стояли у раки. Прийдя домой, сделала ванну для ног с этими лепестками, попарила ноги — и все сразу прошло.
Иногда было достаточно одного его благословения, наложенного на больного крестного знамения, чтобы исцелялись тяжелейшие недуги.
Святитель Лука преставился 11 июня 1961 г. — в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших, и это, конечно, была особая Божья милость к Своему исповеднику. Святитель Лука был погребен в ограде Храма Всех святых. Известно много случаев исцеления людей по молитвам к святителю Луке еще до его канонизации Православной Церковью. Сам испытавший наветы и гонения, святитель Лука помогал и тем, кто был несправедливо осужден, кому грозило несправедливое наказание.
Почти 35 лет мощи святого покоились в земле. В марте 1996 года, после того, как было принято решение о канонизации святителя, были обретены мощи святого. Протодиакон Василий Марущак так описывает события этой ночи: «Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно пели панихиды и стихиры Кресту (была Крестопоклонная неделя — В.М.). Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, святитель!"…»
После трех дней было совершено перенесение мощей святителя в кафедральный Свято-Троицкий Собор. И здесь случилось настоящее чудо, когда мощи святого заносили в собор, он сквозь мантию явил всем свое лицо!
Мощи святителя оказались нетленными. Подходя к мощам, я попросил священника открыть раку, чтобы приложиться к панагии святителя Луки. Узнав о том, что я приехал поклониться святителю из Москвы, священник милостиво исполнил мою просьбу. Я, конечно, знал, что мощи святых благоухают, но то, что я ощутил, наклонившись над ракой святителя Луки, невозможно передать словами: такое со мною было впервые. Из раки поднимался сильнейший непередаваемый аромат.
Слава святителя Луки растет и ширится год от года. Она вышла уже за пределы нашей страны. По его святым молитвам произошли, например, чудесные исцеления в Греции, где он стал очень почитаемым. Один больной мальчик, сын мэра небольшого греческого городка, исцелился от своей серьезной болезни, просто положив на грудь под рубашку фотографию святителя. Потом точно так же исцелялись и другие люди. Делегации греческих иерархов и священников неоднократно посещали Крым. В Греции была изготовлена новая, из чистого серебра, рака для мощей святителя. Она уже передана в дар Крымской епархии вместе с новой, изготовленной в Греции панагией и новым облачением для почитаемого святого.
Подвиг святителя Луки — подвиг ревностного стояния в Православной вере в смутную эпоху явных и тайных перерождений — сегодня особенно актуален. И то, что святитель именно сейчас становится все более известен, совершается, конечно, по Божьему Промыслу. О нем написано уже немало книг, но число их, думается, будет расти год от году, ибо необычайный подвиг и масштаб личности святителя Луки нам еще предстоит осмыслить. Только что вышла удивительная по содержанию и судьбе новая книга о святителе-враче: «Земский путь святителя Луки». Ее автор — родственник святителя Луки — Владимир Александрович Лисичкин. Позволю себе сделать обширную выписку из предисловия к этой книге, чтобы дать понятие о ее содержании и о том, с каким трудом, как и всегда, правда о святых доходит до человеческих сердец: «Будучи в числе немногочисленных родственников архиепископа Луки, я испытывал неодолимую внутреннюю потребность и долг выразить свои чувства об ушедшем в 1961 году великом проповеднике. Сто лет спустя вслед за С. Нилусом непрестанно сокрушаясь о всеобщем оскудении веры в Христианском мире, сердцем своим с великой горечью и болью отзываясь на установившееся в последние десятилетия мировой Христианской жизни зло братоненавистничества и человеконенавистничества, видя как Христианский мир заливается кровью войн и усобиц, с ужасом обращая свой испуганный взгляд на богоотступничество цвета русского общества, призванного стоять во главе умственного и нравственного развития истерзанной и окровавленной Родины, этой Богом поставленной хранительницы Православного духа, в законном ослеплении своем, был уверен, что угас уже истинный дух Православия в России, оскудел преподобный, не стало праведника, и стало быть, неизбежна для нее, а с нею, по слову великих русских подвижников духа, и для всего богоотступнического мира участь библейских Содома и Гоморры. Мои попытки достучаться до власть предержащих с мольбой и предложением опубликовать воспоминания родственников о великом соотечественнике, а я уже договорился с представителями второго колена — сыновьями архи <епископа> Луки Михаилом, Валентином и Алексеем о создании с Божьей помощью такого труда, — оказались гласом вопиющего в пустыне. В 70-х — 80-х годах прошлого века я пять раз обращался к секретарям ЦК КПСС, издательствам «Мысль», АПН, Прогресс. Партийные бонзы казенно отвечали, что тема не актуальна. А издатели упомянутых издательств цинично ссылались на дефицит бумаги и перегруженный редакционный портфель. Сейчас я понимаю наивность моих попыток достучаться христианской мольбой до атеистических сердец партийной номенклатуры. Ведь на дворе крепчал маразм брежневской эпохи, и бумага требовалась в огромных количествах на издание литературных и идеологических испражнений Леонида Ильича, в исполнении партийных борзописцев Чаковского, Коротича, Бурлацкого, ставших в годы перестройки записными демократами и главными редакторами «Литературной газеты» и «Огонька». Правда, единожды власти вспомнили о моих предложениях. Это случилось сразу же после выхода в западном издательстве «Имка-Пресс» книги Марка Поповского «Жизнь и Житие В.Ф.Войно-Ясенецкого» и чтения глав из этой книги радиостанциями «Свобода» и «Немецкая волна». Всех родственников поочередно вызывали в Московское, Одесское и Ленинградское УКГБ. Со мной, как москвичом, беседовал полковник Б. Ноткин из Центрального аппарата КГБ. Он интересовался, как семейный архив, включая письма архи <епископа> Луки к детям и родственникам, попали к М.Поповскому. Здесь следует совершенно открыто сказать, что М. Поповский фактически украл уникальные письменные памятники и фотографии, отражающие различные периоды жизни Св. Луки. Я не знаю, по какому праву (возможно по голосу крови) бывший личный секретарь арх. Луки Е. Лейкфельд отдала М. Поповскому часть личного архива арх <иепископа> Луки. Но когда, бряцая регалиями члена Союза писателей СССР, Поповский явился к моим одесским и ленинградским родственникам с просьбой передать ему для ознакомления личную переписку, то первая реакция была отказать. М. Поповский буквально в ногах валялся и слезно просил хотя бы на неделю дать ему возможность ознакомиться с письмами арх <иепископа> Луки, его рисунками, заметками, картинами, библиотекой. И сердце родственников дрогнуло. Однако одна неделя превратилась в годы, а уникальные свидетельства о жизни Святого уплыли вместе с М. Поповским за границу. Об этом эпизоде неприятно писать, но читатель должен знать истинное лицо так называемого писателя, а в действительности мошенника и вора М.Поповского. Зарабатывая грязные деньги на включении имени русского Святого в механизм антисоветской пропаганды в 70-е — 80-е годы XX века, взломщик от Союза писателей СССР фактически оскорбил чистую память Святого. Несмотря на перенесенные от советской власти нечеловеческие страдания, архиепископ Лука до своей кончины оставался патриотом. Как истинный Христианин он считал, что советская власть послана Богом русскому народу в качестве наказания за отступления от Божественных заповедей и народ должен пройти эти испытания и вернуться к Истиной Вере Православной».
В светлый юбилей 10-летия со дня прославления святого миллионы православных в России, на Украине, в Греции и других странах (есть сведения, что по молитвам святого совершаются чудеса исцелений и в католическом мире) почтят в личности святителя Луки подвиг всей Православной Церкви в жестоком ХХ веке, подвиг верных, которых призывает Святая Церковь на Божественной Литургии: «Придите, вернии!» Святитель стал образцом мужества, верности и одновременно любви и милосердия. Для многих людей это прежде всего — Чудесный Врач, по молитвам которого совершались чудесные исцеления как при его земной жизни, так и ныне. И потому, с надеждой и любовью обращаясь к святителю Луке, многие из нас сегодня произнесут: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!»
http://rusk.ru/st.php?idar=103879
|