Русская линия | Андрей Рогозянский | 15.11.2005 |
Внешне это напоминает картинки из голливудских фильмов катастроф или переворот, происшедший где-нибудь в третьем мире. Реальность, которая в одночасье затмевает все остальные события, заполоняет собой выпуски теленовостей, вынуждает власти теряться, голословно угрожать, перечить друг другу, демонстрировать свою очевидную растерянность и в завершение всего раздраженно оправдываться. Что это? Откуда такой широчайший общественный резонанс и такая серьезность по отношению, в сущности, к обыкновенным уличным выходкам?
«Огненному ноябрю» отданы сотни сообщений и пространных аналитических материалов. Политики твердят об угрозе, острие которой направлено против республиканских институтов; эксперты находят в последних событиях прообраз социальных конфликтов будущего. Тема погромов поглощает всеобщее внимание, жизнь почти целиком вращается вокруг сводок прошедшей ночи и тревожного ожидания следующей. Но едва ли большинство французов при этом действительно испытывают опасения за свою жизнь или за сохранность своей собственности. Никто не поверит и в то, что «герилья», брожение городской черни, способна существенно повлиять на общественную ситуацию в стране: перерасти в настоящую революцию, установить господство мусульман, пошатнуть международный престиж Франции или заметно ухудшить положение дел в ее экономике. Потрясение внутреннее. Это то, что можно коротко расценить как экзистенциальный шок и что относится к комплексу туманных, но неодолимых предчувствий недоброго, проистекающих из лишенного механизмов доверия «цивилизованного образа жизни».
Взрывы террористами бомб тоже страшны, но они, как злодеяния одиночек, имеют конкретные имя и замысел. Осеннее зарево в Париже осветило неумолимое: распадается общество… Подобно Пизанской башне, строение всеобщего комфорта, свободы и благоденствия, дает все больше крена. По Европе, вслед за призраком коммунизма начал свой путь куда более тлетворный и разрушительный дух — дух войны всех против всех, непонимания и разобщения, злобного торжества «я» вопреки окружающим. Подростки из Сен-Дени, выходцы из семей южных переселенцев, выступают первыми, но далеко не единственными манифестантами этой самодовольной и агрессивной свободы. Драгоценная, поколениями выношенная мечта о европейском доме, с изящностью построенном, безопасном, комфортном и сытом, разбивается о реальность отпущенных на волю всепожирающих потребления и соперничества.
Об этом буквально вопиет европейская философская мысль ХХ в. Вообще говоря, символично, что первой отчетливые последствия распада почувствовала на себе Франция. Именно она в творчестве П. Тейяр де Шардена, Г. Марселя, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра, «великих пессимистов» Ж.-П.Сартра и А. Камю и других ознакомила мир с проблематикой современного общества и человека. Сделав это воистину по-французски, с психологической тонкостью и даже изыском. В отличие от англосаксонских культур, которых всегда, если можно так выразиться, интересовала технология голого успеха. Ведь даже развитие свободных рыночных отношений, ставшее чем-то наподобие нового категорического императива, встречает немалые трудности. Вспомним одно из определений, которые дают нынешней экономике: «кредитная». Это на переходе от пассивных «сокровищ» к свободно обращаемому капиталу стали возможны торгово-промышленный взрыв и технический прогресс последних столетий. Однако не забудем: сам кредит по происхождению (от лат. credit — он верит) тесно связан с мотивами общественной нравственности и солидарности. Известный политолог и экономист Френсис Фукуяма подводит такой итог: «Преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которой избавлены общества с высоким уровнем доверия». Устойчивый рост некоторых национальных диаспор, в которых всегда находят возможность «без проблем занять у своих», показывает, как много теряет сообщество, поставившее во главу индивидуальную выгоду и безличный процент.
Тем более это касается социальной и государственной жизни, которая по определению стоит и движется принципом «общественного договора». Договор же — не просто документ, с обоих сторон убористо исписанная бумажка. Как минимум, это способность слышать другого. Это умение без лукавства и точно, приемлемым для окружающих образом представлять свои взгляды и побуждения. Это готовность считаться не только с собой, уступать ради пользы дела, держать свое слово, хранить и блюсти положения достигнутых соглашений. Часто ли теперь встречаются упомянутые качества в людях? Очевидно, что нет. Внутреннее самочувствие колеблется, но всегда в одинаково одномерной системе: от страдания к наслаждению и обратно. Рефлексия и поведение целиком погружены в это, в то время как главный вопрос — от чего должно получать наслаждение, а по поводу чего страдать? — остается вне поля зрения, как бы в отсутствующем втором измерении. К примеру, благополучие ближнего… Предмет ли это для удовлетворения или страданий? Или чужое страдание… Нормально ли при виде его испытывать внутреннее наслаждение? Данные вопросы перестают совсем волновать либеральное общество, рассыпавшееся в ворох субъективных мирков, давно узаконившее прихоти «я», пускай даже идущие в явный ущерб «я» другого. И так наряду с энергией доброжелательства, дара, терпения и постоянства отходит в прошлое сама социальность. Ибо упомянутые свойства в ничуть не меньшей степени, чем Конституция и всеобщие выборы, независимый суд и самоуправление, способны определять лицо нации и государства.
Вывод из сказанного: нет ничего особенного в том, что заряд имманентной агрессии прежде всего прорывается на городских окраинах, в среде иммигрантов, вернее, их младшего поколения. В объяснении причин погромов приоритет отдается обычно трем версиям: социальной, религиозно-этнической и криминальной. Изредка возникают сравнения и с баррикадами «красного 68-го», когда властям длительное время не удавалось взять под контроль выступления прокоммунистических студенческих групп. Увы, реальная последовательность событий не позволяет ни одну них считать убедительной.
Верно, что в беспорядках участвовали дети иммигрантов-мусульман, однако ошибкой будет видеть в исламском радикализме главенствующий фактор. В мятежных пригородах в основном собрались выходцы из стран Магриба — Алжира, Марокко, Мавритании, Туниса, бывших колоний Франции на побережье Северной Африки. Эта часть арабской диаспоры, в отличие от уроженцев Ближнего Востока, Ирана и Аравии, остается почти сплошь внерелигиозной и аполитичной. В ряде случаев радикальные исламистские организации, такие как «Братья мусульмане», из опасений преследования выступили на стороне властей и способствовали восстановлению порядка на улицах. Заметим также, что значительная часть проживающих в Сен-Дени — негры, не исповедующие ислам, и именно с них, точнее, со смерти двух чернокожих мальчиков, начались выступления и массовые поджоги.
Верно и то, что для выражения недовольства имеются веские социальные основания: низкие доходы, плохое жилье, презрительное отношение коренных французов, высокая безработица, отсутствие нормальных образования и медицины. Но правда и то, что подобного рода проблемы уже во вторую очередь затрагивают молодежь и подростков. Многим из поджигателей едва исполнилось 12−13 лет, и это не им самим, но матерям и отцам впору выдвигать требования к правительству о расширении прав и возможностей. К тому же (деталь, прошедшая как-то мимо новостных репортажей и комментариев), большинство автомашин, магазинов и складов горели вовсе не в респектабельных кварталах, а в пригородах. Если же так, и объектами диверсий становилось имущество тех же иммигрантов, возникает резонный вопрос: а для чего вообще вести речь о социальном, межнациональном и межрелигиозном конфликте?
Про майские баррикады в Сорбонне тем более вспоминать нечего. Молодежный бунт 1968 г. был бунтом левых интеллектуалов и проходил на фоне острейшего внутриполитического кризиса, связанного с выбором Францией своего пути, напряженностью в отношениях с США и выходом из НАТО. Коммунисты в те годы могли вполне легальным путем завоевать власть в стране, и лишь поздняя голлевская правая реакция остановила реализацию их планов.
В лице французских студентов-бунтарей Запад имел системную оппозицию капитализму, культу богатства, неравноправию мировых отношений, формирующемуся обществу потребления. Одновременно с конфликтом идеологии, конфликтом внутренних ценностей это еще был и конфликт поколений, черты которого ясно прочитывались в надписи на стенах университета: «Что есть авторитет? Что есть Бог? То и другое — образ отца, природная функция которого — подавление».
С тех пор отгремели споры, и социально-экономические и политические принципы западного строя давно не подвергаются сомнению. Накопленный пар молодежного протеста ушел в «сексуальную революцию»: свободная любовь, рок-н-ролл, наркотики… Общество потребления вышло победителем из борьбы; социализм же марксистского толка обрушился, так что страны, где он прежде господствовал, теперь сами ищут совета и покровительства на Западе. Значительно ослабла и традиционная семейная и общественная иерархия: образ отца и, опосредованно, старшего поколения не является больше довлеющим, и подростки используют все плоды либеральной независимости в разных сферах: в школе, на досуге и внутри дома. Нравы в среде иммигрантов с Востока, правда, остаются более консервативными. Но не будем же мы всерьез утверждать, что ноябрьские погромы в городах Франции — это осознанная и массово спланированная месть недорослей своим папам и мамам, и пострадали от поджогов почти исключительно семейные авто…
Нет, если мы намерены проводить параллели, параллели должны быть иные и простираться через полсвета, в страны Латинской Америки. Прозябающие здесь в нищете многочисленные банановые республики являются в некотором роде модельными в плане социальных последствий глобализации. Живущие под боком у такого большого и требовательного соседа как Соединенные Штаты, они уже более века испытывают на себе все прелести нового колониализма, совершающего свое шествие под либеральными лозунгами и знаменами. Ужасающая поляризация в доходах — 1:150, хроническое недоедание у половины детей. Рабский труд на сельскохозяйственных плантациях и только отдельные очаги цивилизации и благополучия в особых кварталах городов и элитных поселках за колючей проволокой, с камерами постоянного видеонаблюдения и овчарками. Плюс к этому почти полная потеря национальной культуры и поголовное воспитание на поруках у Диснея и Голливуда. Суммируем сказанное с алкоголизацией и легким доступом к наркотикам (марихуана, кока везде под ногами, в натуральном виде) — и картина общественной деградации, а зачастую и дегенерации прямого, психофизиологического вида, окажется в целом закончена.
Это то, на что однажды посетовал профессор из бразильского университета: «Вам хорошо, у вас еще люди что-то понимают; а здесь мало кто видит связь между карнавалом сегодня и тем, что через девять месяцев появляются дети» (согласно статистике, кривая рождаемости к данному моменту, действительно, идет резко вверх). Также и девиантное, отклоняющееся от нормы, поведение и проблема молодежных группировок выглядят совершенно иначе. В районах, где живут бедные латиноамериканцы, никому не придет в голову просто так, без присмотра оставить машину на ночной улице, а вблизи даже самой мелкой лавки постоянно дежурит охранник с винтовкой или помповым ружьем в руках. Кражи, насилие, вандализм, воспринимаются как своеобразная норма. Вся жизнь, в соответствии с этим, давно приняла оборонительные, замкнутые, минимально-достаточные формы.
Криминальные кланы, «гэнги», или, по-здешнему, «марас», между которыми город поделен территориально, являются неотъемлемой частью местного жизнеустройства и полностью замещают собой государство, право, общественные связи. Для справки: в целом по центральноамериканским странам количество «марас» оценивается в 600 тыс. человек при совокупной численности полиции и армии в 200 тыс. Все виды преступлений, о которых мы получаем представление только теперь, включая такие кошмары, как похищения людей ради продажи в рабство или с целью изъятия внутренних органов, нашли здесь себе место. И это не «закон джунглей», не возвращение к диким феодальным порядкам, но закономерный финал развития либерализма, при которой никто и ничто не мешает усматривать ходовой товар в сетчатке глаза или почке соседа — фактически, извлекать удовольствие, потребляя другого.
Обстановка во французских пригородах до сих пор была чересчур хороша и спокойна для этого. По сути, она представляла собой перенесение стандартов европейского благополучия и безопасности на среду районов, где на самом деле образ жизни и мировоззрение мало чем отличаются от трущоб Боготы и Тегусигальпы. Время расставляет все по своим места. Прогноз будущего неутешителен: массовые беспорядки удастся замять, однако автомашинам, магазинам и школам и впредь предстоит гореть по ночам. По крайней мере, до тех пор, пока проблемные пригороды не преобразуются к латиноамериканскому виду. Или исламизируются до того, чтобы война всех против всех сменилась согласным джихадом против неверных.
Но первое — вероятней. Ведь для отпущенной на волю стихии воинствующего субъективизма даже ислам в его политизированном виде выглядит идеей, неприемлемо сложной. Это не тот девиант, который подробно, на примере «классического» городского молодежного «гэнга» изучали в 1930—1950-х годах К. Бёрт и Р.Мертон. На смену детям бедных рабочих окраин, приехавших в город с родителями из отдаленной провинции, приходят так называемые «TV kids» и «latch key kids» — дети с ключом на веревочке, которые выросли в обстановке полного семейного безразличия и не почерпнули от своих пап и мам никаких иных представлений о людях, кроме завистливой конкуренции и раздражения при столкновении с желаниями другого, несхожего «я».
Американский социолог Д. Рисмен назвал это «неполной эмоциональной занятостью» — скукой, отсутствием цели, способной активизировать высшие способности психики: нравственную энергию, внутреннюю культуру и упорядоченность, альтруизм и удовлетворение от единства. Зато неполная эмоциональная занятость с восторгом встречает экстремальные ситуации, яркие впечатления и «адреналин». И, если Камю выражал назревающую психическую революцию формулой «Другой — это ад», то прямым продолжением этого служит стремление сделать свое «я» адом для окружающих.
В центре сегодняшнего бунта молодых людей стоит уже не вопрос статуса, согласования с группой, альтернативной социализации. Девиантность становится не «блатной» альтернативой обществу, а сугубо деструктивным явлением. Выплеск агрессии, переход от хронической депрессивной подавленности к ярости происходит молниеносно и почти не имеет под собой побудительных рациональных причин. Уничтожению подвергается все, что первым приходит в голову или попадает под руку. Гнев группы подростков по поводу смерти товарищей послужил только спусковым крючком. Для остальных, принявших участие в погромах, тем паче в других городах, гибель двоих в трансформаторной будке не имела особенного значения. Важно было просто увидеть пример успешной, замечаемой многими и целиком безнаказанной акции. Буйный эффект на подростков произвела сама открытая ими технология разрушительства.
Один американский журналист, свидетель массовых беспорядков в парижских пригородах, отмечает полную иррациональность, стихийность происходящего: «Подростки просто связываются друг с другом по телефону или по интернету, сообщая своим друзьям, где они собираются „отличиться“ в следующий раз. В их противостоянии с государством нет политики: только бесчисленные акты вандализма». По другому его наблюдению, французский бунт — это «не уличные бои, а действия хулиганов: разбить окно, бросить туда бутылку с зажигательной смесью, а потом убежать».
Не случайно, ведущей характеристикой для преступлений в молодежной и, особенно, в подростковой среде становится слово «бессмысленный». Явление хулиганизма (от англ. Hooley’s gang, т. е. группировка Хулина — одна из крупнейших лондонских банд конца XIX — начала ХХ в.) со своей строгой организацией и отдельной субкультурой достижения успеха на изнанке индустриального мегаполиса отступает и меркнет перед нескончаемой чередой случаев уличного снайперства и немотивированных массовых расстрелов, для которых в США придумана специальная идиома «going postal», указывающая на особую склонность к пальбе в помещении почтовых отделений. Не меньше впечатляют и истории в школах. По статистике, громкий расстрел сверстников и учителей происходит в Соединенных Штатах не менее одного раза в год. Последний прецедент — в марте, штат Минессота. 15-летний Джеффри Виз тогда застрелил девять человек и ранил пятнадцать, а потом застрелился сам. «Поражают хладнокровие и злорадная отчаянность, — писали журналисты, подробно исследовавшие эту историю, — с которой работают американские маньяки-расстрельщики. Они не оставляют ни малейшего шанса ни себе, ни жертвам. Как правило, следствие потом долго теряется в догадках, что же послужило причиной кровавой расправы».
Проблема массовых расстрелов и немотивированного насилия вообще побуждает под несколько иным углом зрения взглянуть на события последних дней во Франции. Что такое происходит в обществе, из-за чего трагедии распространяются повсюду и своим повторением наводят на мысль о захватившем человечество сдвиге? Типовая отсылка к социальным противоречиям и проблемам, дескать, виною всему бытовая неустроенность мигрантов и невозможность их реализовать способности в обществе, в данном случае ничего не решает. Напротив, в Париже, Дижоне, Лионе агрессия подростков в каком-то смысле носила даже гуманные формы: объектами ночных поджогов служили пустые, а не наполненные людьми автомобили, автобусы и школы. Наиболее же тяжелое, демонстративное насилие, направленное на окружающих, почти во всех случаях имеет характер своего рода «занятия элитарного» и совершается теми, кто «на все сто» уверен в себе и имеет хороший достаток.
Показательно, что расстрелы в публичных местах принято относить к явлениям типично американским, т. е. получившим распространение внутри наиболее благополучного в материальном отношении общества (хотя известно и то, как недавно в Германии 19-летний Роберт Штайнхойзер расстрелял из помпового ружья и пистолета 17 человек на экзамене). И чаще всего таким способом пытаются прославить себя представители белой расы, а не цветные. У нас, к слову, насилие пока, слава Богу, не принесено в школу, однако в военных частях расстрелы офицеров и сослуживцев регулярно случаются в соответствии с теми же мотивами «суперменства». «Калашников» в руках караульного непреодолимо волнует, возбуждает воображение, жжет руки. В определенную минуту все мысли, весь жизненный выбор сужаются до того, чтоб «доказать, что ты можешь» — передернуть затвор и разрядить магазин всамделишней очередью. Не стоит подробно доказывать то, что подобная «свобода самореализации» является прямой производной от либерального культа желаний и противопоставления своего «я» остальным.
В подростковой среде все большее распространение получают садистские склонности. По стране от Владивостока до Ставрополя отмечаются многочисленные примеры зверского истязания и убийств молодыми людьми бездомных. Охота в компании за бомжами становится своеобразным развлечением, подросткам начинает безумно нравиться то, что раньше вызывало ужас и внутренний шок: вид человеческой смерти. Нередко агрессия перебрасывается на другие незащищенные группы: пенсионерок-старушек, девочек-сверстниц, младших детей. Растет также число комбинированных тяжких преступлений, при совершении которых молодые люди заранее не имеют перед собой четко поставленных целей, а, что называется, «входят в раж»: подошли вечером к машине, попросили подвезти, по дороге решили ограбить, после затеяли издевательства с избиением, совершили убийство, машину угнали и сожгли с трупом…
От этого, конечно, далеко до открытых и массовых акций, похожих на последние погромы во Франции. Агрессия голодных различается от агрессии сытых, но она остается агрессией. При изменении социальных условий, резких потрясениях можно не сомневаться: почва для деструктивного поведения, неуправляемого недовольства уже загодя подготовлена в масштабах целого общества. Тем более, у европейских подростков немного шансов проявить себя более цивилизованным и выдержанным образом, чем у сверстников из числа афроазиатов.
О последнем следует подумать в плане аналогичных угроз и для нашей страны. По следам событий во Франции сегодня многие выступают с предупреждениями о возможности «бунта мигрантов». Однако, опасность нельзя понимать приходящей к нам со стороны. Для современной России в значительно большей степени, чем для Запада, актуальны проблемы экономико-политической нестабильности. Нам прежде всего нужно не взорвать себя самих. Ведь в обществе, также разобщенном и лишенном необходимых доверия и доброжелательства, несущем на себе множество до конца незаживших исторических ран, никто точно не знает: где начинаются и на чем могут оканчиваться рамки допустимых проявлений отрицания и гнева?
Хаос в западноевропейских городах, возникший внутри иммигрантских кварталов, как и непрерывная цепь насилия, вошедшего в обычай латиноамериканского низа, вкупе с кристальной, но нечеловечески страшной логикой терактов Басаева в Буденновске и Беслане, доселе невиданным и неслыханным ВИЧ-терроризмом только отчасти приоткрывают перед реальность возможной тотальной розни и эгоистического террора каждого против каждого. Ибо так просто превратить в сущий кошмар жизнь окружающих и так сложно восстановить равновесие и открытость. Ничто не мешает сегодня соседским подросткам без всяких политических или религиозных идей, а просто «от нечего делать», сжечь у вас под окном автомашину. Нет никаких помех для вооруженных банд, как в Центральной Америке, раз за разом останавливать за пределами городской черты рейсовые автобусы и развлекать себя, расстреливая поголовно всех пассажиров. Если же этого не происходит, если в умах до сих пор пересиливает идея разумного соглашения и безопасности, значит нужно возблагодарить Бога за этот чудом остающийся в современности островок здравого смысла и не спешить переходить за черту, отделяющую худой мир от доброй ссоры, выражение политических и национальных чувств от пучины уличных манифестаций и насильственного, революционного перелома.
http://rusk.ru/st.php?idar=103868
|